Особенность русской дуэли и ее значение в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Дуэ́ль - это ««условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя»». Дуэль стала довольно распространенным явлением в России, она, как и многое, например, французский балет, пришла к нам с Запада. Возникнув в ХIV веке, дуэль только спустя два столетия приобрела страшную популярность. Она безжалостно уносила сотни, а то и тысячи жертв. В итоге во многих странах, в том числе и в царской России, стали издаваться законы, запрещавшие дуэли. Из 139-й воинского артикула, принятого в 1715 году императором Петром I: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут

Содержание работы

Вступление.
1. История распространения дуэлей в России.
2. Дуэльный кодекс.
Дуэли в литературе.
Онегин и Ленский.
Печорин и Грушницкий.
Дуэли в жизни классиков.
Дуэль А.С.Пушкина и Дантеса.
Дуэль М.Ю.Лермонтова с офицером Мартыновым.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат.

Особенность русской  дуэли и ее значение в литературе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы.

 

 

  1. Вступление.

1. История распространения  дуэлей в России.

2. Дуэльный кодекс.

  1. Дуэли в литературе.
  1. Онегин и Ленский.
  1. Печорин и Грушницкий.
  1. Дуэли в жизни классиков.
  1. Дуэль А.С.Пушкина и Дантеса.
  2. Дуэль М.Ю.Лермонтова с офицером Мартыновым.
  1. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ. ИСТОРИЯ. ПРАВИЛА.

 

Дуэ́ль - это  ««условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя»». Дуэль стала довольно распространенным явлением в России, она, как и многое, например, французский балет, пришла к нам с Запада. Возникнув в ХIV веке, дуэль только спустя два столетия приобрела страшную популярность. Она безжалостно уносила сотни, а то и тысячи жертв. В итоге во многих странах, в том числе и в царской России, стали издаваться законы, запрещавшие дуэли. Из 139-й воинского артикула, принятого в 1715 году императором Петром I: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке останется, то их и по смерти за ноги повесить». Но, даже не смотря на все запреты, дуэли не были забыты. Разные причины побуждали людей    становиться к барьеру, но, между тем, все дуэли имели ряд общих признаков. Так, например, главной целью дуэли являлось удовлетворение поруганной чести. Участников дуэли должно быть только двое (секунданты и врач в счет не берутся),  использовалось смертоносное оружие. Вначале применялось холодное оружие: нож, кинжал, шпага, рапира, но затем наиболее распространенным средством стало огнестрельное – пистолеты. Стоит отметить, что пистолеты уравнивали шансы дуэлянтов, т.е. физическая сила и подготовка, возраст не играли теперь большую роль в исходе поединка. К тому же существовали специальные парные дуэльные пистолеты, которые были абсолютно идентичными. Конфликтующие стороны были обязаны соблюдать Дуэльный кодекс, «неформальный свод правил проведения дуэли». Некоторые пункты кодекса:

 

  1.  Дуэль может и должна происходить только между равными.
  2. Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
  3. Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
  4. Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
  5. Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
  6. Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
  7. При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.
  8. При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.
  9. Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.
  10. Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.

— В. Дурасов. Дуэльный кодекс, 1912

Но очень часто стороны пренебрегали кодексом и следовали так называемому неписаному порядку дуэли. В заранее назначенное время дуэлянты, секунданты (секундант— свидетель, посредник и помощник, иногда выступающий в роли судьи, сопровождающий участников состязаний, например дуэлянтов или соперников по спортивным соревнованиям), врачи приходили в назначенное место. Допускалось только 15-минутное опоздание, в другом случае один из опоздавших противников признавался проигравшим. Участники дуэли приветствовали друг друга поклоном, секунданты предлагали им примириться (если суд чести признавал это возможным). В случае их отказа зачитывались условия дуэли, устанавливались барьеры, в присутствии противников заряжались пистолеты. При дуэли на шпагах или саблях противники вынимали все из карманов, раздевались выше пояса до рубашек. Секунданты занимали места параллельно линии боя, а врачи становились позади дуэлянтов. В том случае, если один из противников ронял оружие или, получив ранение, падал, дуэль останавливалась. Врачи проверяли тяжесть раны, если дуэлянт еще мог сражаться, поединок продолжался. По окончании поединка противники подавали друг другу руки.

Существовало несколько  вариантов поединка на пистолетах.

  • Вариант 1 Противники становились на дистанции от 15 до 40 шагов друг от друга и, оставаясь неподвижными, поочередно стреляли по команде (интервал между командой и выстрелом должен был быть не менее 3 секунд, но не более 1 минуты). Если оскорбление было средним или тяжелым, то оскорбленный имел право стрелять первым (но только с дистанции в 40 шагов, т. е. максимальной), в противном случае право первого выстрела решал жребий.
  • Вариант 2 (сравнительно редкий). Противники становились спиной друг к другу на дистанции 25 шагов и, оставаясь неподвижными на этом расстоянии, непрерывно стреляли через плечо.
  • Вариант 3 (едва ли не самый распространенный). Противники вставали на расстоянии до 30 шагов друг от друга и по команде шли к барьерам, расстояние между которыми было не менее 10 шагов, по команде же первый на ходу стрелял, но ответного выстрела ожидал стоя на месте (стрельба без команды допускалась в случае, если барьеры отстояли на 15—20 шагов друг от друга, а противники в исходном положении — до 50 шагов; но это сравнительно редкая разновидность). При такой дуэли время на ответный выстрел не превышало 30 секунд, для упавшего — 1 минуты с момента падения. Переступать барьеры запрещалось. Осечка тоже считалась за выстрел. Упавший мог стрелять лежа (как стрелял раненый Пушкин в Дантеса). Если при такой дуэли -после четырех выстрелов ни один из противников не получал ранения, то ее можно было прекращать.
  • Вариант 4 Противники становились на расстоянии 25—35 шагов, располагаясь по параллельным линиям, так что каждый из них имел своего противника справа от себя, и шли по этим линиям к барьерам, отстоявшим друг от друга на 15 шагов, по команде останавливаясь и стреляя.
  • Вариант 5 Противники располагались на расстоянии 25—35 шагов и, оставаясь неподвижными, стреляли одновременно — по команде на счет «раз-дватри» или по сигналу в три хлопка. Такая дуэль была наиболее опасной, и нередко погибали оба противника (дуэль Новосильцева с Черновым). По окончании противники подавали друг другу руки.

ДУЭЛИ В ЛИТЕРАТУРЕ.

 

Онегин и Ленский.

«Пистолетов пара,

Две пули –  больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его»

А.С.Пушкин пишет о  дружбе Онегина и Ленского:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом,

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь  я)

От делать нечего друзья.

Причина дуэли между  приятелями, закончившаяся гибелью  Ленского, измена возлюбленной поэта  Ольги. Оскорбленный друг, как пишет  Пушкин, «не в силах снесть удара; проказы женские кляня» бросает вызов Онегину. Не видит поэт иного выхода, его честь и достоинство задеты. А в таком случае дуэль неизбежна. Итак, время и место обговорены, секунданты готовы. Но как же ведут себя дуэлянты перед схваткой? Владимир Ленский проводит бессонную ночь в размышлении о грядущем, об Ольге. Он пишет «темно и вяло»:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

Что день грядущий мне  готовит?

Его мой взор напрасно ловит,

В глубокой мгле таится он.

Только лишь под утро поэт «тихонько задремал», но тут же был разбужен своим секундантом, Зарецким («в дуэлях классик и педант»):

Пора вставать: седьмой  уж час.

Онегин, верно, ждет уж нас.

….

Но ошибался он: Евгений

Спал в это время  мертвым сном.

Проснувшись, Онегин со слугой и секундантом Гильо отправляется на дуэль. Пока Зарецкий и «славный малый» обговаривают условия дуэли,  «враги стоят, потупя взор».

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно? Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном, непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно...

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Но дико светская вражда

Боится ложного  стыда.

 

 Еще за день до  дуэли, Онегин признал свою  ошибку, «обвинял себя во многом». И он мог бы предотвратить смерть молодого поэта, «оказать себя мужем с честью и умом». Но опасаясь общественного мнения, сплетен и слухов старого дуэлиста Зарецкого, Онегин принял вызов. И вот:

 

 

Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

….

Онегин выстрелил... Пробили

Часы урочные: поэт

Роняет молча пистолет.

 

После дуэли Онегин «в тоске сердечных угрызений» покинул  деревню, Ольга, возлюбленная поэта, недолго горевала, вскоре вышла замуж.

Зачем нужна была эта  дуэль, была ли достигнута главная цель схватки, «удовлетворение поруганной чести»? Оскорбленный юноша погиб, спор разрешился самым неприятным для него способом. Может быть, разумней было пренебречь «общественным мненьем» и найти другой путь решения конфликта? Но Евгения Онегина волновало лишь то, что о нем подумают. Это главная проблема и причина трагедии.

 

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

 

 

 

 

Печорин и Грушницкий.

 

Печорин, главное действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», молодой человек, потерявший интерес к жизни, презирающий общество. Он критичен не только к окружающим его людям, но и к самому себе. Герой способен к самоанализу, он ведет журнал, где записывает и разбирает все свои мысли и поступки. Он пишет о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».

Дуэль Печорина с Грушницким описана в главе «Княжна Мери». Действие проходит в Пятигорске, городе-курорте, по словам Печорина, где собирается исключительно «водяное общество». Семейства степных помещиков; жены местных властей, «хозяйки вод»; военные и статские, составляющие «особенный класс людей между чающими движениями вод»; в число последних входит и юнкер Грушницкий- вот общество, в котором Печорин вынужден проводить свое время. Неудивительно, что остроумному и язвительному молодому человеку скоро становится скучно. Печорин-эгоист, его не заботят чувства других, дабы скрасить скучное время препровождение он влюбляет в себя молодую девушку, княжну Мери, которая является объектом обожания Грушницкого. «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!»-пишет Печорин в своем журнале. Он не любит Грушницкого и рад позлить его. («Мы наружно в самых дружеских отношениях…я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать»-Печорин).

Грушницкий оскорблен  поступком Печорина, он заявляет, что найдет способ отомстить, но Печорина вся ситуация забавляет: «У Грушницкого растрепанная прическа и отчаянный вид; он, кажется, в самом деле огорчен, особенно самолюбие его оскорблено; но ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!..». Грушницкий распространяет сплетни о Мери, очерняя ее честь и достоинство. Печорин вызывает его на дуэль. Но Грушницкий со своими приятелями решается на подлость, Печорину собираются подсунуть холостые патроны. Обмануть его не получается: Печорин подслушал намерения противника и берет ситуацию под свой контроль. Перед дуэлью ему не спится, но не из-за страха умереть, герой лишь размышляет о смерти: «И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!... Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..».

Информация о работе Особенность русской дуэли и ее значение в литературе