Основные виды искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:24, реферат

Описание работы

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:
в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Файлы: 1 файл

Основные виды искусства.docx

— 41.78 Кб (Скачать файл)

      Качественные   изменения   строительной   техники,   создание    новых конструкций и материалов существенно повлияли  на  современную архитектуру. Особое   значение   имеет   замена   ремесленных    методов    строительства индустриальными, связанная с  общими  процессами  развития  производства,  с необходимостью повышения  темпов  массового  строительства  и  потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей.

      Основные  средства создания художественного  образа  в  архитектуре   — формирование   пространства   и   архитектоника.   При   создании   объёмно- пространственной композиции (в т. ч. и  внутренней  организации  сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии,  нюансы  или  контрасты  при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д.  Особое значение в архитектуре  имеют  соразмерность частей  и целого  друг  другу (система пропорций)  и соразмерность сооружения  и  его  отдельных   форм человеку (масштабность). В число художественных средств  архитектуры  входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается  различными  приёмами обработки поверхности здания. Целостная художественно-выразительная  система форм произведений архитектуры, отвечающая  функциональным  и  конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией.

    Устойчивая  общность  характерных особенностей  художественной  формы архитектуры  и  её  идейно-содержательной  программы  образует   её   стиль. Важнейшие   черты   стиля   проявляются   в  системе    функциональной    и пространственной организации сооружений,  в  их  архитектонике,  пропорциях, пластике, декоре.

Скульптура

 Скульптура (лат. sculptura, от sculpo  — высекаю,  вырезаю),  ваяние, пластика (греч. plastike, от plasso — леплю), вид искусства,  основанный  на принципе  объёмного,  физически  трёхмерного   изображения   предмета.   Как правило,  объект  изображения  в  скульптуре  —  человек,  реже  —  животные (анималистический жанр), ещё реже — природа (пейзаж)  и вещи  (натюрморт). Постановка  фигуры  в  пространстве,  передача  её  движения,  позы,  жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность  формы,  архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы,  весовых  отношений,  выбор пропорций, специфических в каждом случае характер силуэта являются  главными выразительными средствами этого вида искусства. Объёмная скульптурная  форма строится в реальном пространстве по  законам  гармонии,  ритма,  равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и  на  основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той  или  иной модели.

      Различают  две основные разновидности скульптуры.: круглую  скульптуру, которая свободно размещается  в  пространстве,  и рельеф,  где изображение располагается на плоскости, образующей  его  фон.  К  произведениям  первой, обычно требующей  кругового  обзора,  относятся:  статуя  (фигура  в  рост), группа (две или  несколько  фигур,  составляющих  единое  целое),  статуэтка (фигура,  значительные  меньшая натуральной величины),  торс  (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и т. д.

      По  содержанию  и  функциям  скульптура  делится   на   монументально- декоративную,  станковую  и  т.  н.  скульптуру   малых   форм.   Хотя   эти разновидности развиваются в тесном взаимодействии,  у  каждой  из  них  есть свои  особенности.  Монументально-декоративная:  скульптура  рассчитана   на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение. Она  носит ярко  выраженный  общественный  характер,  адресуется  к  массам   зрителей, размещается прежде всего в общественных  местах  —  на  улицах  и  площадях города, в  парках,  на  фасадах  и  в  интерьерах  общественных  сооружений. Монументально-декоративная     скульптура    призвана      конкретизировать архитектурный образ, дополнять  выразительность  архитектурных  форм  новыми оттенками. Способность монументально-декоративной скульптуры решать  большие идейно-образные задачи  с  особой  полнотой  раскрывается  в  произведениях, которые называют  монументальными  и  к  которым  обычно  относят  городские памятники,  монументы,   мемориальные   сооружения.   Величавость   форм   и долговечность материала соединяются в них с приподнятостью образного  строя, широтой обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с  архитектурой, носит более интимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры,  где её можно рассматривать  вблизи  и  во  всех  деталях,  являются  обычной  её средой. Тем самым определяются особенности пластического  языка  скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр,  ню,  анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем  монументально-декоративной, присущи  интерес к   внутреннему   миру   человека,   тонкий   психологизм, повествовательность.   Скульптура   малых   форм   включает   широкий   круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого  интерьера,  и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством.

      Назначение  и содержание скульптурного произведения определяют характер его  пластической  структуры,  а  она,  в  свою  очередь,  влияет  на  выбор скульптурного материала. От  природных  особенностей  и  способов  обработки последнего во многом зависит техника  скульптуры.  Мягкие  вещества  (глина, воск,  пластилин  и  т.  п.)   служат   для  лепки;   при   этом   наиболее употребительными инструментами служат проволочные кольца  и  стеки.  Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др.) обрабатываются  путём  рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей  материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы; для  обработки  каменного блока применяются молоток (киянка) и набор металлических  инструментов,  для обработки дерева — преимущественно фасонные  стамески  и  свёрла.  Вещества, способные переходить из жидкого  состояния  в  твёрдое (различные металлы, гипс,  бетон,  пластмасса  и  т.  п.),  служат  для   отливки   произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.

Театр

Театр (от греч. thйatron - место для зрелищ; зрелище), род  искусства. Театр - форма общественного сознания, он  неотделим  от  жизни  народа,  его национальной истории и культуры.  Художественного  подъёма  театр  достигает обычно тогда, когда он,  проникаясь  передовыми  идеями  эпохи,  борется  за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает сложность  внутреннего  мира человека, его устремления.

      Художественное  отражение  жизни,   утверждение   определённых   идей, мировоззрения, идеологии совершается  в  театре  посредством  драматического действия,  исполняемого  актёрами   перед   зрителем.   Борьба   характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов,  влияющих  на  судьбы людей, их отношения  лежат  в  основе  пьесы,  спектакля.  Специфика театра требует эмоционально-духовного единения  сцены  и  зрителей,  наличия  общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное  значение в  деле  эстетического,  нравственного  и   политического   воспитания.   Он располагает  для  этого  богатыми  средствами   художественного   обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя.

      Основой   театрального  представления   является   драма.   Литературное произведение   театр   переводит   в   область   сценического   действия   и специфической театральной образности; характеры,  конфликты  драмы  получают воплощение в живых лицах,  поступках.  Слово,  речь  -  важнейшее средство, которым вооружает театр драма. В  театре  слово  также  подчиняется  законам драматического действия. В одних  случаях  он  превращает  речь  в средство бытовой характеристики персонажа, в  других  -  раскрывает  через словесную ткань роли сложные конфликты сознания и  психологии  героя.  Речь  на  сцене может  иметь  форму  пространного  высказывания  (монолог),  протекать   как разговор  с  партнёром  (диалог),  адресоваться  зрителю  или  звучать   как размышление героя, его "внутренний монолог" и т. д.

      Театр - искусство  коллективное. Спектакль -  произведение,  обладающее художественным  единством,  гармонией  всех  элементов.  Он  создаётся   под руководством режиссёра и в соответствии с режиссёрским замыслом  совместными усилиями актёров, художника-сценографа,  композитора,  хореографа  и  многих других. В  основе  спектакля  лежит  режиссёрская  интерпретация пьесы,  еётжанровое,  стилистическое  решение.  Действие  спектакля   организовано   во времени (темп, ритм, нарастания  и  спады  эмоционального  напряжения)  и  в пространстве (разработка сценические  площадки,  принцип  её  использования, мизансцены, декорации, движение и пр.).

      Главный  носитель театрального действия  - актёр, в творчестве  которого воплощена  суть  театра.:  способность   захватывать   зрителей   художеств. зрелищем непосредственно протекающей  у  них  на  глазах  жизни,  творческим процессом её воплощения. Актёрский образ создаётся  на  основе  пьесы  и  её толкования режиссёром - постановщиком  спектакля.  Но  и  в  системе  строго организованного  спектакля  актёр   остаётся   самостоятельным   художником, способным лишь ему одному доступными средствами воссоздать  на  сцене  живой человеческий образ, передать сложность и богатство человеческой  психологии. Работа над собой и над ролью в процессе репетиций составляют, как считал  К. С. Станиславский, две неразрывно связанные между собой стороны  деятельности актёра.

      Часто актёр  создаёт на сцене образ, несходный  с  его  собственным,  в разных ролях меняется внешне и внутренне. При воплощении  облика,  характера персонажа  исполнитель  использует  средства  пластической   и   ритмической выразительности, искусство речи,  мимики,  жеста.  История  мирового  театра знает актёров, обладавших виртуозным мастерством внешней трансформации.

      В  музыкальном   театре  действие  воплощается  средствами  музыкальной драматургии, в основе которой  лежат  общие  законы  драмы  -  наличие  ясно выраженного    центрального    конфликта,    раскрывающегося    в     борьбе противодействующих сил,  определённая  последовательность  этапов  раскрытия драм. замысла. В  каждом  из  видов  музыкально-сценического  искусства  эти общие  закономерности  находят  специфическое   преломление   соответственно природе их выразительных средств: в опере  происходящее  на  сцене  действие выражается музыкой, то  есть  пением  действующих  лиц,  а также звучанием оркестра; в балете роль, аналогичная пению  в  опере,  принадлежит танцу и пантомиме. Вместе с тем и в том и  другом  случае  музыка  является  главным обобщающим средством, связывающим все элементы драмы  воедино.  В  оперетте, представляющей разновидность оперы с разговорным диалогом, большое  значение имеют  куплетная  песня  и  танец.  Выразительные  средства  драматического, оперного  и  хореографического  искусств,   эстрадной   и   бытовой   музыки используются в жанре мьюзикла.

Музыка

 Музыка (от греч. musikе, буквально — искусство  муз),  вид  искусства, который отражает действительность и  воздействует  на  человека  посредством осмысленных  и  особым   образом   организованных   звуковых   последований, состоящих  в  основном  из  тонов.  Музыка  —  специфическая   разновидность звуковой   деятельности   людей.   С    другими    разновидностями    (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т.  д.)  её  объединяет  способность выражать мысли, эмоции и  волевые  процессы  человека  в  слышимой  форме  и служить средством общения людей и управления их  поведением.  Вместе  с  тем она  существенно  отличается  от  всех  остальных  разновидностей   звуковой деятельности  людей.  Сохраняя  некоторое  подобие  звуков  реальной  жизни, музыкального звучания принципиально отличаются от  них  строгой  высотной  и временной   (ритмической)   организованностью.   Эти   звучания   входят   в исторически сложившиеся системы, основу которых составляют  тоны.  В  каждом музыкальном произведении тоны образуют свою систему вертикальных  соединений и горизонтальных последований — его форму.

      В содержании  музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их  ведущее  место  в  музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной)  и  временной  природой музыки, позволяющей ей, с одной  стороны,  опираться  на  многовековой  опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их другим членам  общества прежде всего и главным образом посредством  именно  звуков  и,  с  другой  — адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со  всеми его  изменениями  и  оттенками,  динамическими   нарастаниями   и   спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

      Из различных  видов эмоций музыка воплощает главным образом настроения. Широко представлены в музыкальном  содержании  также эмоциональные стороны интеллектуальных и волевых качеств личности (и  соответствующих  процессов). Это позволяет данному виду искусства раскрывать  не  только  психологические состояния людей,  но  и  их  характеры.  В  максимально  конкретном  (но  не переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении  эмоций музыка  не   знает   себе   равных.   Именно   на   этом   основано   широко распространённое определение её как «языка души» (А. Н. Серов).

      Стремясь  к более широкому охвату мира  философских и  социальных  идей, композиторы   часто   выходят   за    пределы    так    называемой    чистой (инструментальной  непрограммной)  М.,  обращаясь  к  слову   как   носителю конкретного    понятийного    содержания    (вокальная     и     программная инструментальная  М.,  см.  Программная  музыка),  а  также  к  сценическому действию. Благодаря синтезу со словом, действием  и  др.  формируются  новые типы музыкальных  образов,  которые  устойчиво  связываются  в  общественном сознании с понятиями и идеями, выраженными др. компонентами  синтеза,  а за тем переходят в «чистую»  М.  как  носители  тех  же  понятий  и  идей.  Для выражения мыслей композиторы используют  и  звуковые  символы  (возникшие  в общественной практике, бытующие в определённой социальной среде  напевы  или наигрыши,  ставшие  «музыкальными  эмблемами»  каких-либо  понятий)  или  же создают собственные, новые «музыкальные  знаки»  (например,  лейтмотивы).  В итоге в содержание М. входит громадный и непрерывно обогащаемый круг идей.

      Музыке доступно  содержание  разных  родов:  эпическое,  драматическое, лирическое. При этом, однако, в силу её неизобразительной  природы  наиболее близка ей лирика.

      Материальным  воплощением содержания музыки, способом его существования служит музыкальная форма  —  та  система  музыкальных  звучаний,  в  которой реализуются эмоции, мысли и образные представления композитора. Даже  взятые в отдельности, музыкальные звучания обладают уже  первичными  выразительными возможностями. Каждое  из  них  способно  вызвать  физиологическое  ощущение удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения  или разрядки, а также синэстезические ощущения (тяжести или лёгкости, тепла  или холода,  темноты  или  света  и  т.  д.)   и   простейшие   пространственные ассоциации.

Информация о работе Основные виды искусства