Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:13, реферат
Дуэ́ль - это ««условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя»». Дуэль стала довольно распространенным явлением в России, она, как и многое, например, французский балет, пришла к нам с Запада. Возникнув в ХIV веке, дуэль только спустя два столетия приобрела страшную популярность. Она безжалостно уносила сотни, а то и тысячи жертв. В итоге во многих странах, в том числе и в царской России, стали издаваться законы, запрещавшие дуэли. Из 139-й воинского артикула, принятого в 1715 году императором Петром I: «Все вызовы, драки и поединки чрез сие наижесточайше запрещаются <…> Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнён, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлён, или хотя оба не ранены от того отойдут
Вступление.
1. История распространения дуэлей в России.
2. Дуэльный кодекс.
Дуэли в литературе.
Онегин и Ленский.
Печорин и Грушницкий.
Дуэли в жизни классиков.
Дуэль А.С.Пушкина и Дантеса.
Дуэль М.Ю.Лермонтова с офицером Мартыновым.
Заключение.
Дуэль назначена на утро, условия схватки таковы: стреляться на шести шагах, место было выбрано у обрыва, а значит, если одного из противников ранят не смертельно, он упадет и разобьется о скалы, «убитого - на счет черкесов». Время дуэли настало, противники подошли к барьеру. Стреляет первый Грушницкий, Печорин ждет его признания в бесчестном обмане. («Я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать... Он (Грушницкий-прим.) покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении; но как признаться в таком подлом умысле? … Ему оставалось одно средство — выстрелить на воздух; я был уверен, что он выстрелит на воздух!»). Грушницкий, направив дуло пистолета в лоб Печорина, опустил руку со словами: «Не могу». Секундант юнкера, капитан, не в первый раз принимавший участие в дуэли, придумавший подмену патронов, пристыдил его. Грушницкий выстрелил и задел колено Печорина, но тот устоял на месте. Пришла очередь «героя нашего времени» стреляться, он предложил Грушницкому отказаться от своей клеветы, извиниться. Печорин, пожалуй, предпочел, чтобы поединок закончился именно так. Литературоведы считают, что Грушницкий – кривое зеркало Печорина, собравшее в себе все его отрицательные качества. И Печорин, понимавший свои недостатки и пороки, хотел уничтожить их, для этого Грушницкому необходимо было сознаться. Но …
«Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали.
— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...
Я выстрелил...
Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.
Все в один голос вскрикнули.
— Finita la comedia! — сказал я доктору(секундант Печорина-прим.)».
Вот так закончилось противостояние «героя нашего времени» c юнкером Грушницким, по сути, с самим собой, со своей худшей половиной. Печорин убил свое «кривое зеркало», но смог ли он искоренить свои пороки? Дуэль не прошла для него не заметно. Он убил человека, потерял свою, возможно, настоящую любовь, Веру. Оставшись ни с чем он потерял окончательно вкус к жизни.
ДУЭЛИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Многие классики затрагивали тему дуэли в своих произведениях. М.Ю.Лермонтов блестяще описал чувства Печорина перед дуэлью с Грушницким, Л.Н.Толстой показал читателям, что даже такой безобидный, добрый персонаж как Пьер Безухов способен бросить вызов судьбе, чтобы отстоять свою честь. А.С.Пушкин ярко передал в стихах трагизм бессмысленной дуэли между приятелями, Онегиным и Ленским. Но не только герои произведений классиков отстаивали свои интересы в дуэлях, и сами литературные деятели брали в руки дуэльные пистолеты.
А.С.Пушкин.
9 февраля 1837г старшим
врачом полиции было
На следующий день выдающийся поэт А.С.Пушкин умер. Печально закончившаяся дуэль не была первой в жизни поэта, но именно о ней говорят и по сей день. Причина дуэли та же, что в романе «Евгений Онегин»-женщина, ревность. Дуэль была спровоцирована анонимными письмами, намекавшими на неверность жены Пушкина. Самого поэта беспокоило общение Дантеса с Натальей Николаевной Пушкиной, анонимные письма только усугубили ситуацию. Первый вызов поэт был вынужден отозвать в связи со свадьбой Дантеса с родственницей Пушкина. Но напряженные отношения, а именно отказ Пушкина общаться с Дантесом, привели к обострению конфликта. 7 февраля поэт отправляет письмо оскорбительного содержания отцу Дантеса, тем самым провоцирует дуэль. 8 февраля под Петербургом состоялась схватка. Ниже приводятся сохранившиеся условия дуэли:
Стоит отметить, что по настоянию Пушкина условия были смертельными и не оставляли шанса выжить обоим противникам. В итоге поэт первый получает пулю в живот, но у него остаются силы для ответного выстрела, он попадает в руку противника. Раненного поэта после дуэли привезли домой, где ему оказывалась вся необходимая помощь. Но несмотря на все старания врачей А.С.Пушкин умирает. Смерть поэта потрясает всех. М.Ю. Лермонтов позднее пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором обвиняет общество в гибели Пушкина. «Общественное мненье» погубившее поэта Владимира Ленского, героя романа «Евгений Онегин», по сути, убило и автора данного произведения.
М.Ю.Лермонтов.
На балу в феврале 1840 года между поэтом и сыном французского посла, Эрнестом, вспыхнула ссора. Француз был оскорблен унизительной эпиграммой, которую Лермонтов написал еще в юнкерской школе. Окружающие убедили Эрнеста, что эпиграмма адресована именно ему. Француз бросил вызов поэту. Дуэль состоялась 18 февраля недалеко от того места, где был смертельно ранен А.С.Пушкин. После того как одна шпага сломалась, противники перешли на пистолеты. Эрнест стрелял первым, но промахнулся. Лермонтов же разрядив пистолет, выстрелил в сторону. Дуэлянты помирились, схватка окончилась бескровно. Но дуэль не сошла с рук бывшим врагам. Эрнесту «порекомендовали» покинуть страну, а Лермонтова во второй раз сослали на Кавказ.
Вторая дуэль поэта с Н.С.Мартыновым, майором в отставке, закончилась печальнее. С Мартыновым Лермонтов познакомился еще в Школе гвардейских подпрапорщиков. Как говорят историки, майор был «обычным партнером поэта по фехтованию на эспадронах». Поэт сам спровоцировал дуэль, состоявшуюся 15 июля 1841 года. В «Записках декабриста» Н. И. Лорер писал: «Мартынов был очень хорош собой и с блестящим светским образованием. Нося по удобству и привычке черкесский костюм, он утрировал вкусы горцев и, само собой разумеется, тем самым навлекал на себя насмешки товарищей, между которыми Лермонтов по складу ума своего был неумолимее всех. Пока шутки эти были в границах приличия, всё шло хорошо, но вода и камень точит, и, когда Лермонтов позволил себе неуместные шутки в обществе дам…, шутки эти показались обидны самолюбию Мартынова, и он скромно заметил Лермонтову всю неуместность их. Но желчный и наскучивший жизнью человек не оставлял своей жертвы, и, когда они однажды сошлись в доме Верзилиных, Лермонтов продолжал острить и насмехаться над Мартыновым, который, наконец, выведенный из терпения, сказал, что найдёт средство заставить молчать обидчика. Избалованный общим вниманием, Лермонтов не мог уступить и отвечал, что угроз ничьих не боится, а поведения своего не переменит». Так и случилось. Потерявший терпение Мартынов бросил вызов поэту.По рассказам секунданта Мартынова, князя А. И. Васильчикова, Лермонтов выстрелил вверх, а его противник прямо в грудь классика. Смерть «заносчивого и задорного» поэта встретили со словами: «Туда ему и дорога».
Герою произведения М.Ю.Лермонтова, Печорину, в образе которого многие литературные критики находят сходство с самим поэтом, удалось избежать смерти на дуэли. А вот сам Лермонтов,к радости его неприятелей, и к великому огорчению близких и родных, обмануть смерть не сумел.
Информация о работе Особенность русской дуэли и ее значение в литературе