Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 23:58, реферат
Для написания этого реферата я выбрал тему «Великая Отечественная война
в произведениях русских писателей XX века». Великая Отечественная война не обошла стороной и мою семьютоже. Мой дедушка и прадедушка воевали на фронте. Из рассказов бабушки много узнал о том времени. Например, как они голодали. И для того чтобы
достать буханку хлеба, ходили за много километров, и, несмотря на то, что
моя семья жила в деревушке, куда не дошли немцы, все равно они ощущали их
присутствие и страдали от войны.
Введение
«Сохранить в себе человека»
Подвиг народа.
Проблема подвига и предательства.
Человек на войне.
«У войны не женское лицо»
«Война - жесточе нету слова...»
Проблема нравственного выбора.
Заключение.
Список литературы:
не смог заглушить. Спасая себя, он не только казнит бывшего товарища - у
него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься
он пытается в уборной, даже в какой - то миг почти готов броситься головой
вниз - но
не решается. Однако духовно Рыбак уже мертв («И хотя оставили в живых,
но в некотором
отношении также ликвидировали»
спасло бы его от позорного клейма предателя.
Но даже тут Быков показывает нам, что раскаяние не было искренним: решив
умереть, Рыбак не может расстаться со столь ценной для него жизнью, ради
которой он предал самое святое - воинскую дружбу и свою честь.
Герои Василя Быкова преподают нам уроки чести, мужества, человечности.
Человек всегда должен делать выбор - война делает этот выбор трагическим.
Но суть остается той же, она не меняется, так как любимые герои Быкова
следуют лишь зову своего сердца, поступают честно и благородно. И только
тогда человека можно назвать «героем» в самом лучшем смысле этого слова.
«Никакой человек ... не может быть средством или орудием ни для блага
другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого
общего блага», - писал Владимир Соловьев. На войне люди становятся именно
таким средством. Война - это убийство, а убивать - значит нарушать одну из
заповедей Евангелия - убивать безнравственно.
Поэтому на войне встает еще одна проблема - сохранить человеческое
достоинство. Однако многим помогает выжить, остаться сильным духом и
верующим в достойное будущее именно идея - никогда не предать собственных
принципов, сохранить в себе человечность и нравственность. И если человек
воспринял эти законы как цель своей жизни и ни разу не нарушил их, ни разу
не « положил совесть в карман», то ему легче будет выжить на войне.
Примером такого человека является герой повести Вячеслава Кондратьева
«Сашка».
Он, бывая в сложнейших ситуациях, нередко вставал перед тяжелейшим
выбором, но всегда оставался
человеком и выбирал
Сашка живет честно, так, чтобы «людям в глаза посмотреть не стыдно
было». Он отзывчив, человечен, готов идти на смерть, если это поможет
другому. Доказательством этих качеств Сашки являются все его поступки.
Например, заслуживает глубокого уважения то, что он полез под пули,
чтобы достать ротному валенки, сочувствуя своему командиру, которому
приходится ходить в мокрых сапогах: « Для себя ни за что бы не полез,
пропади пропадом эти валенки. Но ротного жалко!»
Сашка считает
себя ответственным и за
опять же рискует.
Герой повести
великодушно спасает от
-- своего вспыльчивого, но честного и хорошего товарища лейтенанта
Володьку, принимая его вину на себя.
Удивительно настойчиво и честно держит Сашка слово. Он никак не может
нарушить данное им обещание. «Пропаганда»,- бурчит немец. «Какая тебе
пропаганда! - возмущается Сашка. - Это у вас пропаганда! А у нас правда».
Сашка обещал, что листовка, в которой сказано, что советское командование
гарантирует жизнь, питание и человеческое обращение сдавшимся в плен
немцам, - правда. А раз сказал, Сашка обязан выполнить свое обещание, как
бы сложно это ни было.
Именно поэтому он нарушает приказ комбата, не расстреляв немца,
отказывающегося давать показания, а невыполнение приказа ведет к трибуналу.
Понять такой
поступок никак не может Толик,
телячье - приказали - исполнил!» Но Сашка не «теленок», не слепой
исполнитель. Для него главное не просто исполнить приказ, а решить, как
лучше выполнить сверхзадачу, ради которой и отдал приказ. Именно поэтому
Сашка так ведет себя в ситуации, когда немцы неожиданно прорвались в рощу.
«В середке пятачка столпилось их битая - перебитая рота около раненного в
ногу политрука. Тот размахивал карабином и кричал:
- Ни шагу! Назад ни шагу!
- Приказ ротного - отойти в овраг! - крикнул Сашка. - А оттуда ни
шагу!» Сашка не может не сдержать слово и тогда, когда обещает раненому
спасти
его: « Слышишь? Пойду я. Ты потерпи, я мигом. И санитаров пришлю. Ты
верь мне... верь». И как же может Сашка обмануть раненого человека, который
верит ему? Раненный в руку, не просто посылает санитаров, а идет вместе с
ними, под пулями, боясь, что стерлась его пометка на земле, что не найдут
санитары человека, которому Сашка обещал!
Совершая все эти удивляющие своей добротой, отзывчивостью и
человечностью поступки, Сашка не только не требует, чтобы его благодарили
за это, но даже и не думает о том. Для него это просто естественно -
помогать людям, рискуя собственной жизнью.
Но ошибается тот, кто думает, что Сашка, совершая эти поступки, не
боится и ему не хочется жить. А Сашка «ив наступления, и в разведке - все
это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить
вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что
положено, что надо».
Однако не все смогут всегда поступать так, как Сашка. Порой люди
ожесточаются на войне, не всегда делают правильный выбор. Этому
свидетельствуют сотни примеров.
Таким образом, человек на войне постоянно стоит перед выбором:
сохранение своей жизни или собственного достоинства, преданность идее или
самосохранение.
Заключение.
В центре
художественного мира писателя
остается человек в
времени войны. Обстоятельства, сопряженные с этим временем и пространством,
побуждают и вынуждают человека к подлинному бытию. В нем есть то, что
вызывает восхищение, и то, что отвращает и страшит. Но и то и другое -
подлинно. В этом пространстве выбран тот скоротечный час, когда человеку не
за что и не за кого спрятаться, и он - действует. Это время движения и
действия. Время поражения и победы. Время сопротивления обстоятельства во
имя свободы, человечности и достоинства.
К сожалению, и в мирной жизни человек не всегда остается человеком.
Возможно, прочитав некоторые произведения военной прозы, многие задумаются
над вопросом человечности и нравственности, поймут, что оставаться
человеком -самая достойная цель жизни.
Наша страна одержала победу над Германией только благодаря смелости
народа, его терпению и страданиям. Война искалечила жизнь каждого, кто хоть
какое-то отношение к ней имел. Не только Великая Отечественная война
принесла столько страданий. Сегодня такие же страдания причиняет и война в
Чечне и в Ираке. Там гибнут молодые люди, наши ровесники, которые еще
ничего не сделали ни для своей страны, ни для семьи. Даже если человек
приходит с войны живым, он все равно не может жить обычной жизнью. Тот, кто
когда - либо убивал, даже не по своей воле, уже никогда не сможет жить как
обычный человек, недаром их называют «потерянным поколением».
Я считаю, что войны не должно быть вообще никогда. Она только приносит боль
и страдания. Все нужно улаживать мирным путем без крови и слез, страданий и
горя.
Информация о работе Отечественная война в произведениях русских писателей XX века