Особенности русского речевого этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 13:26, реферат

Описание работы

Цель: дать определение речевому этикету, изучить правила и нормы русского речевого этикета, его историю возникновения в России, факторы, определяющие его формирование.

Содержание работы

Введение ................................................................................................. 2
ЧАСТЬ I: Определение речевого этикета, факторы, определяющие его формирование 4
1.1. Что такое речевой этикет? ....................................................... 4
1.2 История обращения людей к друг другу в России................ 5
1.3 Факторы, определяющие формирование русского речевого этикета и его использование ......................................................... 8
ЧАСТЬ II: Правила и нормы русского речевого этикета, основные группы 10
2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие ................................................................. 10
2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания ..................................... 11
2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты ................................... 13
2.4 Особенности речевого этикета при дистантном общении, общении по средством телефона, Интернета ................................ 13
Заключение .............................................................................................. 16
Список используемой литературы ......................................................... 17

Файлы: 1 файл

Особенности русского речевого этикета.docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

- Вы хорошо (отлично, прекрасно) выглядите;

- Вы (так, очень) обаятельны (умны, находчивы, практичны);

- Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист;

- С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать);

- Приятно было  познакомится!

- Вы очень милый (интересный) человек (собеседник).

Отсутствие прощального ритуала или его невнятность никак не говорят о том, что человек ушёл "по-английски", это говорит или о негативном, враждебном или неприязненном отношении человека либо о его банальной невоспитанности.

 

2.4 Особенности речевого  этикета при дистантном общении, общении по средством телефона, интернета

 

Научно-технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения - общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? А. А. Акишина в своей книге  "Этикет русского телефонного разговора" так раскрывает эту проблему: Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств. Своеобразие телефонного разговора в этой системе состоит в следующем:

1. Телефонный разговор  не является средством массовой  коммуникации;

2. Это форма общения  с обратной связью, что сближает  его непосредственной формой  устного речевого общения;

3. Телефонный разговор  характеризуется неподготовленностью, спонтанным протеканием в отличие  от большинства других видов  речевого общения, осуществляемых с помощью технических средств;

4. Телефонный разговор - это форма диалогической речи. Специфика телефонной связи исключает  полилог как форму общения (в  отличие от селектора);

5. Этикет телефонного  разговора требует краткости  протекания во времени, что вызвано  следующими причинами: невозможность  беседы сразу со многими абонентами, неожиданно и незапланированного  нарушается распорядок дня адресата  звонка, телефон предназначен для  решения срочных вопросов, время  телефонного разговор оплачивается.

Как видно из перечисленного выше, телефонный разговор - это форма устного спонтанного диалога, осуществляемого при помощи технических средств."

В отличие от контактного устного речевого общения телефонный разговор является дистантным и опосредованным. Собеседники не видят друг друга, а поэтому отключены такие важные средства невербального общения, как соматизмы (жесты, поза, мимика, выражение лица), опора на ситуацию, значимость пространственного расположения собеседников, а это приводит к активизации словесного выражения.

Типы телефонного разговора:

В зависимости от целевой установки звонящего можно выделить несколько типов телефонного разговора:

1) Наведение справок;

2) Различные заказы, вызовы;

3) Передача информации;

4) Поздравления;

5) Поддержание контактов.

В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры:

1) Официальные (деловые) - между незнакомыми или малознакомыми  людьми;

2) Неофициальные (частые);

3) Нейтральные - между  знакомыми, но равными по положению  и возрасту;

4) Дружеские - между  близкими людьми.

Правила разговора по телефону:

1) Следует разграничивать  официальные и неофициальные  разговоры. Деловые звонки ведутся  на рабочих аппаратах, неофициальные - на домашних;

2) Неприлично звонить  до 9 утра и после 22:00;

3) Нельзя звонить  незнакомым людям, если приходится  это делать, нужно обязательно  пояснить, кто дал телефон;

4) Разговор не  должен быть долгим - 3-5 минут;

5) Абонент, которому  звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон;

6) Непозволительно  звонящему начинать разговор  с вопросов: "Кто говорит?", "Кто  у телефона?";

Смысловые части телефонного разговора:

1) Установление контакта (установление личности, проверка  слышимости);

2) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности  говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка);

3) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений);

4) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие  тему разговора, этикетные фразы, прощание).

 

 

 

Заключение

 

В процессе написания этого написания этого реферата, я прочла довольно много литературы по культуре речи и речевому этикету.

Я узнала много интересного о своём языке, культуре своей страны, но, что самое главное я поняла, что речь и речевой этикет - это одна из главных сил самоидентификации человека в обществе. Наконец я поняла, что быть русским это не только говорить по-русски, но правильно говорить по-русски. Передо мной через примеры из речевого этикета стали видны исторически тенденции и особенности русской культуры и русского языка. Например, отсутствие в дореволюционном русском языке обращений к низшим слоям означала фактическое рабское отношение высших слоёв к низшим, что в свою очередь, скорее всего, было одним из главных побудителей и причин революции 1917 года.                      

В то же время фактически уникальная система обращений ты/вы говорит о том, что уважение к личности и его социальному статусу культивировалось в России активнее и основательнее, чем в других странах.                                          

Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм  правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Акишина А. А., Акишина Т. Е. Этикет русского телефонного разговора: Учебное пособие, 4-е изд. – М.: КомКнига, 2007. – 121с.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов

/ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – 30-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 539 с. – (Высшее образование).

3.  Формановская Н. И. Речевой  этикет и культура общения: Науч.- попул., М.: Высш. шк., 1989 - 159 с.

4. ШМЕЛЕВА Е., кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка РАН. «Учительская газета», №46 от 11 ноября 2008 года. Что такое речевой этикет? http://www.ug.ru/archive/26509

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности русского речевого этикета