Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 03:11, контрольная работа
Сахалинские авторы – часть огромного целого, имя которому российская литература.
Среди имен сахалинских поэтов разных поколений блистают имена Николая Тарасова, Людмилы Баженовой, Марины Зайцевой, Владимира Семенчика, Владимира Плотникова, Валерия Балюка, Юрия Николаева, Валентина Богданова, Романа Хе, Елены Машуковой, Ивана Белоусова, Михаила Финнова, Анны Сафоновой и др.
Их поэтические произведения содержательны, насыщены простотой повествования, отличаются разнообразием тематики и философским подтекстом.
Задание 1. Познакомиться с поэзией известных сахалинских поэтов (Н. Тарасов, А. Сафонова, Л. Баженова, М. Зайцева, В. Богданов, В. Семенчик, В. Плотников и др.)..........................................................................................................3
Задание 2. Познакомиться с прозой В. Санги, А. Тоболяка, О. Кузнецова, В. Семенчика, А. Морева и др..................................................................................17
Список литературы.........................................................................................24
Сахалинский государственный университет
Институт
филологии
Кафедра
журналистики
Контрольная работа по дисциплине «Литературное краеведение»
Вариант
7
Южно-Сахалинск
2010
Вариант 7
Задание
1. Познакомиться с поэзией
Задание
2. Познакомиться с прозой В. Санги,
А. Тоболяка, О. Кузнецова, В. Семенчика,
А. Морева и др..........................
Список
литературы....................
Задание 1. Познакомиться с поэзией известных сахалинских поэтов (Н. Тарасов, А. Сафонова, Л. Баженова, М. Зайцева, В. Богданов, В. Семенчик, В. Плотников и др.)
1. Поэтическое видение мира в лирике сахалинских поэтов?
2.
В чем заключается
своеобразие творчества
Анны Сафоновой?
Характеристика сборника
стихов «Тихие
песни».
Сахалинские авторы – часть огромного целого, имя которому российская литература.
Среди имен сахалинских поэтов разных поколений блистают имена Николая Тарасова, Людмилы Баженовой, Марины Зайцевой, Владимира Семенчика, Владимира Плотникова, Валерия Балюка, Юрия Николаева, Валентина Богданова, Романа Хе, Елены Машуковой, Ивана Белоусова, Михаила Финнова, Анны Сафоновой и др.
Их поэтические произведения содержательны, насыщены простотой повествования, отличаются разнообразием тематики и философским подтекстом.
Николай Тарасов вошел в литературу в 70-е годы. У него хороший поэтический слух и вера в божественность слова, поэтому его язык живителен, ясен. Слова перекатываются на языке, словно камешки в ручье студеном, – окоём, ополья гладь, волос дуновенье, зимник; горький, сладкий пальный дым; птица пела, вися на тонкой нити счастья, белёсая мгла берез – по-детски хорошо от них на душе, строят они ласковый и теплый мир, невзирая на грусть, и потери, и досаду. Как любимый на Руси и во всем мире Николай Чудотворец, он помогает верить, что нет ничего на земле важнее, чем обыкновенная человеческая жизнь. Солнечные образы в центре его поэтического мирозданья – это подсолнух, одуванчик, жар-птица... Птица... Облако... Ветер... Они из простой материи и из глубин мифологического сознания и внятны душе как первичные зовы. Дай имя сущему! – предлагает поэт, взывая к созидающему началу личности, и тогда жизнь обернётся к тебе своим невраждебным ликом. Приятие жизни – пафос тарасовской лирики.
Автор поэтических книг – «Малиновое лето» (1973), «Радость» (1977), «Обновление» (1980), «Колодцы» (1981), «Дай имя» (1985), «Безумец, человек обыкновенный» (1989), «Зимник» (1995), «Под Северной Короной» (2002), «У Колдун-горы» (2005) – Николай Тарасов, прежде всего, лирик, и у него есть удивительные стихи, например, такие, как эти:
Качнулся гром.
И торопливей,
Чем надо бы, ему вослед
Заголосил протяжно
Ливень
На пять минут. На много лет.
И снова солнце в просинь било,
Перегорала бузина.
И снова, как когда-то было.
Ты через поле шла одна.
Ещё сырые щёки зябли,
И в волосах твоих ещё
Звенели грозовые капли
И отлетали на плечо.
Я знаю – повторится это
Когда-
Ополья гладь.
Гроза и солнце.
Ливень. Лето.
И ты мне явишься опять.
Эти пронзительные стихи – о любви, и можно сказать, что все стихи поэта о любви – любви к «удивительному миру» жизни. В лучших стихах – «Летнее», «Ода одуванчику», «Дай имя», «На стыке снега и дождя», «Облака», «Семь ветров», «Муравей» – всё неспешно, раздумчиво, вписано в общий ход жизни отдельного человека и космоса.
Лирический герой – человек мира, где время течет беспрерывно. Благодаря ассоциативной связи событий, далеко отстоящих друг от друга, время и пространство у Тарасова, как это ведется в двадцатом столетии от Велимира Хлебникова, едино: в настоящем есть и прошлое, и будущее. Это ярко проявляется в «Облаках», «Картине», в раннем стихотворении «Смывает утренние звёзды...»:
А птицы всё – от нас, от нас...
И от кого-то, знать, в последний,
Как от кого-то в первый раз...
(Сб. «Зимник»)
Складывается впечатление, что из жизни людской и природной герой традиционно выбирает вторую, однако внимательный взгляд обнаружит в его мироощущении очевидное слияние социума, космоса и нравственной души человека разумного в единую сферу, возможно, ту самую, которую в начале прошедшего века прозревали В. Вернадский, М. Пришвин и которая получила название ноосферы, с великим трудом пробиваясь к сознанию современного человечества. Видимо, поэтому так важно ощущение мира как Дома: «...не всем нам теряться в странствиях, Кто-то должен, как я и он. Проживать на конечных станциях...»
По мысли автора, единственное средство не превратить наш мир в «чёрную дыру» – это язык, «язык добра», «язык слова».
Первый
сборник поэта открывает
Весь берег Сахалина
Малинником покрыт,
В малиннике малина
Малиново горит.
Внизу волна играет,
И с самого утра
Малину собирает
На сопках детвора.
Огромные корзины
У ребятни о руках,
И сладкий сок малины
Алеет на губах.
Две ягоды – корзине,
Десяток – прямо в рот.
Стоит на Сахалине
Малиновый восход.
От утреннего света
Малиново в глазах.
Малиновое лето
На наших берегах!
Это, по всем параметрам, детское стихотворение, благодаря игре словом, гиперболизированному малиновому «портрету» острова, являет мир глазами ребенка – празднично, весело, сочно. Яркая образность его парадоксально соединяет живущее уже где-то в подсознании есенинское «о Русь – малиновое поле» и эксцентричный образ «малиновой кошки» в духе нонсенса Ю. Мориц, у которой кошка, объевшись малины, напрочь малиновеет и при этом гордо поправляет малиновый бант.
Слово у Н. Тарасова живое, богатое литературным опытом, рождающее ассоциативный контекст. Его лирический герой – сегодняшний человек – говорит о себе: «У Дикого поля, на меч обопрясь, Дружинником русым я встал в обороне»... («Я мог бы кочевником широколицым...»). Как бы лирический герой в ситуации единого времени-пространства – современник и древний ратник в одном лице.
Лирическое содержание стихов Н. Тарасова тесно связано с классической русской традицией, близко творчеству Ивана Бунина, Николая Рубцова с их тютчевской традицией несуетного зрелого размышления о человеке перед лицом мироздания.
Поэзия Людмилы Баженовой профессиональна. В ее поэзии крик отчаяния и безысходности («Самая длинная из всех существующих ночей – моя...», «Сжать меж зубов два крика: родить и похоронить ребенка, И после неоднократных поминок пропасть глубоко в себя...»). Но в то же время Людмила Баженова живет в своем микрокосмосе, питательная среда ее стихов – сильные душевные и сердечные движения, она пишет, как режет по живому, не таясь самого сокровенного. В ее поэзии живет сама Любовь, любовь к жизни. В ее стихах истинно пережитое и переживаемое ныне.
... Но что за странная
глядит в мои зеркала,
Смеет писать стихи
и паковать в конверт,
любить до одури место,
где у нее ни кола,
и поднимать бокал –
за
молодой рассвет!
Марину Зайцеву, живущую в портовом городе Корсакове, можно отнести к художникам-маринистам – настолько динамично вплетаются в ее поэтический мир морские пейзажи.
Ее стихотворения отличаются безоговорочным приятием законов и правил этой жизни, ее дикой и безутешной красоты, строгого и гордого величия. В первозданности островов все дорого: от былинки, оброненной сухостоем, до извилистых горных троп. Каждое живое существо здесь празднует победу своего бытия, не упорядоченного, но переполненного, звучащего, расцветающего...
Я славлю день,
манящий новизной, -
Пичугой малой
в честь него пою -
И хрупкий мир,