Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:37, реферат
Оставив по не совсем понятным причинам университет, М.Ю. Лермонтов в 1832г. переезжает в Петербург, где он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Там он принимает участие в составлении журнала "Школьная заря", в котором были помещены его поэмы "Уланша", "Петергофский праздник", "Гошпиталь", и его юнкерские стихи.
Введение 3
1. Тема одиночества в лирике Лермонтова 5
2. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова 8
3. Тема любви в творчестве Лермонтова 13
Заключение 15
Список литературы 16
Для самого Лермонтова творчество - это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он осознавал, что поэзия призвана объединять людей, сила заключенного в слове чувства - зов человечества к высшей духовности.
Из стихотворения “Есть речи - значенье...” мы понимаем, почему в Лермонтове побеждала вера в поэзию при всей мучительности творческого процесса. “Из пламя и света рожденное слово” вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, порыв броситься к нему навстречу:
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Это творчество, вера в “слово”,
помогают поэту сохранить веру в
жизнь, в духовные, нравственные ценности
и не пасть духом.
К сожалению, он чувствовал себя одиноким
в своих убеждениях.
В стихотворении “Журналист, читатель и писатель” Лермонтов показывает три разные точки зрения на проблемы современности. Читатели обращают внимание на:
Во-первых, серая бумага,
Она, быть может, и чиста;
Да как-то страшно без перчаток...
Читаешь - сотни опечаток!
Для читателей скучен простой и гордый язык, их тешат глупые романы, блеск и обманы, читатель замечает:
“В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету –
А просто грязная вода”.
Журналист тоже ругает писателей, но у него, в основном, мелкие нападки: он говорит, что рад бы вовсе не браниться. Но в этом мире все опирается на деньги, и материальное благополучие для него важнее:
Приличье, вкус - все так условно;
А деньги все ведь платят ровно...
Поэтому журналист уговаривает сочинителя написать что-нибудь, чтобы было, что критиковать. Но писатель не хочет представить свои творения на суд читателя:
Но эти страшные творенья
Читает дома он один,
И ими после без зазренья
Он затопляет свой камин.
Автор не хочет, чтобы его творения назвали “бранью коварной”, но он не хочет и покупать славу такой ценой.
В этот век “позорно малодушных” людей поэт, “на мелочь душу разменяв”, гибнет жертвой общих мнений, что для него особенно болезненно.
Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году. Возвышенная идея общественного служения поэта в образе пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ жизни во имя служения этой высокой идее. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Эгоистическая, мелкая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, она дошла до преследования, глумления и унижения его:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Картине грубости, мелочности
мещански настроенной толпы Лермонтов
противопоставляет
И вот в пустыне я живу...
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
В этом противопоставлении
восторженного внимания звезд к
пророческой речи поэта бездушному,
жестокому отношению людей
Лермонтов выступил достойным преемником Пушкина в вопросах о месте и назначении поэта и поэзии в современном обществе. Продолжил мысль о гражданском назначении поэзии, она должна откликаться на насущные нужды современности.
Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует "жизнь иная", что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова, но в творчестве Лермонтова любовь носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности - Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: "Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом". В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют "обычные", скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки - это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:
У ног других не забывал
я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.
Основное противоречие романтического
восприятия мира Лермонтовым - это противоречие
между идеалом и
Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: "Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет". Бабушка Лермонтова говорила: "Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви".
В стихотворении "Сонет" поэт пишет:
Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной,
Между бродящими блистает облаками.
Традиционным в творчестве
Лермонтова, связанным с его личным
опытом, стал мотив неверной возлюбленной,
недостойной великого чувства или
не выдержавшей испытания
Михаил Юрьевич Лермонтов вступил в литературу в конце 30-х годов и уже тогда заявил о себе как о блестящем поэте, продолжателе пушкинских традиций.
«Явился Лермонтов, - писал Белинский, - и первыми своими опытами заставил всех смотреть на его талант с изумленным ожиданием чего-то великого. Много ли успел написать он в течение своего краткого литературного поприща? - а между тем, нужен был только один смелый голос, чтоб за Лермонтовым, с первых же опытов его, утвердить имя великого, гениального поэта».
Литературная жизнь Михаила Юрьевича продолжалась на протяжении неполных тринадцати лет (с 1828 года по 1841 год) и насчитывает более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.
В основе всего творчества поэта лежит противоречие, противопоставление мечты и реальности, героя и общества. В его стихах сквозит глубокая неудовлетворенность положением вещей. Часто Лермонтов избирает для своего героя образ одинокого человека, изгнанника, демона.
Ненависть и сарказм по отношению к «гнусной российской действительности» николаевского времени, неугасимое стремление к свободе, жажда деятельной жизни и борьбы — вот что объединяло Лермонтова с такими основоположниками революционно-демократической мысли в России, как Белинский и Герцен. Недаром Белинский находил в поэзии Лермонтова воплощение своих собственных дум и скорбей. Недаром Герцен говорил о Лермонтове, что он «всецело принадлежит к нашему поколению».