Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:26, курсовая работа
Цель данного научного исследования – выявить особенности жанра повести «Серный ключ» Н. А. Дуровой.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
изучить особенности жанра повести;
определить жанровую специфику повести «Серный ключ»;
установить место повести «Серный ключ» в творчестве Н. Дуровой;
Введение……………………………………………………………………..…………3
1. Повесть как литературный жанр……………………………..…………………….5
1.1 Определение жанра повести в современном литературоведении………….5
1.2 Типология повести первой трети XIX века…………………………………..8
1.2.1. Романтическая повесть…………………………………........................11
1.2.2. Историческая повесть…………………………………………………..14
1.2.3. Фантастическая повесть. …………………………………………….....16
1.2.4. Светская повесть….…………………………………………………......17
1.2.5. Бытовая повесть……………………………….……………………......19
2. Анализ жанровых особенностей произведения Н. А. Дуровой «Серный ключ»……………………………………………………………………................................21
Заключение………………………………………………………..…...........................27
Список использованных источников и литературы………………………………………..………………………
«Бежит, гремит, кипит, клокочет
Волшебный ключ моей страны!
Злой Керемет в лесу хохочет
В часы полночной тишины.
Бежит, гремит, на камнях скачет
Волшебный ключ моей страны!
На берегу девица плачет
В часы полночной тишины.
Бежит, гремит, кипит, сверкает
Волшебный ключ моей страны!
С кудрей девица кровь смывает
В часы полночной тишины» (386)
На протяжении повествования мы обнаруживаем в произведении и фантастические черты повести, связанные с религиозными верованиями марийского народа, который верил в потусторонние силы, главным представителем которых был Керемет. Приведем пример:
«…Раза два думала она, что слышит в страшном соседнем лесу зловещий хохот Керемета. (По их вере, хохот его бывал всегда предвестием какого-нибудь ужасного бедствия и всегда слышится только тому, с кем оно должно было случиться.) К умножению грусти ее, Дукмор сказал, что также слышал по две ночи ужасный смех их злого духа <…> Известно, что полудикие народы, всегдашние обитатели непроходимых лесов, нисколько не боятся единоборства с медведем; разумеется, что на такой опасный подвиг пускаются только молодцы, а то у них есть много и других способов ловить и убивать медведей
— Да, слыхал и я о различных хитростях их, но что значит единоборство?
— Единоборство с медведем верх ужаса для меня. Вот что мне рассказывали об этом: когда узнают, что в лесу появился медведь и если его величина, сила и лютость обратят на себя внимание всей окрестности на сорок или более верст кругом, тогда из всех окружных молодых людей один кто-нибудь, род богатыря у них, решается, не говоря о том никому, вступить в единоборство с ужасным зверем. В случае успеха смелый ратоборец покрывается неувядаемою славою и сверх того продает кожу побежденною зверя, что бывает иногда довольно ценно. В случае ж неудачи он платит своею жизнию, и о предприятии его узнают только по остаткам белого шабура и нескольким костям…» (378-379)
Имеет место быть и тип светского повествования. История рассказывается представительницей светского общества, которая далека от жизни простого народа, но при этом главными героями ее рассказа являются обычные люди, крестьяне. Также четко выделяется главная проблема светской повести – Дукмор и Зеила противопоставляются обычному обществу, которому присущи обыкновенные человеческие пороки: зависть, подлость, преследование корыстных целей. Это наиболее ярко проявляется в отношении односельчан к Дукмору, от которого хотят поскорее избавиться: «…его превосходство над ними возбуждало их зависть, заставляло ненавидеть и с нетерпением ожидать набора, чтобы отдать его в солдаты…» (376) Отношения любящих людей разрушаются под давлением внешних обстоятельств: главного героя убивает медведь, а Заила остается одна со своим горем. Смерть героев также одна из главных черт светской повести того периода:
«…Мгновения довольно было лютому зверю. Дукмор упал без образа и жизни. Чудовище, смертельно раненое, упало близ него, каталось по земле и, истекая кровью, ревело неистово…» (383)
Но смерть настигает и Зеилу, которая не смогла пережить гибель любимого всем сердцем человека. Она не могла смириться с такой потерей: сначала сходит с ума, односельчане всячески пытались помочь ей, но их попытки не увенчались успехом:
«Да успокойся, Зеила, дитя наше! – говорили они, плача и обнимая ее. – Бесценное дитя наше! Скажи нам что-нибудь! Скажи нам, что у тебя болит? Что тебе надобно? Скажи нам хоть слово, дай нам, ради бога, услышать голос твой!..» Все было бесполезно» (386-387)
И однажды ее находят мертвой на могиле Дукмора:
«…У могилы Дукмора она затрепетала, упала на нее, с восторгом обняла и так сильно прижалась к ней лицом, что когда подняли уже ее с могилы, мертвую, то увидели, что суие растения прокололи ей лицо и вонзились до костей». (389-390)
Особую роль в создании картины в повести играют художественные детали, т.е. особо содержательные подробности, в точности передающие жизнеописание бытовых характеристик деревни Курцем, в которой и происходят событие между главными героями. Автор щедро описывает бытовые условия жизни черемисов:
«… Итак, слушайте: образ жизни черемисов, их нравы, обычаи, язык, тайная привязанность к идолопоклонству, выбор места для жилищ всегда среди лесов отделяют их совершенно от других племен и осуждают на всегдашнее одиночество. Черемис природно грустен; его не развлекает ни одно из тех упражнений, которыми занимаются его соседи татары, как-то: торговля, мена, переезд из одного города в другой; он не выращивает, не холит коня, не шьет халата, не выделывает ергака; он только пашет землю и зимою ловит белок, чтобы, продав их кожу, купить себе соли. Вот весь круг его деятельности. Разум его, не занятый житейскими заботами, имеет весь досуг погружаться в таинственность нелепых обрядов давней веры, что делает его мрачным, скрытным, недоверчивым; он молчалив даже в своей семье и дышит свободно тогда только, когда остается один. Он уходит в лес, свое отечество, свою стихию, углубляется в чащу его и там без помехи предается вполне природной меланхолии. Там он чувствует себя как нельзя ближе к доброй матери своей, природе, и с восторгом поет красоты ее. Он воспевает, хвалит все предметы, на какие только устремляется взор его. Смотря на красивую березу, могучий дуб, высокую сосну, он поет, что дерево приятно для глаз, что зелены и густы его листья, как снег, бела его кора, прохладна тень и гибки ветви, по которым скачет проворная белка. В дубе хвалит он другие преимущества, его крепость и даже назначение…» (388)
То есть, исходя из этих описательных характеристик, данную повесть можно также отнести и к бытовому типу. Дуровой удалось посредством своей специфичной словесности добиться предельной сжатости изображения и погрузить читателя в мистический быт черемисов.
Можно сказать, что повесть является и этнографической, так как в ней затрагивается жизнь и быт определенного народа (марийцев).
Таким образом, мы можем отметить, что при анализе жанровых особенностей повести Дуровой Н.А. «Серный ключ» мы обнаружили сплетенные воедино стилистические черты, присущие романтической, исторической, фантастической и бытовой типологии, такого литературного жанра как повесть.
Заключение
Итак, мы выяснили, что повесть – это одна из жанровых разновидностей средней эпической формы. По мнению большинства литературоведов, основные характерные признаки повести заключаются в следующем:
- малый объем;
- изображение одного или нескольких событий;
- четкий конфликт;
- краткость изложения;
- закон выделения
главного героя из среды
- раскрытие
одной, доминирующей черты
- одна проблема
и вытекающее из этого
- ограниченное количество персонажей;
- полнота и законченность повествования;
- наличие драматургического построения.
Также мы пришли к выводу, что типологический подход к изучению жанровых особенностей повести позволяет наиболее точно проследить генезис и развитие жанров в пределах определенной литературной эпохи.
В ходе реализации
историко-генетического и
Повесть «Серный ключ» Н. А. Дуровой на наш взгляд выделяется из большого количества повестей, написанных в первой трети XIX века. Эта особенность главным образом заключается в том, что автору удалось объединить воедино все типы повести (романтическая, историческая, фантастическая, светская и бытовая) в одном произведении, в то время как другие писатели придерживались норм какого-то определенного типа.
По нашему мнению вопрос о жанровой особенности повести «Серный ключ» является перспективным для дальнейшего изучения, что позволит более глубоко изучить творчество Н. А. Дуровой.
Список использованных источников и литературы
1. Дурова Н. А., Записки кавалерист-девицы /Вступительная статья, подготовка текста и примечания Б. В. Смиренского/. Переиздание. – Казань.: Татарское кн. изд-во, 1979. – 200с.
2. Дурова Н. А., Избранные сочинения кавалерист-девицы /Составление., вступительная статья и примечания В. Муравьева/. – М.: Моск. рабочий, 1983. – 479с.
3. Дурова Н А., Избранное /Составление, вступительная статья и примечания В. В. Афанасьева/. – М.: Советская Россия, 1984. – 478 с.
4. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научный руководитель Н. Д. Тамарченко / М., 2008. – 358с.
5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А. Н. Николюкина/ М, 2001.—1600 стб.
6. Виноградов В В., Избр. труды: О языке художественной прозы. [Т. 5]. М., 1980.
7. Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы / О русской литературе. - СПб.: Искусство - СПб, 1997.- 346 с.
8. Сиповский В.В., Из истории русского романа и повести (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). - Спб.: 2-е Отд. Имп. Акад. наук, 1903.
9. Виноградов В. В., Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. – М.: АН СССР, 1963. – С. 145-231
10. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. I. – М.: Академия наук, 1953. – С. 284-372.
11. Мейлах Б. С., Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. – 566 с.
12. Сидяков Л. С., Русская критика 20—30-х годов о жанре повести / О жанре повести в 20—30-е годы XIX в. — Уч. зап. Латв. гос. унив., 1963. – 402 с.
1 Надежда Дурова, Записки кавалерист-девицы /Вступительная статья, подготовка текста и примечания Б. В. Смиренского/. Переиздание. – Казань.: Татарское кн. изд-во, 1979. - С. XXII.
2 Там же. С. XVIII.
3 Там же. С. XVIII-XIX.
4 Дурова Н. А., Избранные сочинения кавалерист-девицы /Составление., вступительная статья и примечания В. Муравьева/. – М.: Моск. рабочий, 1983. – С. 20.
5 Н А. Дурова, Избранное /Составление, вступительная статья и примечания В. В. Афанасьева/. – М.: Советская Россия, 1984. – С. 23.
6 Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научный руководитель Н. Д. Тамарченко / М., 2008.
7 Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А. Н. Николюкина/ М, 2001.—1600 стб.
8 Виноградов В В., Избр. труды: О языке художественной прозы. [Т. 5]. М., 1980.
9 Виноградов В. В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование, М.: АН СССР,1963. - С.102
10 Лотман Ю.М. О типологическом изучении литературы / О русской литературе. - СПб.: Искусство - СПб, 1997.-С. 346
11 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. I. – М.: Академия наук, 1953. С. 301.
12Там же. С. 302.
13 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. I. – М.: Академия наук, 1953. С. 306.
14 Там же. С. 309.
15 Там же. С. 302.
16 Там же. С. 303.
17 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. I. – М.: Академия наук, 1953. С. С. 307.
18 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. – С. 77.
19 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. – С. 80.
20 Виноградов В. В. Сюжет и стиль. Сравнительно-историческое исследование. Йзд. АН СССР, М.,1963. - С.186.
21 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. - С. 90
22 Там же. С.94.
23 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. - С. 103.
24 Там же. С. 109
25 Там же. С.115
26 Там же. С. 134
27 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. - С. 134.
28 Сидяков Л. С. Русская критика 20—30-х годов о жанре повести / О жанре повести в 20—30-е годы XIX в. — Уч. зап. Латв. гос. унив., 1963. - С.348
29 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. – С. 171.
30Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. - С. 173.
31 Там же. С. 178
32 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. - С. 189.
33 Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. - С. 181
34Мейлах Б. С. Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра. – Л.: Наука, 1973. - С. 184.
35 Надежда Дурова, Записки кавалерист-девицы /Вступительная статья, подготовка текста и примечания Б. В. Смиренского/. Переиздание. – Казань.: Татарское кн. изд-во, 1979. - С. XXII.
Информация о работе Особенности жанра повести Н. А. Дуровой «Серный ключ»