Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:37, реферат
Оставив по не совсем понятным причинам университет, М.Ю. Лермонтов в 1832г. переезжает в Петербург, где он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимает участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.
Введение 3
1. Тема одиночества в лирике Лермонтова 5
2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова 8
3. Тема любви в творчестве Лермонтова 13
Заключение 15
Список литературы 16
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИЛИАЛ В Г. ДОМОДЕДОВО
Отделение среднего
профессионального образования
Пестерева Валерия Анатольевна
Реферат по дисциплине «Литературе»
Тема: Основные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова
Студенческий билет № 027-136 / ДОУ и А (210) - 11
Студентка I курса
группа ДК-11/9
Преподаватель:
Максимова Т.И.
Домодедово 2011
Содержание
Введение 3
1. Тема одиночества в лирике Лермонтова 5
2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова 8
3. Тема любви в творчестве Лермонтова 13
Заключение 15
Список литературы 16
Михаил Юрьевич Лермонтов жил и творил в так называемую «эпоху безвременья». В эпоху ссылок, казней, запретов, социального неравноправия «рабов» и «господ». Этот мир был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве. В возрасте неполного года родители привезли его в имение бабушки Е.А. Арсеньевой – Тарханы, Пензенской губернии. В три года Лермонтов остался без матери. В доме Арсеньевой Лермонтов получил превосходное домашнее образование.
С 1827 М.Ю. Лермонтов живет в Москве, где продолжил свое обучение в Московском университетском благородном пансионе. Именно в этот период его жизни и начала зарождаться душа поэта.
В 1830 г. М.Ю. Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В этом же году было впервые напечатано стихотворение Лермонтова "Весна" в журнале "Атеней".
Оставив по не совсем понятным причинам университет, М.Ю. Лермонтов в 1832г. переезжает в Петербург, где он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимает участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.
В ноябре 1834 года Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная поэма «Хаджи Абрек» резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет. Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением «Смерть поэта», откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку, как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах; изучал восточный фольклор. Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.
3 января 1838 г. М.Ю. Лермонтов возвратился и выпустил в свет произведения "Песня про ... купца Калашникова", "Дума", "Поэт", "Тамбовская казначейша", "Три пальмы".
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях, за что представляется к наградам.
В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности; в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения.
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» и гибели поэта.
Похоронен Михаил Юрьевич Лермонтов был на кладбище в Пятигорске, а в апреле 1842 г. гроб с телом Лермонтова перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах.
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
Его одиночество
в свете отразилось в стихотворении
"Дума". Здесь он показал, насколько
современное поколение отстало
в духовном развитии. Малодушие светского
общества, струсившего перед разгулом
деспотизма, вызывало у Лермонтова
гневное презрение, но поэт не отделяет
себя от этого поколения: в стихотворении
постоянно встречается
Эту же мысль
Лермонтов выразил и в
В стихотворении "И скучно и грустно" вся жизнь сведена к "пустой и глупой шутке". И действительно, она не имеет смысла, когда "некому руку пожать в минуту душевной невзгоды". В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе.
В стихотворении "Благодарность" присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную "за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей", но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает "отравой", а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю..." видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает "прошлое страданье и молодость погибшую свою". Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают "уста живые" и "огонь в глазах". Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста "давно немые", что огонь в глазах "давно погас". Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении "Завещание", написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с "пустым сердцем". Армеец говорит о ней: "Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет... Ей ничего не значит". Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
"Сон"
- стихотворение с
Стихотворение "Молитва" построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами "мира холодного".
В "Утесе" Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, "по лазури весело играя".
В стихотворении "На севере диком" рассказывается о сосне, стоящей "одиноко на голой вершине". Ей снится пальма, которая "в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход", стоит, как и сосна, "одна и грустна". Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
В стихотворении "Листок" мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он "прижался у корня чинары высокой", но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
В стихотворении "Родина" поэт говорит: "Люблю отчизну я, но странною любовью!" Он любит ту Россию, в которой были "дрожащие огни печальных деревень", "дымок спаленной жнивы", "на холме средь желтой нивы чету белеющих берез".
В стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен" он раскрыл тему "малой Родины", изобразив имение Тарханы.
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающими и одиночество. Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души. Тема одиночества приобретает у Лермонтова оттенок изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом, ни отчизна не дают ему успокоения.
Одиночество, воплощенное в поэме Лермонтова в различных формах, составляет суть духовного бытия поэта, основу его внутреннего мира, поэтому тема эта носит для него глобальный характер, приобретает в лермонтовских произведениях космические, вселенские масштабы, нередко реализуется с помощью излюбленного Лермонтовым образа Демона, гонимого, отверженного Богом ангела.
Лирика Лермонтова, как писал Луначарский, - “это последнее эхо декабрьского восстания”. Его по праву можно назвать одним из основоположников реализма в русской литературе. Его лирика носит революционный характер, в ней выражен протест против самодержавия и рабства в лице крепостного права, в ней звучит презрение к современности, жажда борьбы, отчаяние от сознания одиночества. Стихи Лермонтова носят исповедальный характер.
Одной из главных тем в лирике Лермонтова является тема поэта и поэзии. Поэт, образ которого возникает в лермонтовских стихотворениях, - это человек с твердой и страстной волей.
В стихотворении “Поэт”, одном из первых стихотворений Лермонтова, поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”. Но вскоре этот порыв восхищения проходит, и художник о нем забывает. Лермонтов пытается понять сущность поэта и такого явления, как вдохновение:
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу...
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Лермонтов рисует образ
поэта, который под властью
В стихотворении “Молитва” Лермонтов называет творчество “всесожигающим костром”, а “жажду песнопений” - “страшной”. Это существенно отличает его от поэтов прошлых лет, в особенности от Пушкина, для которого поэзия - дар, приходящий легко и естественно. Но Лермонтов видит разъединение людей, а не их общность. Он видит, что люди изменились, что общество уже не то, и это нашло отражение в душах людей, в их жизненных потребностях. Лермонтов также замечал, что в сей век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Об этом он четко сказал в своем стихотворении “Поэт” 1838 года. Автор использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием. Боевой кинжал был снят отважным казаком с убитого господина, затем стал предметом купли-продажи. В конце концов - это игрушка с золотой отделкой:
Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене –
Увы, бесславный и безвредный!
Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Автор пользуется положением бездействия кинжала для сравнения его с поэтом:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Поэт вспоминает славное прошлое, когда поэт достойно выполнял свою миссию:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Лермонтов заканчивает стихотворение вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк.
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?.
Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Он осознавал то печальное положение, в котором находились поэт и поэзия, и старался бороться за жизнь настоящего, подлинного искусства, а не заменять его пустой болтовней ради денег.
Художественное своеобразие стихотворения заключается в том, что поэт сравнивается с кинжалом - грозным оружием. В стихотворении много риторических вопросов, метафор, эпитетов.