Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:26, реферат
Цель: дать определение речевому этикету, изучить правила и нормы русского речевого этикета, его историю возникновения в России, факторы, определяющие его формирование.
Введение ................................................................................................. 2
ЧАСТЬ I: Определение речевого этикета, факторы, определяющие его формирование 4
1.1. Что такое речевой этикет? ....................................................... 4
1.2 История обращения людей к друг другу в России................ 5
1.3 Факторы, определяющие формирование русского речевого этикета и его использование ......................................................... 8
ЧАСТЬ II: Правила и нормы русского речевого этикета, основные группы 10
2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие ................................................................. 10
2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания ..................................... 11
2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты ................................... 13
2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении по средством телефона, Интернета ................................ 13
Заключение .............................................................................................. 16
Список используемой литературы ......................................................... 17
- Вы хорошо (отлично, прекрасно) выглядите;
- Вы (так, очень) обаятельны (умны, находчивы, практичны);
- Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист;
- С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать);
- Приятно было познакомится!
- Вы очень милый (интересный) человек (собеседник).
Отсутствие прощального ритуала или его невнятность никак не говорят о том, что человек ушёл "по-английски", это говорит или о негативном, враждебном или неприязненном отношении человека либо о его банальной невоспитанности.
2.4 Особенности речевого
этикета при дистантном
Научно-технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения - общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? А. А. Акишина в своей книге "Этикет русского телефонного разговора" так раскрывает эту проблему: Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств. Своеобразие телефонного разговора в этой системе состоит в следующем:
1. Телефонный разговор
не является средством
2. Это форма общения с обратной связью, что сближает его непосредственной формой устного речевого общения;
3. Телефонный разговор
характеризуется
4. Телефонный разговор
- это форма диалогической речи.
Специфика телефонной связи
5. Этикет телефонного
разговора требует краткости
протекания во времени, что вызвано
следующими причинами: невозможность
беседы сразу со многими
Как видно из перечисленного выше, телефонный разговор - это форма устного спонтанного диалога, осуществляемого при помощи технических средств."
В отличие от контактного устного речевого общения телефонный разговор является дистантным и опосредованным. Собеседники не видят друг друга, а поэтому отключены такие важные средства невербального общения, как соматизмы (жесты, поза, мимика, выражение лица), опора на ситуацию, значимость пространственного расположения собеседников, а это приводит к активизации словесного выражения.
Типы телефонного разговора:
В зависимости от целевой установки звонящего можно выделить несколько типов телефонного разговора:
1) Наведение справок;
2) Различные заказы, вызовы;
3) Передача информации;
4) Поздравления;
5) Поддержание контактов.
В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры:
1) Официальные (деловые)
- между незнакомыми или
2) Неофициальные (частые);
3) Нейтральные - между знакомыми, но равными по положению и возрасту;
4) Дружеские - между близкими людьми.
Правила разговора по телефону:
1) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные - на домашних;
2) Неприлично звонить до 9 утра и после 22:00;
3) Нельзя звонить незнакомым людям, если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон;
4) Разговор не должен быть долгим - 3-5 минут;
5) Абонент, которому
звонят, не обязан себя называть,
даже если это служебный
6) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: "Кто говорит?", "Кто у телефона?";
Смысловые части телефонного разговора:
1) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости);
2) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка);
3) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений);
4) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание).
Заключение
В процессе написания этого написания этого реферата, я прочла довольно много литературы по культуре речи и речевому этикету.
Я узнала много интересного о своём языке, культуре своей страны, но, что самое главное я поняла, что речь и речевой этикет - это одна из главных сил самоидентификации человека в обществе. Наконец я поняла, что быть русским это не только говорить по-русски, но правильно говорить по-русски. Передо мной через примеры из речевого этикета стали видны исторически тенденции и особенности русской культуры и русского языка. Например, отсутствие в дореволюционном русском языке обращений к низшим слоям означала фактическое рабское отношение высших слоёв к низшим, что в свою очередь, скорее всего, было одним из главных побудителей и причин революции 1917 года.
В то же время фактически уникальная система обращений ты/вы говорит о том, что уважение к личности и его социальному статусу культивировалось в России активнее и основательнее, чем в других странах.
Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства.
Список использованной литературы
1. Акишина А. А., Акишина Т. Е. Этикет русского телефонного разговора: Учебное пособие, 4-е изд. – М.: КомКнига, 2007. – 121с.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов
/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 30-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 539 с. – (Высшее образование).
3. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения: Науч.- попул., М.: Высш. шк., 1989 - 159 с.
4. ШМЕЛЕВА Е., кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка РАН. «Учительская газета», №46 от 11 ноября 2008 года. Что такое речевой этикет? http://www.ug.ru/archive/26509