Основные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Оставив по не совсем понятным причинам университет, М.Ю. Лермонтов в 1832г. переезжает в Петербург, где он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимает участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.

Содержание работы

Введение 3
1. Тема одиночества в лирике Лермонтова 5
2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова 8
3. Тема любви в творчестве Лермонтова 13
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Основные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В Г. ДОМОДЕДОВО

 

 

 

 

 

 

 

Отделение среднего

профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пестерева Валерия Анатольевна

 

Реферат по дисциплине «Литературе»

 

Тема: Основные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова

 

Студенческий билет № 027-136 / ДОУ и А (210) - 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка I курса

группа ДК-11/9

 

Преподаватель:

Максимова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

Домодедово 2011

 

Содержание

 

Введение 3

1. Тема одиночества в лирике Лермонтова 5

2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова 8

3. Тема любви в творчестве Лермонтова 13

Заключение 15

Список литературы 16

 

Введение

 

Михаил Юрьевич Лермонтов жил и творил в так называемую «эпоху безвременья». В эпоху ссылок, казней, запретов, социального неравноправия «рабов» и «господ». Этот мир был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в имение бабушки Е.А. Арсеньевой – Тарханы, Пензенской губернии. В три года Лермонтов остался без матери. В доме Арсеньевой Лермонтов получил превосходное домашнее образование.

С 1827 М.Ю. Лермонтов живет  в Москве, где продолжил свое обучение в Московском университетском благородном пансионе. Именно в этот период его жизни и начала зарождаться душа поэта.

В 1830 г. М.Ю. Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В этом же году было впервые напечатано стихотворение Лермонтова "Весна" в журнале "Атеней".

Оставив по не совсем понятным причинам университет, М.Ю. Лермонтов  в 1832г. переезжает в Петербург, где он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимает участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.

В ноябре 1834 года Лермонтов  был произведен в корнеты лейб-гвардии  Гусарского полка.

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного  статуса: многочисленные стихотворения  в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная поэма «Хаджи Абрек» резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет. Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением «Смерть поэта», откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку, как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов  изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах; изучал восточный  фольклор. Публикация в 1837 стихотворения  «Бородино» упрочила славу поэта.

3 января 1838 г. М.Ю. Лермонтов возвратился и выпустил в свет произведения "Песня про ... купца Калашникова", "Дума", "Поэт", "Тамбовская казначейша", "Три пальмы".

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом привела к  аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях, за что представляется к наградам.

В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в  литературных и светских кругах. Лермонтов  обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности; в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения.

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов  задерживается в Пятигорске для  лечения на минеральных водах. Случайная  ссора с соучеником по юнкерской  школе Н. С. Мартыновым приводит к  «вечно печальной дуэли» и гибели поэта.

Похоронен Михаил Юрьевич Лермонтов был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах.

 

1. Тема одиночества в лирике Лермонтова

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

Его одиночество  в свете отразилось в стихотворении "Дума". Здесь он показал, насколько  современное поколение отстало  в духовном развитии. Малодушие светского  общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении  постоянно встречается местоимение "мы". Его причастность к духовно  обанкротившемуся поколению позволяет  ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с  позиции будущих поколений.

Эту же мысль  Лермонтов выразил и в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен". Здесь он чувствует себя одиноким среди "приличьем стянутых масок", ему неприятно прикосновение "красавиц городских". Он один противостоит этой толпе, ему хочется "дерзко бросить  им в лицо железный стих, облитый  горечью и злостью".

В стихотворении "И скучно и грустно" вся  жизнь сведена к "пустой и глупой шутке". И действительно, она не имеет смысла, когда "некому руку пожать в минуту душевной невзгоды". В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в  обществе, но и в любви и дружбе.

В стихотворении "Благодарность" присутствует все  тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную "за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету  друзей", но в этой благодарности  слышится упрек в неискренности  чувств, поцелуй он считает "отравой", а друзей - лицемерами, оклеветавшими  его.

В стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю..." видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает "прошлое страданье  и молодость погибшую свою". Он устремляется в воспоминания, и перед  ним предстают "уста живые" и "огонь в глазах". Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста "давно немые", что огонь в глазах "давно погас". Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении "Завещание", написанном в форме  исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину  с "пустым сердцем". Армеец говорит  о ней: "Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет... Ей ничего не значит". Эта женщина вобрала  в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий  боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой  имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

"Сон" - стихотворение с новеллистическим  сюжетом. Оно написано от имени  человека, находящегося на грани  жизни и смерти, который видит  во сне свою возлюбленную, видящую  сон о смерти любимого ею  мужчины. В этом стихотворении  переплетены мотивы любви и  смерти. В своем сне герой как  бы прощается с любимой женщиной  перед тем, как хочет отойти  в мир иной.

Стихотворение "Молитва" построено как монолог  лирического героя. В нем он молится  о счастье любимой, о ее душе. Здесь  присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого  участия и заинтересованности лирического  героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится  с силами "мира холодного".

В "Утесе" Лермонтов рассказывает о непрочности  человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так  дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, "по лазури весело играя".

В стихотворении "На севере диком" рассказывается о сосне, стоящей "одиноко на голой  вершине". Ей снится пальма, которая "в пустыне далекой, в том  крае, где солнца восход", стоит, как  и сосна, "одна и грустна". Эта  сосна мечтает о родственной  душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении "Листок" мы видим мотивы одиночества  и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он "прижался у корня чинары высокой", но она  прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и  этот листок, искал себе приюта, но так  и не нашел.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с  темой одиночества. Его отношение  к России было двояко. С одной  стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые  царили в русском обществе в 30-е  годы XIX столетия.

В стихотворении "Родина" поэт говорит: "Люблю  отчизну я, но странною любовью!" Он любит ту Россию, в которой  были "дрожащие огни печальных деревень", "дымок спаленной жнивы", "на холме средь желтой нивы чету белеющих берез".

В стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен" он раскрыл тему "малой Родины", изобразив имение Тарханы.

Уже в  ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта  на непонятность окружающими и одиночество. Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова оттенок изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения.

Одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его  внутреннего мира, поэтому тема эта  носит для него глобальный характер, приобретает в лермонтовских  произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с  помощью излюбленного Лермонтовым  образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела.

 

2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

 

Лирика Лермонтова, как  писал Луначарский, - “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы, отчаяние от сознания одиночества. Стихи Лермонтова носят исповедальный характер.

Одной из главных тем в лирике Лермонтова является тема поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в лермонтовских стихотворениях, - это человек с твердой и страстной волей.

В стихотворении “Поэт”, одном из первых стихотворений Лермонтова, поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв  восхищения проходит, и художник о  нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:

Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет 

Всю душу...

И вдруг хладеет жар ланит,

Его сердечные волненья

Все тише, и призрак бежит!

Лермонтов рисует образ  поэта, который под властью вдохновенья  “чарует свет” своими стихами, но, когда вдохновенье покидает его, он забывает этот “огонь небесный”  и только хранит в себе “первые впечатления” о нем.

В стихотворении “Молитва” Лермонтов называет творчество “всесожигающим костром”, а “жажду песнопений” - “страшной”. Это существенно отличает его от поэтов прошлых лет, в особенности от Пушкина, для которого поэзия - дар, приходящий легко и естественно. Но Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то, и это нашло отражение в душах людей, в их жизненных потребностях. Лермонтов также замечал, что в сей век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт” 1838 года. Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов - это игрушка с золотой отделкой:

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене  –

Увы, бесславный и безвредный!

Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением бездействия кинжала для сравнения его с поэтом:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Поэт вспоминает славное  прошлое, когда поэт достойно выполнял свою миссию:

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Лермонтов заканчивает стихотворение вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный  пророк.

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовней ради денег.

Художественное своеобразие  стихотворения заключается в  том, что поэт сравнивается с кинжалом - грозным оружием. В стихотворении  много риторических вопросов, метафор, эпитетов.

Информация о работе Основные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова