Основные направления современной прозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:15, доклад

Описание работы

Литературу двадцать первого века трудно подвергнуть какой-либо структуризации и обобщению силу целого ряда объективных причин:
- Наличие культурного и языкового плюрализма как следствия социальной дифференциации общества. Безграничное число субкультур порождает не меньшее количество стилей и способов самовыражения.
- Переживание наиболее сложного периода в истории современной культуры, когда смена одной ценностной шкалы при отсутствии чётко обозначенной новой системы нравственных ориентиров порождает настроения нигилизма, депрессии и всеобщего отрицания. - Современная культура – это эпоха эклектики, полного смешения стилей, направлений, субкультур и семиотических систем.

Содержание работы

Введение
Альтернативная история
Постмодернизм
Неореализм
Военная проза
Массовая литература.
Заключение

Файлы: 1 файл

основные направления.docx

— 31.97 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Введение
  2. Альтернативная история
  3. Постмодернизм
  4. Неореализм
  5. Военная проза
  6. Массовая литература.
  7. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Литературу двадцать первого  века трудно подвергнуть какой-либо структуризации и обобщению силу целого ряда объективных причин:

- Наличие культурного  и языкового плюрализма как  следствия социальной дифференциации  общества. Безграничное число субкультур  порождает не меньшее количество  стилей и способов самовыражения. 
 -  Переживание наиболее сложного периода в истории современной культуры, когда смена одной ценностной шкалы  при отсутствии  чётко обозначенной новой  системы нравственных ориентиров порождает настроения нигилизма, депрессии и всеобщего отрицания.   -  Современная культура – это эпоха эклектики, полного  смешения стилей, направлений, субкультур и семиотических систем. Поэтому подчас бывает трудно, даже невозможно, отделить реализм от постмодернизма, наивно-бытовую философию от концептуально осмысленной и индивидуально понятой реальности.

-  Крайняя  нестабильность современной социокультурной среды, которую можно охарактеризовать не как  установленную, но  как  становящуюся систему   с присущим ей огромным количеством разнородных и разнонаправленных процессов.

   Современная культура  – это эпоха эклектики, полного  смешения стилей, направлений, субкультур и семиотических систем. Поэтому подчас бывает трудно, даже невозможно, отделить реализм от постмодернизма, наивно-бытовую философию от концептуально осмысленной и индивидуально понятой реальности, антиутопические настроения молодых авторов от своеобразной попытки, преодолев всеобщий нигилизм и депрессию, выйти на качественно новый уровень восприятия мира и себя в нём.

Те м не менее я попробовала  систематизировать произведения современной  русской прозы и выделить несколько  основных направлений: альтернативная история, постмодернизм, неореализм, военная проза, массовая литература.

2. Альтернативная история

Альтернати́вная исто́рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Александр не умер в 33 года, а продолжил жить и править своей империей.

В произведениях, созданных в жанре  альтернативной истории, непременным  элементом сюжета является изменение  хода истории в прошлом (относительно времени создания произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например, пришельцевиз будущего, происходит что-то отличное от происходившего в реальной истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории — события начинают развиваться по другому пути. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность.

В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения  во времени используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во времени, называемый иногда «парадоксом убитого дедушки».

3.Постмодернизм

Постмодернизм - основное направление современной философии,  искусства и науки. Философия постмодерна отказалась от классики, открыв новые способы и правила интеллектуальной деятельности, что явилось своеобразным ответом на рефлексивное осмысление происшедших в ХХ в. глобальных сдвигов в мировоззрении. Она прояснила те базовые понятия и те установки и ориентации, которые стали основополагающими в интеллектуальной деятельности, характерными для стиля мышления эпохи:

  1. Отказ от истины, а, следовательно, от таких понятий, как исток, причина. Взамен вводится термин «след», как то единственное, что нам остается вместо прежней претензии знать точную причину.
  2. Неприятие категории «сущность», ориентирующей исследователя на поиск глубин, корней явлений, приводит к появлению понятия «поверхность». В такой ситуации остаются невостребованными термины «цель», «замысел», предпочтительными становятся «игра», «случай».
  3. Отказ от категорий истина, сущность, цель, замысел есть, по сути, отказ от категориально понятийной иерархии, характеризующий и исследовательский, и даже литературный текст в модерне. Это понятие не работает в постмодерне, сделавшем ставку на «анархию».
  4. В дискурсе модерна имели большое значение понятия «метафизика», и «трансцендентное». Постмодерн противопоставляет «метафизике» «иронию» а «трансцендентному» - «имманентное».
  5. Если модерн стремился к «определенности», то постмодерн тяготел в «неопределенности», делая это понятие одним из центральных.
  6. На смену терминам «жанр» и «граница» текста приходят «текст», или «интертекст» что дает мыслителю свободу творить, пренебрегая требованиями традиции.
  7. Постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на деконструкцию, деструкцию, то есть перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

В своей основе постмодернизм антитоталитарен. Недаром Ж.-Ф. Лиотар подмечает: «Определяющим  для постмодернизма является не только то, что нет больше мифов единства, но и то, что их потеря не вызывает огорчения». Ценность человека определяется фактом его эмпирического существования, и постмодернисты не считают себя вправе предъявлять ему дальнейшие культурные требования, вырабатывать в нем нормативное «я». Фактичность  и есть ценность, это данное, а  не заданное, наличествующее, а не долженствующее быть. Постмодерн как культура оказывается  чисто количественным феноменом  – физическое приращение, возрастание  бытия, «восстание масс».

Своего пика постмодернистское  мироощущение достигло в 80-е годы, причем это было двойственное чувство: с  одной стороны, ощущалась исчерпанность  постмодернистских представлений, с другой – ничего нового им на смену не пришло. Более того, постмодернизм втягивал в поле своего воздействия все новые и новые сферы культурного сознания.

Постмодерн все еще существует и развивается на наших глазах. Возможна еще любая бифуркация в  идеях и представлениях. Будущее, даже самое ближайшее, непредсказуемо и своим событийным рядом и  его возможным теоретическим  осмыслением.

Современные писатели постмодернисты: Сергей Макарович Гандлевский, Дмитрий  Александрович Пригов, Дмитрий Быков, Юрий Мамлеев и др.

 

 

4. Неореализм

Значимым явлением современной литературной жизни можно назвать деятельность современных молодых писателей неореалистического толка.  Сами понятия «реализм» и «реалистический метод» сейчас следует воспринимать с некоторой оговоркой. В эпоху культурной эклектики большая часть произведений возникает на стыке разных, иногда даже противоположных, художественных методов. Именно поэтому современный реализм может выражать себя, пользуясь средствами постмодернизма и поставангарда.  Об этом очень точно и филологически грамотно пишет в своей работе Ирина Адельгейм, молодой российский учёный, критик и переводчик с польского языка: «Выбирая в качестве отправной точки сюжета «здесь и сейчас», узнаваемую  современность, молодые писатели, однако, нередко погружают его затем в фантасмагорию. Предсказуемая как будто поначалу повседневность ставится с ног на голову, открывая свою абсурдную и жуткую изнанку, но подчиняется в конечном счёте стереотипам и критериям сегодняшней реальности».   Ссылка на М. Сеневича делает мысль Ирины Адельгейм о сложной природе неореализма ещё более выпуклой и очевидной: «Реализм изображения общественных язв имеет свои границы. Этот деградировавший, дьявольский мир, этот реализм…требует магии и гротеска. Позитивизм обращается в метафизику…».  
          Затрудняясь в ряде случаев отграничить собственно реалистический  метод подачи материала от модернизма и авангарда, поскольку сейчас эти направления активно между собой взаимодействуют, мы тем не менее, в качестве исходных критериев для определения неорализма в России выделили следующие:

1.Стремление к бытописанию (описанию  значимых, важных сторон жизни  современного общества);

2. Отклик на важные исторические  события своей эпохи, отображение  их в творчестве;

3. Активное использование многочисленных  «языков современности», сотканных  из медийной культуры, интернета,  СМИ, молодёжного жаргона и  рекламных слоганов. 
Можно назвать немало имён молодых многообещающих писателей постсоциалистического пространства: это Алиса Ганиева и ее книга «Салам тебе, Далгат» действуют все главные персонажи современного Дагесана: маргиналы и модники, восторженные романтики и молодые прожигатели жизни, суфии ваххабиты. Один летний день молодого махачкалинца по имени Далгат позволит увидеть изнутри северокавказское общество, стоящее на грани гражданской войны.

 Роман Сенчин с произведением «Московские тени» .Это хроника жизни москвичей, чьи судьбы переплетаются самым странным и причудливым образом. Это рассказ о тех, кто никогда не возьмет кредит, не поедет за границу, не купит "Бентли", не проверит, что бриться "Жилетом" лучше, чем обычной бритвой. Эти люди - лишь "тени" в мире богатых и успешных. Их миллионы, но только миллионы и могут стать портретом современности. Такой, какая она есть, – без прикрас и гламура, но с верой в кухонное братство и чеховскую светлую грусть.

А так же Аркадий Бабченко,  Ирина Богатырёва,  Ирина Мамаева, Майя Кучерская, Сергей Переляев, Валентин Постников.

 

 

5. Военная проза.

Еще одно направление современной прозы - это военная проза , которая затрагивает не Великую Отечественную Войну, а чеченскую войну. читается, что «литература о чеченской войне началась с Аркадия Бабченко».  В декабре 2001 года в журнале «Октябрь»  был опубликован цикл его коротких рассказов «Десять серий о войне». Слово «серия», а не «рассказ» выбрано автором не случайно: пройдя в 24 года сквозь горнило этого страшного, совсем не юношеского, испытания, Аркадий Бабченко кинематографически достоверно описал войну так, как видел её собственными глазами. В рассказе  «Кусок чужой войны» возникает чувственно осязаемый, представленный на уровне ярких зрительных образов, поданных в импрессионистической манере, пугающий и отталкивающий мир, в котором убийство - обычное, даже будничное, дело: 
        «Январь двухтысячного. Несколько недель после Нового года. Слякотное поле в пригородах Грозного… 
     Невысокое пасмурное небо, непрекращающийся, задравший уже всех дождь, вечная  вода в землянках, холод, туман и слякоть, слякоть, слякоть… 
       В этой слякоти живут люди. Несколько сотен человек приехали сюда за  несколько сотен километров, нарыли ям в земле и копошатся в этой глине уже несколько месяцев…». 

             Война в Чечне становится одной из ключевых тем современной мужской прозы.  Молодых авторов, которые совсем ещё мальчиками прошли через эту безумную и дикую встряску, Чечня буквально «от себя не отпускает».

Вслед за Аркадием Бабченко, буквально три года спустя (в 2004 году) молодой писатель Захар Прилепин, уроженец деревни Ильинка Рязанской  области, написал роман «Патологии». Как отмечает критик Роман Сенчин, в этом произведении «много боевых сцен, герои романа -  сильные, мужественные ребята, есть чёткая грань, делящая людей на своих и врагов. ... Сам же герой, да и остальные ребята, вынужденные убивать, умирать…по своей натуре люди совершенно  не военные, они попали на войну против воли и сами восприняли то, что с ними случилось, как некую цепь патологий».

Нельзя оставить без внимания   книги Вячеслава Миронова  «Я был на этой войне» и Сергея Скрипаль  «Контингент» (Сергей Скрипаль сегодня  живет в Ставрополе и недавно  посещал наш университет). Авторы были очевидцами и участниками большинства описываемых событий. 

  Для таких кинорежиссёров рассказы Аркадия Бабченко, Сергея Скрипаль, Захара Прилепина, Вячеслава Миронова  – настоящая находка, так как они могут быть использованы в качестве сценарной основы для практически любого фильма на военную тему.

 

 

 

 

 

6. Массовая литература

Массовая  литература, паралитература (от греч. παρα- — около) — совокупность литературных жанров и форм, обращённых к неквалифицированному читателю, воспринимающему произведение без рефлексии по поводу его художественной природы, и потому носящих упрощённый характер.

Прямого отношения к истории литературы как искусства слова массовая литература не имеет: ее развитиеосуществляется как диктуемый рыночной конъюнктурой отбор наиболее «ходкого» литературного  товара и серийное изготовление продукции  по его образцу. Массовая литература, по мнению большинства ученых, представляет собой категорию литературных произведений, относимых к маргинальной сфере  общепризнанной литературы и отвергаемых  как псевдолитература. Часто её еще  называют тривиальной, развлекательной, эскапистской, рыночной, “дешевой”. Другими  словами, массовая литература в этом случае не столько жанровое, сколько  оценочное определение.

Массовой литературе чужды  выработка новых выразительных  средств, выход за пределы жанрового  канона, переосмысление литературной и культурной традиции; она воспроизводит  привычные нормы культуры и морали, отвергая «дух экзистенциального поиска», присущий высокой литературе. Именно в этом смысле «общая, определяющая черта всей паралитературы — эскапизм, уход от реальности». Массовая литература не знает авторской индивидуальности.

Информация о работе Основные направления современной прозы