Основные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Оставив по не совсем понятным причинам университет, М.Ю. Лермонтов в 1832г. переезжает в Петербург, где он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимает участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.

Содержание работы

Введение 3
1. Тема одиночества в лирике Лермонтова 5
2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова 8
3. Тема любви в творчестве Лермонтова 13
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Основные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Для самого Лермонтова творчество - это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он осознавал, что поэзия призвана объединять людей, сила заключенного в слове чувства - зов человечества к высшей духовности.

Из стихотворения “Есть  речи - значенье...” мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в  поэзию при всей мучительности творческого  процесса. “Из пламя и света  рожденное слово” вызывает не просто волнение, а страстное желание  творчества, порыв броситься к нему навстречу:

Как полны их звуки 

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Это творчество, вера в “слово”, помогают поэту сохранить веру в  жизнь, в духовные, нравственные ценности и не пасть духом.  
К сожалению, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях.

В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” Лермонтов  показывает три разные точки зрения на проблемы современности. Читатели обращают внимание на:

Во-первых, серая бумага,

Она, быть может, и чиста;

Да как-то страшно без перчаток...

Читаешь - сотни опечаток!

Для читателей скучен простой  и гордый язык, их тешат глупые романы, блеск и обманы, читатель замечает:

“В чернилах ваших, господа,

И желчи едкой даже нету –

А просто грязная вода”.

Журналист тоже ругает писателей, но у него, в основном, мелкие нападки: он говорит, что рад бы вовсе не браниться. Но в этом мире все опирается  на деньги, и материальное благополучие для него важнее:

Приличье, вкус - все так условно;

А деньги все ведь платят ровно...

Поэтому журналист уговаривает  сочинителя написать что-нибудь, чтобы  было, что критиковать. Но писатель не хочет представить свои творения на суд читателя:

Но эти страшные творенья

Читает дома он один,

И ими после без зазренья

Он затопляет свой камин.

Автор не хочет, чтобы его  творения назвали “бранью коварной”, но он не хочет и покупать славу такой ценой.

В этот век “позорно малодушных”  людей поэт, “на мелочь душу разменяв”, гибнет жертвой общих мнений, что для него особенно болезненно.

Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году. Возвышенная идея общественного  служения поэта в образе пророка, одухотворенного высокой идеей  и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его:

С тех пор как вечный судия 

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я 

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви 

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои 

Бросали бешено каменья.

Картине грубости, мелочности мещански настроенной толпы Лермонтов  противопоставляет величественный образ природы, необыкновенной силы и красоты:

И вот в пустыне я живу...

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

В этом противопоставлении восторженного внимания звезд к  пророческой речи поэта бездушному, жестокому отношению людей чувствуется  глубокий протест Лермонтова против этого бездушия. В. Г. Белинский писал  по поводу “Пророка”: “Какая глубина  мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться  России”.

Лермонтов выступил достойным  преемником Пушкина в вопросах о  месте и назначении поэта и  поэзии в современном обществе. Продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.

 

3. Тема любви в творчестве Лермонтова

 

Лермонтовский романтизм  основан на твердом убеждении, что  существует "жизнь иная", что  человек создан для любви, для  счастья. Любовь занимает большое место  в поэзии Лермонтова, но в творчестве Лермонтова любовь носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности - Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:

Душа моя должна прожить в  земной неволе

Не долго. Может быть, я не увижу  боле

Твой взор, твой милый взор, столь  нежный для других.

Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: "Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом". В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют "обычные", скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки - это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:

У ног других не забывал

я взор твоих очей.

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней.

Основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым - это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом  мечты.

Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: "Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет". Бабушка Лермонтова говорила: "Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви".

В стихотворении "Сонет" поэт пишет:

Я памятью живу с увядшими мечтами,

Виденья прежних лет толпятся предо  мной,

И образ твой меж них, как месяц  в час ночной,

Между бродящими блистает облаками.

Традиционным в творчестве Лермонтова, связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или  не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью  проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает  над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни  и хочет успеть сделать как  можно больше за тот небольшой  срок, который отведен ему на земле. Ему "жизнь ненавистна, но и смерть страшна". Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены  душевные переживания поэта, богатство  его внутреннего мира. Он повсюду  ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны  с думами о несовершенстве мира к  отдельной человеческой личности.

 

Заключение

 

Михаил Юрьевич Лермонтов  вступил в литературу в конце 30-х годов и уже тогда заявил о себе как о блестящем поэте, продолжателе пушкинских традиций.

«Явился Лермонтов, - писал Белинский, - и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого литературного поприща? - а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального поэта».

Литературная жизнь Михаила  Юрьевича продолжалась на протяжении неполных тринадцати лет (с 1828 года по 1841 год) и насчитывает более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.

В основе всего творчества поэта лежит противоречие, противопоставление мечты и реальности, героя и  общества. В его стихах сквозит  глубокая неудовлетворенность положением вещей. Часто Лермонтов избирает для своего героя образ одинокого  человека, изгнанника, демона.

Ненависть и сарказм по отношению к «гнусной российской действительности» николаевского времени, неугасимое стремление к свободе, жажда деятельной жизни и борьбы — вот что объединяло Лермонтова с такими основоположниками революционно-демократической мысли в России, как Белинский и Герцен. Недаром Белинский находил в поэзии Лермонтова воплощение своих собственных дум и скорбей. Недаром Герцен говорил о Лермонтове, что он «всецело принадлежит к нашему поколению».

 

Список литературы

 

  1. Белинский, В. Г. Собрание сочинений в 3 томах. – М.: Книжный клуб Книговек, 2011. – 2112 с.
  2. Марченко А. Лермонтов. – СПб.: Астрель, 2010. – 624 с.
  3. Михайлов В. Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие. – М.: Эксмо, 2011. – 464 с.
  4. М.Ю.Лермонтов Собрание сочинений в 4 томах. / под ред. В.Алексиной. – М.: Терра Книжный клуб, 2009. – 2078 с.
  5. Интернет – источники.

 


Информация о работе Основные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова