Особенности драматургии Островского: особая роль диалога, народность языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:31, статья

Описание работы

Островский создавал свои пьесы в сознательном противоборстве с выдуманным миром охранительно-романтичной мелодрамы и плоским зубоскальством натуралистического псевдореалистического водевиля. Его пьесы коренным образом обновили театральный репертуар, внесли в него демократическое начало и круто повернули артистов к актуальным проблемам действительности, к реализму.

Файлы: 1 файл

островский.docx

— 75.32 Кб (Скачать файл)

Органическая критика. Статья А. А. Григорьева После "Грозы" Островского"продолжила размышления критика об одном из самых любимых и важных для него в русской литературе писателей. Григорьев считал себя, и во многом оправданно, одним из "открывателей" Островского. "У Островского одного, в настоящую эпоху литературную, есть свое прочное, новое и вместе идеальное миросозерцание. "Новое слово Островского было ни более, ни менее как народность, в смысле слова: национальность, национальный".

   В соответствии  со своей концепцией Григорьев  выдвигает на первый план в  "Грозе" "поэзию народной  жизни", наиболее отчетливо воплотившуюся  в конце третьего действия (свидание  Бориса и Катерины). "Вы не были еще на представлении, - обращается он к Тургеневу, - но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент - эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав, широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!"   

   Сходный круг мыслей, с такой же, как у Григорьева, высокой оценкой поэтических  достоинств "Грозы" развивается  в большой статье М. М. Достоевского (брат Ф. М. Достоевского). Автор,  правда, не называя Григорьева  по имени, ссылается на него  в самом начале.

   М. Достоевский  рассматривает предшествующее творчество  Островского в свете споров "западников" и "славянофилов" и пытается  найти иную, третью позицию: "По  нашему мнению, г. Островский в  своих сочинениях не славянофил  и не западник, а просто художник, глубокий знаток русской жизни  и русского сердца". В очевидной полемике с добролюбовским "Темным царством" ("Эта мысль, или уж если вам лучше нравится, идея о домашнем деспотизме и еще десяток других не менее гуманных идей, пожалуй, и кроются в пьесе г. Островского. Но уж, наверное, не ими задавался он, приступая к своей драме") М. Достоевский видит центральный конфликт "Грозы" не в столкновении Катерины с обитателями и нравами города Калинова, а во внутренних противоречиях ее натуры и характера: "Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований". Позднее в статье эта идея приобретает обобщенно-философский характер: "У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце".   

Мир Островского - "темное царство" или царство "поэзии народной жизни"? "Слово для разгадки его деятельности": самодурство или народность?

   Через год  в  спор о "Грозе" включился  Н.А. Добролюбов.

"Самым лучшим способом  критики мы считаем изложение  самого дела так, чтобы читатель  сам, на основании выставленных  фактов, мог сделать свое заключение... И мы всегда были того мнения, что только фактическая, реальная  критика и может иметь какой-нибудь  смысл для читателя. Если в  произведении есть что-нибудь, то  покажите нам, что в нем есть; это гораздо лучше, чем пускаться  в соображения о том, чего  в нем нет  и что бы должно было в нем находиться".

Отывки из статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»

  «Мы хотим сказать,  что у него на первом плане  является всегда общая обстановка  жизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их  положение господствует над ними, и вы вините их только в  том, что они не выказывают  достаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения.  И вот почему мы никак не  решаемся считать ненужными и  лишними те лица пьес Островского,  которые не участвуют прямо  в интриге. С нашей точки  зрения, эти лица столько же  необходимы для пьесы, как и  главные: они показывают нам  ту обстановку, в которой совершается  действие, рисуют положение, которым  определяется смысл деятельности  главных персонажей пьесы».

  "Гроза" есть, без  сомнения, самое решительное произведение  Островского; взаимные отношения  самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по-нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели. Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе... Русская жизнь дошла наконец до того, что добродетельные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагаемая потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных".

"Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана  в понятиях, одинаковых с понятиями  среды, в которой она живет  и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического  образования". Тем большую цену  имеет этот протест: "В нем  дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя далее жить с насильственными мертвящими началами.     В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина... Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!"

  Добролюбов анализирует  реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша, Кулигина и пр. Автор анализирует внутреннее состояние героев «тёмного царства». «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя она еще и не видна хорошенько, но уже посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. И Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения  и что при первой возможности их бросят».

   «Нам отрадно видеть  избавление Катерины — хоть  через смерть, коли нельзя иначе.  Жить в „темном царстве“ хуже  смерти. Тихон, бросаясь на труп  жены, вытащенный из воды, кричит  в самозабвении: „Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!“ Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

   Смысл статьи Добролюбова  не просто в тщательном и  глубоком анализе конфликта и  героев драмы Островского. К  сходному пониманию еще раньше  приближались, как мы видели, и  другие критики. Добролюбов же  сквозь "Грозу" пытается увидеть  и понять существенные тенденции  русской жизни, (статья  пишется  за несколько месяцев до крестьянской  реформы).

   "Луч света...", подобно "Темному царству", тоже кончается вопросом, выделенным  Добролюбовым настойчивым курсивом: "...точно ли русская живая  натура выразилась в Катерине, точно ли русская обстановка - во всем, ее окружающем, точно  ли потребность возникающего  движения русской жизни сказалась  в смысле пьесы, как она понята  нами?"     Лучшие из  критических работ обладают громадным  последействием. В них с такой  глубиной прочитан текст и  с такой силой выражено время,  что они, подобно самим художественным  произведениям, становятся памятниками  эпохи, уже неотделимыми от  нее. Добролюбовская "дилогия" (два произведения, связанные между собой) об Островском - одно из высших достижений русской критики XIX в. Она, действительно, задает тенденцию в истолковании "Грозы", которая существует и поныне.

   Но рядом с добролюбовской оформилась и иная, "григорьевская" линия. В одном случае «Гроза» была прочитана как жесткая социальная драма, в другом - как высокая поэтическая трагедия.   

   Прошло четыре  с лишним года. "Гроза" ставилась  все реже. В 1864 г. она три  раза прошла в Малом театре  и шесть - в Александринском,  в 1865 г. - еще три раза в Москве  и ни разу в Петербурге. И  вдруг Д. И. Писарев. «Мотивы  русской драмы»

  В "Мотивах русской  драмы" тоже два полемических  объекта: Катерина и Добролюбов. Разбор "Грозы" Писарев строит  как последовательное опровержение  взгляда Добролюбова. Писарев  полностью соглашается с первой  частью добролюбовской  дилогии об Островском: "Основываясь на драматических произведениях Островского, Добролюбов показал нам в русской семье то "темное царство", в котором вянут умственные способности и истощаются свежие силы наших молодых поколений... Пока будут существовать явления "темного царства" и пока патриотическая мечтательность будет смотреть на них сквозь пальцы, до тех пор нам постоянно придется напоминать читающему обществу верные и живые идеи Добролюбова о нашей семейной жизни". Но он решительно отказывается считать "лучом света" героиню "Грозы": "Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление".

   Как и Добролюбов, Писарев исходит из принципов  "реальной критики", не подвергая  никакому сомнению ни эстетическую  состоятельность драмы, ни типичность  характера героини: "Читая "Грозу"  или смотря ее на сцене, вы  ни разу не усомнитесь в  том, что Катерина должна была  поступать в действительности  именно так, как она поступает  в драме". Но оценка ее поступков,  ее отношений с миром принципиально  отличается от добролюбовской. "Вся жизнь Катерины,- по Писареву, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой."

Писарев говорит о "множестве  глупостей", совершенных "русской  Офелией  и достаточно отчетливо  противопоставляет ей "одинокую личность русского прогрессиста", "целый  тип, который нашел уже себе свое выражение в литературе и который  называется или Базаровым или  Лопуховым". (Герои произведений И. С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского, разночинцы, склонные к революционным  идеям, сторонники ниспровержения существующего  строя).

Добролюбов накануне крестьянской реформы оптимистически возлагал надежду  на сильный характер Катерины. Через  четыре года Писарев, уже по эту сторону  исторической границы, видит: революции  не получилось; расчеты на то, что  народ сам решит свою судьбу, не оправдались. Нужен иной путь, нужно  искать выход из исторического тупика. "Наша общественная или народная жизнь нуждается совсем не в сильных  характерах, которых у нее за глаза  довольно, а только и исключительно  в одной сознательности... Нам необходимы исключительно люди знания, т. е. знания должны быть усвоены теми железными характерами, которыми переполнена наша народная жизнь   Добролюбов, оценивая Катерину лишь с одной стороны, сконцентрировал все свое внимание критика лишь на стихийно бунтарской стороне ее натуры; Писареву бросилась в глаза исключительно темнота Катерины, допотопность ее общественного сознания, ее своеобразное социальное "обломовство", политическая невоспитанность."  

 


Информация о работе Особенности драматургии Островского: особая роль диалога, народность языка