Основные виды искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:
в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Файлы: 1 файл

Основные виды искусства.docx

— 41.78 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат

 на тему:                                   

«Основные виды искусства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Баткаева Рената 
студентка группы 13ИПЛ-1

Преподаватель: Горланов Г.Е.

 

 

2013г.

 

 

Понятие искусства

Слово «искусство»  и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

в узком смысле это специфическая форма практически-духовного  освоения мира;

в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство —  особая подсистема духовной сферы жизни  общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень  мастерства в каком-либо деле. Это  значение слова присутствует в языке  до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали  все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими  нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова  сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства  являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования  искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм  и т.д.).

Искусство также  использует особые средства для воспроизведения  реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства  — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства  двойственна: для творца — это  художественное самовыражение, для  зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана  с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство —  важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и  искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные  понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного  сознания и как отрасль духовного  производства вырастало из производства материального, было первоначально  вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным. 
 
Декоративно-прикладное искусство

 Декоративно-прикладное  искусство,  раздел  искусства;  охватывает  ряд отраслей творчества,  которые  посвящены  созданию  художественных  изделий, предназначенных главным образом для быта.  Его  произведениями  могут  быть: различная утварь, мебель, ткани,  орудия  труда,  средства  передвижения,  а также одежда и  всякого  рода  украшения.  Наряду  с  делением  произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению  в  научной литературе со 2-й половины  19  в.  утвердилась  классификация  отраслей  по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево)  или  по  технике  выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия  и  т.д.).  Эта классификация  обусловлена   важной   ролью  конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его  непосредственной  связью  с производством. Решая в  совокупности,  как  и  архитектура,  практические  и художественные   задачи,   декоративно-прикладное   искусство   одновременно принадлежит  к  сферам  создания  и  материальных,  и  духовных   ценностей. Произведения  этого  вида  искусства  неотделимы  от  материальной  культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с  теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально- групповыми различиями. Составляя  органическую  часть  предметной  среды,  с которой  повседневно  соприкасается   человек,   произведения   декоративно- прикладного искусства своими эстетическими достоинствами,  образным  строем, характером  постоянно  воздействуют  на  душевное состояние человека,  его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.   Эстетически насыщая среду,  окружающую человека,  произведения  этого в то же время как бы поглощаются ею,  т.к.  обычно воспринимаются  во взаимосвязи с её архитектурно- пространственным решением, с входящими  в  неё другими предметами или их  комплексами  (сервиз,  гарнитур  мебели,  костюм, набор  ювелирных   изделий).   Поэтому   идейное   содержание   произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь  при ясном  представлении  (реальном   или   мысленно   воссозданном)   об   этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком. 

    Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями   и   пластическими   свойствами   материала,   часто   играетт основополагающую  роль  в  композиции  художественного  изделия.  Нередко  в декоративно-прикладном   искусстве   красота   материала,   пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура  служат  единственными  средствами воплощения эмоционально-образного  содержания  изделия (например,  лишённые декора изделия из стекла или др. ничем не  тонированных  материалов).  Здесь наглядно проявляется особое значение для  декоративно-прикладного  искусства чисто  эмоциональных,  неизобразительных  средств   художественного   языка, использование  которых  и   роднит   его   с   архитектурой.   Эмоционально- содержательный    образ    зачастую    активизируется    образом-ассоциацией (сопоставлением  формы изделия с каплей,  цветком,   фигурой   человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо др. изделием -  колоколом, балясиной и т.п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет  на его образную структуру.  Нередко  именно  благодаря  своему  декору  бытовой предмет   становится   произведением    искусства.    Обладая    собственной эмоциональной  выразительностью,  своим  ритмом   и   пропорциями   (нередко контрастными по отношению к форме,  как,  например,  в  изделиях  хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная,  праздничная  роспись поверхности различны по своему  эмоциональному  звучанию),  декор  зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в  едином  художественном образе.

      Для создания  декора широко привлекаются орнамент и элементы  (порознь или в самых различных сочетаниях)  изобразительного  искусства  (скульптура, живопись, реже - графика).  Средства  изобразительных  искусств  и  орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму  предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов;  сосуды  в  виде цветка,  плода,  фигуры  птицы,  зверя,  человека).  Иногда   орнамент   или изображение  становятся  основой  формообразования  изделия  (узор  решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать  декор  с формой, изображение - с масштабом и характером изделия, с  его  практическим и  художественным  назначением  приводит  к  трансформации   изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры  (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов  львиной  лапы,  крыльев  орла  и лебяжьей головы).

      В  единстве  художественной  и   утилитарной   функций   изделия,   во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического  начал проявляется синтетический характер  декоративно-прикладного  искусства.  Его произведения рассчитаны  на  восприятие  и  зрением,  и  осязанием.  Поэтому выявление красоты фактуры и пластических  свойств  материала,  искусность  и многообразие  приёмов  его  обработки  получают   в   декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

  Живопись

Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые  создаются  с  помощью  красок,  наносимых  на  какую-либо   твёрдую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет  идеологические и  познавательные  задачи,  а  также  служит сферой   создания   предметных эстетических ценностей, будучи одной из  высокоразвитых  форм  человеческого труда.

      Живопись  отражает и в свете тех или  иных концепций оценивает  духовное содержание эпохи, её социальное развитие. Мощно  воздействуя  на  чувства  и мысли   зрителей,   заставляя   последних    переживать    действительность, изображенную художником,  она  служит  действенным  средством  общественного воспитания.   Многие   произведения   живописи    обладают    документально- информационной ценностью.

      В силу  наглядности образа оценка жизни  художником,  выраженная  в  его произведении,  приобретает  особую  убедительность  для  зрителя.   Создавая художественные образы, живопись использует цвет и  рисунок,  выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с  недоступной  др. видам  изобразительного  искусства  полнотой воспроизводить  на   плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное  своеобразие и материальную плоть, глубину  изображаемого пространства,  свето-воздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно  воплощает  все  зримые явления реального  мира  (в  т.  ч.  природу в её  различных состояниях),ьпоказывает широкие картины жизни людей,  но  и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни  процессов  и  внутреннего  мира человека.

      Доступные  данному виду искусства  широта  и  полнота  охвата  реальной действительности сказываются и в обилии присущих  ей  жанров  (исторический, бытовой, батальный, анималистический и др.).

      По назначению, по характеру исполнения и образов  различают:  живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую  в организации архитектурного пространства, создающую  идейно-насыщенную  среду для человека; станковую (картины), более интимную по  характеру,  обычно  не связанную  с   каким-либо   определенным   местом;   декорационную   (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись;  миниатюру  (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.).

      По  характеру  веществ,  связующих  пигмент  (красящее  вещество),  по технологическим способам закрепления  пигмента  на  поверхности  различаются масляная  живопись,  живопись  водяными  красками  по  штукатурке  —   сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись,  восковая  живопись, эмаль, живопись керамическими красками  (связующие  —  легкоплавкие  стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом  на  керамике),  силикатными  красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т.  п.  Непосредственно  с  ней смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная  живопись, изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения  живописных  произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.

      Основное  выразительное средство живописи — цвет —  своей  экспрессией, способностью   вызывать   различные   чувственные    ассоциации    усиливает эмоциональность  изображения,  обусловливает   широкие   изобразительные   и декоративные возможности этого вида искусства. В произведениях он  образует цельную  систему  (колорит).   Обычно   применяется   тот   или   иной   ряд взаимосвязанных цветов и их  оттенков  (гамма  красочная),  хотя  существует также живопись оттенками одного  цвета  (монохромная).  Цветовая  композиция (система расположения   и   взаимоотношения   пятен   цвета)   обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на  ход  его  восприятия зрителем, являясь специфической для произведения частью  его  художественной структуры.  Другое  выразительное  средство  живописи  —  рисунок  (линия  и светотень)  —  ритмически  и  композиционно  вместе  с   цветом   организует изображение; линия  отграничивает  друг  от  друга  объёмы,  является  часто конструктивной основой живописной формы, позволяет  обобщённо  или  детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

Архитектура

  Архитектура  (лат. architectura, от  греч.  architйкtуn  — строитель),зодчество, система зданий и сооружений, формирующих  пространственную  среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти  здания и сооружения в  соответствии  с  законами  красоты.  Архитектура  составляет необходимую часть средств производства и материальных средств  существования человеческого общества. Её художественные образы играют значительную роль  в духовной жизни  общества.  Функциональные,  конструктивные  и  эстетического качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

      Произведениями  архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для  оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

      Предметом   целеустремлённой  организации   является   и   пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и  регулирование всей системы расселения выделились в  особую  область,  нераздельно  связанную  с архитектурой — градостроительство.

      Важнейшим   средством  практического   решения   функцией,   и   идейно- художественных  задач  архитектуры  является   строительная  техника.   Она определяет возможность и экономическую  целесообразность  осуществления  тех или иных пространственных  систем.  От  конструктивного  решения  во  многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры. Здание  должно  не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает  впечатление чрезмерной   тяжести;   зримая   (кажущаяся)    недостаточность    материала ассоциируется с  неустойчивостью,  ненадёжностью  и  вызывает  отрицательную эмоции. В ходе развития строительной техники новые принципы  архитектурной композиции, отвечающие  свойствам  новых  материалов  и  конструкций,  могут вступать в конфликт с традиционными  эстетическими  взглядами.  Но  по  мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия.

Информация о работе Основные виды искусства