Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 23:58, реферат
Для написания этого реферата я выбрал тему «Великая Отечественная война
в произведениях русских писателей XX века». Великая Отечественная война не обошла стороной и мою семьютоже. Мой дедушка и прадедушка воевали на фронте. Из рассказов бабушки много узнал о том времени. Например, как они голодали. И для того чтобы
достать буханку хлеба, ходили за много километров, и, несмотря на то, что
моя семья жила в деревушке, куда не дошли немцы, все равно они ощущали их
присутствие и страдали от войны.
Введение
«Сохранить в себе человека»
Подвиг народа.
Проблема подвига и предательства.
Человек на войне.
«У войны не женское лицо»
«Война - жесточе нету слова...»
Проблема нравственного выбора.
Заключение.
Список литературы:
излучающая уют и тепло, тянущаяся к свету, скрывается от него навсегда.
«Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывала грязь и
тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Соня Гурвич, стремившаяся
доставить человеку радость, ведомая лишь чистым порывом души, наталкивается
на немецкий нож. Галя Четвертак рыдает над убитой подругой, когда нельзя
плакать. Ее сердце переполнено лишь жалостью к ней. Именно так Васильев
пытается подчеркнуть
противоестественность и
своими пламенными и нежными сердцами сталкиваются с бесчеловечностью и
нелогичностью войны «У войны не женское лицо». Эта мысль пронзительно
звучит в повести, отдаваясь с невыносимой болью в каждом сердце.
Бесчеловечность
войны и
тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся
тоненькие ниточки женских жизней «Положил ведь я вас, всех пятерых
положил...». Васильев « убивает» девушек, чтобы показать невозможность
существования женщин в
условиях войны. Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку,
спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они не думают о
себе, спасая других. Чтобы защитить Родину и отомстить за родных им людей,
они готовы отдать последние силы. «А немцы ранили ее вслепую, сквозь
листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она
стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому
что вместе с кровью уходили и силы». Они погибают, и теплота, любовь,
таящаяся в их сердцах,
навсегда ложатся в сырую землю:
Предназначение
женщины, дарованное ей
войны. А женщина -- это хранительница очага, продолжательница рода, которая
является символом жизни, тепла и уюта. Рыжая Комелькова с волшебными
зелеными глазами и удивительной женственностью, кажется, просто создана для
продолжения рода. Лиза Б., символизирующая дом, очаг, создано для семейно
жизни, но этому не суждено сбыться... Каждая из этих девушек « могла
нарожать детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой
ниточки. Маленькой ниточки бесконечной пряже человечества, перерезанной
ножом». В этом заключается трагизм судьбы женщины на войне
Но мужчины, выжившие в войне на всегда останутся с вечным комплексом
вины перед ними. Мужчины не смогли подарить им любовь, не смогли защитить
их. Поэтому Васильев спрашивает, оправданы ли такие жертвы на войне, не
слишком ли это дорогая цена победы, ведь утерянные ниточки женских жизней
никогда больше не сольются с общей пряжей человечества? «Что же это вы,
мужик мам наших от пуль защитить не могли? Что же это вы со смертью их
оженили, а сами целенькие?» Вы повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» мы
можем посмотреть на войну глазами женщины. Истинное восхищение вызывают
подвиги женщин, которые становятся еще более значимыми, так как совершены
хрупкими созданиями.
Я читала
воспоминания одной женщины,
время войны как-то вышла из дома, а когда вернулась, на его месте увидела
лишь огромную яму-последствие сброшенной немецким самолетом бомбы. Погибли
муж и дети. Не было смысла продолжать жить, и эта женщина пошла на фронт в
штраф батальон, надеясь погибнуть. Но выжила. После войны у нее снова
появилась семья, но наверняка ничто никогда не заглушит ту боль, которую
причинила война. И, наверное, каждая женщина, пережившая войну, всю
оставшуюся жизнь не сможет от нее освободиться. Часть ее души на всегда
останется там...
Женщины, сложив свои головы ради великого дела, сделали победу
возможной, приблизили ее. Но гибель каждой женщины на войне это трагедия.
Вечная слава и
память им!
Проблема
нравственного выбора.
Возможно, через много лет люди вновь вернутся к теме Великой
Отечественной войны. Но они смогут восстановить события, лишь изучив
документы, мемуары. Это будет потом...
А сейчас ещё живы те, кто мужественно встал на защиту нашей страны летом
1941 года. Ещё свежи воспоминания об ужасах войны в их сердцах. Таким
человеком можно назвать и Василя Быкова.
В. Быков изображает войну и человека на войне - «без прикас, без
бахвальства, без лакировки, - какова она есть». В его произведениях нет
напыщенности, излишней торжественности.
Автор пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь
поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Его, по собственному
признанию, интересует не технология боя, а нравственный мир человека,
поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Его
произведения объединяет одна общая идея - идея выбора. Выбора между
смертью, но смертью героя, и трусливым, жалким существованием. Писателя
интересует то жестоко -суровое испытание, которое должен пройти каждый из
его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед
Родиной, свои обязанности гражданина и патриота? Война и была такой
проверкой человека на прочность идейную и моральную.
На примере повести Быкова «Сотников» мы рассмотрим трудную проблему
героического выбора. Два главных героя, два партизана... Но как они
различаются по своему мироощущению!
Рыбак - бывалый партизан, рисковавший своей жизнью не один раз.
Сотников, вызвавшийся на задание отчасти из-за своего самолюбия. Больной,
он не захотел рассказать об этом командиру. Рыбак спросил, почему он
смолчал, тогда, как два других отказались, на что Сотников ответил: «Потому
и не отказался, что другие отказались».
С первых строк повести, кажется, что оба героя до самого конца будут
играть положительную роль. Они храбры, готовы пожертвовать своей жизнью
ради цели, с самого начала чувствуется их довольно доброе отношение друг к
другу. Но постепенно ситуация начинает меняться. Быков медленно раскрывает
характер Рыбака. Первые признаки чего-то настораживающего появляются в
сцене разговора с деревенским старостой. Рыбак собрался расстрелять
старика, но, узнав, что не ему первому это пришло в голову, тушуется («...
он не хотел уподобляться кому-то. Свои намерения он считал справедливыми,
но, обнаружив чьи-то, похожие на свои, воспринимал собственные уже в
несколько другом свете»). Это первый штрих в формировании образа Рыбака.
Ночью Рыбак
и Сотников натыкаются на
штрих. Быков пишет: «Как всегда, в минуту наибольшей опасности каждый
заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки. Что до Рыбака, то
который
уже раз за войну его выручали ноги». Сотников отстает, попадает под
обстрел, а его напарник бежит, спасая свою шкуру. И лишь одна мысль
заставляет Рыбака вернуться: он думает о том, что он скажет товарищам,
которые остались в лесу...
На исходе ночи партизаны доходят до очередной деревеньки, где их прячет
женщина с детьми. Но и тут их обнаруживают полицаи. И снова одна мысль у
Рыбака: «... вдруг ему захотелось, чтобы первым поднялся Сотников. Все -
таки он ранен и болен, к такому же именно он кашлем выдал обоих, ему куда с
большим основанием годилось сдаваться в плен». И выбраться с чердака его
заставляет лишь страх перед смертью. Штрих третий.
Самым же
ярким, содержательным
различается поведение героев!
Сотников мужественно терпит пытки, но даже мысль не промелькнула в его
голове о том, чтобы предать товарищей. Сотников не боится ни смерти, ни
своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем
спасти их, - для него важно достойно умереть. Его главная цель - положить
душу «за други своя», не стараясь купить себе мольбами или предательством
недостойную жизнь.
А Рыбак? С самого начала допроса он лебезит перед следователем, с
готовностью отвечает на вопросы, хотя и пытается приврать. Рыбак, всегда
прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не
понимая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет к предательству,
потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести,
товарищества. Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом
неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти.
Когда
следователь Портнов
задумывается над этим. «Сквозь минутное замешательство в себе он вдруг ясно
ощутил свободу, простор, даже легкое дуновение свежего ветра в поле». Он
стал лелеять надежду на то, что ему удастся бежать. В подвале герои снова
встречаются. Рыбак просит Сотникова, чтобы тот подтвердил его показания. В
его голову прокрадывается позорная мысль: «... если Сотников умрет, то его,
Рыбака, шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать, что вздумается,
других здесь свидетелей нет». Он понимал всю бесчеловечность своих мыслей,
но то, что ему от этого будет лучше, затмевало все «против». Рыбак утешал
себя тем, что, если вывернется, рассчитается за жизнь Сотникова и за свои
страхи.
И вот наступает день казни... Вместе с партизанами на виселицу должны
пойти и ни в чем не повинные люди: женщина, укрывавшая их, деревенский
староста, еврейская девочка Бася. И тогда Сотников принимает единственное
верное для себя решение. На ступенях виселицы он признается в том, что
является партизаном, что это он прошлой ночью ранил полицая. Рыбак же
полностью раскрывает свою сущность, делая отчаянную попытку сохранить свою
жизнь. Он соглашается стать полицаем... Но это ещё не все. Рыбак
переступает последнюю грань, когда собственноручно убивает своего товарища.
Финал повести. Рыбак решает повеситься. Его мучает совесть, которую он
Информация о работе Отечественная война в произведениях русских писателей XX века