Патрик Зюскинд. Парфюмер. Контрабас

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

Па́трик Зю́скинд (нем. Patrick Süskind, родился 26 марта 1949 в Амбахе) — немецкий писатель и киносценарист.
Родился в 1949 в семье писателя Вильгельма Эмануэля Зюскинда. Получил музыкальное образование, изучал историю в Мюнхенском университете. Позднее учился в Экс-ан-Провансе (Франция). Переменил много профессий — работал в патентном отделе фирмы Siemens, тапером в танцевальном зале, тренером по настольному теннису.

Файлы: 1 файл

Зюскинд.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  науки РФ

Тверской колледж им. А.Н. Коняева

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по литературе на тему:

«Патрик Зюскинд. Парфюмер. Контрабас».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы 1ПРК

Старшинова Дарья

Проверила:

О.А. Беляева.

 

 

Тверь 2011г.

Биография писателя

 

Па́трик Зю́скинд (нем. Patrick Süskind, родился 26 марта 1949 в Амбахе) — немецкий писатель и киносценарист.

Родился в 1949 в семье писателя Вильгельма Эмануэля Зюскинда. Получил музыкальное образование, изучал историю в Мюнхенском университете. Позднее учился в Экс-ан-Провансе (Франция). Переменил много профессий — работал в патентном отделе фирмы Siemens, тапером в танцевальном зале, тренером по настольному теннису.

Успех пришёл после выхода его первого произведения, одноактного монолога «Контрабас». В 1985 вышел роман «Парфюмер», который стал известнейшим произведением автора. Кроме этого Зюскинд написал несколько киносценариев.

 

Отзыв читателя с сайта http://book.grc-eka./ru.

 

Книга, которая способна перевернуть представления о мире. Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер» это совсем не та книга, которую мы можем не читать. Широкую известность в нашей стране «Парфюмер» во многом получил благодаря экранизации и выходу фильма в прокат в 2006 году, а также поддержке его телевидением. Однако сама книга появилась впервые в 1985 году.

История одного убийцы – вторая часть названия книги, которое обязывает нас от самой первой и до последней страницы следить за таинственным действием, которое разворачивается в Эпоху Просвещения. В невероятных условиях рождается Жан-Батист Гренуй, тот самый ребенок, который в течение своей жизни впервые откроет, возможно, один из самых интересных миров и будет самым опасным преступником для всего человечества. Да, при чтении многие действительно ограничиваются только таким восприятием.

Но если попробовать посмотреть на книгу по-другому, то каждый сможет для себя открыть не только апокалипсис человечества, но и трагедию жизни совсем необычного человека, который, возможно, сделал не те выводы, когда получил свой первый жизненный опыт. В других ракурсах произведения раскрывается не только искания героя, страхи общества, но и волшебство, яркость и сочность красок, которые мы часто не замечаем, а также философия жизни. Патрик Зюскинд потрясающе передает не только атмосферу 18 века, но позволяет окунуться в неизведанный нами мир ароматов. Узнать, как жили люди, что они делали, какими они были. Увидеть собственными глазами одну из технологий извлечения запахов – дистилляцию. Именно «увидеть», причем это слово применительно ко всей книге.

Книга настолько многогранна, что может ограничиваться лишь нашим мировосприятием. Вы можете прочитать её на одном дыхание или заснуть, не начав. Это зависит только от вашего отношения к роману и желания открыть для себя что-то новое. Пожалуй, для меня «Парфюмер» – это одна из первых книг, которую я рекомендую для прочтения без сомнения каждому.

 

Парфюмер. История одного убийцы.

 

Парфюмер. История одного убийцы (нем. Das Parfum. Die Geschichte eines Mörders., англ. Perfume: The Story of a Murderer.) — роман немецкого драматурга и прозаика Патрика Зюскинда.

Впервые роман был напечатан в Швейцарии в 1985 году. На сегодняшний день он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка, и выдержал множество изданий общим тиражом более 12 миллионов экземпляров. Книга переведена на 42 языка, включая латынь.

Впервые на русском языке роман был опубликован в восьмом номере журнала «Иностранная литература» в 1991 году, в переводе Э. В. Венгеровой.

«История одного убийцы» рассказывает о жизни человека, чья «гениальность и феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории — летучим царством запахов».\

 

Персонажи

 

      Мать Гренуя — обвинена в детоубийстве.

      Жан-Батист Гренуй — человек, обладающий тончайшим обонянием.

      Жанна Бюсси — простодушная кормилица.

      Отец Террье — знаток церковной догматики.

      Мадам Гайар — хозяйка приюта.

      Грималь — кожевник.

      Девушка с улицы Марэ — первая жертва Гренуя.

      Джузеппе Бальдини — парижский парфюмер.

      Шенье — подмастерье Бальдини.

      Пелисье — конкурент Бальдини, популярный парфюмер.

      Маркиз де ла Тайад-Эспинасс — чудак, создатель «флюидальной теории».

      Мадам Арнульфи — вдова парфюмера из Грасса.

      Доминик Дрюо — мастер-парфюмер из Грасса.

      Антуан Риши — Второй Консул Грасса, проницательный человек.

      Лаура Риши — его дочь, рыжеволосая красавица.

 

 

 

 

Время

 

 

Действие романа происходит во Франции середины XVIII века, в Эпоху Просвещения.

Приём, который использует автор в «Парфюмере» — принцип псевдо-историзма. Он будто бы убеждает читателя, что описанное действительно когда-то происходило, сообщая событиям романа хронологическую точность. Текст насыщен датами. Так, между двумя датами проходит вся жизнь героя.

Он рождается 17 июля 1738 года и умирает 25 июня 1767 года. Хотя позже автор отметит, что день смерти Гренуя пришёлся на день его рождения.

Также датированы и другие поворотные события жизни героя: встреча с девушкой с улицы Марэ — 1 сентября 1753 года; 15 апреля 1766 года — герою зачитывают приговор.

Обращаясь к персонажам, с которыми сталкивается Гренуй, Зюскинд отмечает время и обстоятельства их смерти. Так читатель, наблюдая в реальном времени романа за гибелью кожевника Грималя и парфюмера Бальдини, узнаёт, что мадам Гайар умрёт от старости в 1799 году, а маркиз Тайад-Эспинасс — пропадёт в горах в 1764.

В воображении Гренуя, помеченные датами, словно бутылки выдержанного вина, хранятся ароматы, которые он ощущал: «бокал аромата 1752 года», «бутыль 1744 года».

 

Место действия

 

Тот же эффект кажущейся реальности автор использует, описывая места, где происходит действие.

Так же как и во времени, сюжет романа закольцован в пространстве — он начинается и заканчивается в одной и той же точке Парижа — на Кладбище невинных.

Путешествия героя не выходят за пределы Франции. Из Парижа действие перемещается на вершину потухшего вулкана Плон-дю-Канталь (Plomb du Cantal) в провинции Овернь. После — на пути героя город Монпелье, откуда он попадает в южный приморский Грасс. В погоне за девушкой Гренуй отправляется в Ла-Напуль. Затем Грасс и снова Париж.

Зюскинд чётко фиксирует малейшие передвижения героев на протяжении всего повествования. Так Гренуй, наблюдающий фейерверк в Париже на Королевском мосту, подходит к галерее Лувра, здесь он чувствует нежный запах и идет по его следу. Он отходит от павильона Флоры, поворачивает назад и переходит через мост на другой берег. Дальнейший маршрут: особняк Майи — набережная Малакэ — улица Сены — улица Марэ.

Также подробно описаны лавка и дом парфюмера Бальдини на Мосту Менял, и прогулки Бальдини к Новому мосту.

 

 

Сюжет

 

Часть первая

 

В Париже, у смердящей рыбной лавки, рядом с Кладбищем невинных появляется на свет Жан-Батист Гренуй.

Его мать хочет избавиться от нежеланного ребёнка, но её замысел раскрывают, ее обвиняют в детоубийстве и казнят, а младенца передают на попечение монастыря и назначают ему кормилицу. Женщина отказывается ухаживать за ребёнком, потому, что, по её словам, он «не пахнет как другие дети» и одержим дьяволом. Священник, отец Террье, отстаивает права младенца, но испугавшись, что тот «бесстыдно его обнюхивает», устраивает Гренуя подальше от своего прихода — в приют мадам Гайяр.

Здесь ребёнок живет до восьми лет, другие дети сторонятся его, мальчика считают слабоумным, к тому же он некрасив и увечен. Но за ним замечаются поразительные поступки — благодаря скрытым способностям он не боится ходить в темноте, умеет предсказывать дождь. Никто не догадывается, что Гренуй — уникум, человек, обладающий острейшим обонянием, которое может улавливать даже такие запахи, которым нет названия. Когда Гренуй, благодаря своему носу, находит спрятанные хозяйкой приюта деньги, она решает избавиться от него и передает в чернорабочие кожевнику.

Гренуй работает в тяжелых условиях, перенося побои и болезни, единственная отрада для него — изучение новых запахов. И духи, и помойная вонь одинаково ему интересны. Однажды на улице он чувствует необыкновенное благоухание, его источник — юная девушка, которая пахнет как «сама красота». Гренуй, желая овладеть им, душит девушку, наслаждается её запахом и скрывается незамеченным. Совесть не мучает его, наоборот, он счастлив, что обладал самым драгоценным ароматом в мире. После этого случая Гренуй понимает, что узнал о запахах всё, и его призвание — быть их творцом, великим парфюмером.

Чтобы научиться этому ремеслу он нанимается в ученики к мэтру Бальдини, сделав для него замечательные духи, хотя и без всяких правил. У Бальдини он учится языку формул и тому, как «отнимать» у цветов их запах, используя сублимацию. Все формулы ароматов, изобретённые Гренуем, Бальдини присваивает себе. Героя ждёт разочарование — далеко не каждый запах можно заключить в стеклянный флакон как цветочные духи. Гренуй так несчастен, что даже заболевает и приходит в себя лишь тогда, когда узнает от мэтра что существуют другие средства получать запахи из каких-либо тел.

 

Часть вторая

 

Теперь цель героя — город Грасс, парфюмеры которого владеют этими секретами. Но по дороге туда Гренуй попадает в необитаемую пещеру, где наслаждается одиночеством несколько лет. Случайно его посещает ужасная догадка — сам он никак не пахнет. Ему необходимы такие духи, чтобы люди перестали сторониться его и приняли за обычного человека. Из своего убежища Гренуй попадает под покровительство маркиза Тайад-Эспинасса, приверженца «флюидальной теории», следуя которой, тот, по собственному мнению, из пещерного зверя вновь сделал Гренуя человеком. Но в действительности это произошло благодаря хорошему мылу и духам, которые Гренуй создал из кошачьих экскрементов и куска сыра.

 

Часть третья

 

Жан-Батист покидает маркиза и добирается до Грасса, где поступает в подмастерья к мадам Арнульфи, вдове парфюмера. Здесь он учится самым тонким способам овладения запахами. Неожиданно рядом с чьим-то садом он снова чувствует аромат, ещё более роскошный, чем аромат когда-то задушенной им девушки. Это запах юной Лаура Риши, которая играет в саду, и Гренуй решает, что нашел вершину его будущих духов — его главного творения в жизни: аромата абсолютной красоты, внушающего каждому вдохнувшему чувстсво истинной любви. В течение двух лет он постигает науку сбора запахов и убеждается, что запах кожи и волос красивой женщины лучше всего принимает ткань, обработанная лишенным аромата жиром. Но поскольку Гренуй в глазах окружающих представляет собой грязного, невоспитанного, полусумашедшего бродягу, он не может получить запах иным образом, кроме как убив его носительницу. В городе начинается волна странных убийств — их жертвами становятся юные девушки. Они принадлежат разным слоям общества и установлено, что они не подвергались сексуальному насилию — связи между убитыми нет никакой, на то, что это дело рук одного убийцы указывает лишь то, что все жертвы были красивы подлинной красотой только что сформировавшейся женщины и то, что все они были найдены обнаженными и обритыми налысо. Убийца Гренуй, но он действует так осторожно, умело пользуясь своей незаметностью, что никто не может заподозрить в нем убийцу. И Гренуй продолжает свою страшную и гениальную работу по сбору нот для его будущих духов. Лишь один человек в Грассе оказывается настолько проницательным, что начинает прозревать истинные мотивы убийцы. Это отец Лауры, консул Риши. Он видит что все жертвы представляют собой своего рода коллекцию подлинной красоты и в его сердце закрадывается страх: Риши осознает, что в городе нет никого, кто превосходил бы в этой тонкой, роскошной красоте его дочь и рано или поздно неизвестный убийца захочет убить и её. Риши решает помешать этому. Он тайно увозит Лауру из города и прячется вместе с ней на отдаленном островке. Одного лишь он не учел — убийца находит своих жертв по аромату и все предосторожности, которыми он обставил их с дочерью бегство из города были бессильны против главного: стоит Лауре исчезнуть, как исчезнет и ее аромат. И что именно его полуисчезающий шлейф выдаст направление бегства и убежище, где спрятана Лаура. Гренуй получает последнюю ноту своих духов. Но как только его работа закончена — его схватывают.

Гренуй разоблачён и приговорён к смертной казни. Риши, обезумевший от потери дочери, предвкушает казнь колесованием. Он посещает в тюрьме Гренуя и описывает предстоящие ему мучения, не скрывая, что это будет бальзамом для его разбитого сердца. Однако прежде чем отправиться на казнь, Гренуй извлекает чудом утаенный от стражей флакончик с завершенным ароматом. Одной капли этого божественного запаха оказалось достаточным для того, чтобы стражи отпустили Гренуя, а у палача опустились руки. Запах летит над толпой зрителей, собравшихся полюбоваться на казнь грасского чудовища — и подчиняет их себе. Аромат возбуждает в людях желание любить и будит плотскую страсть. Люди ищут удовлетворения тут же, на площади, все перерастает в настоящую страстную оргию. Гренуй стоит среди толпы и наслаждается эффектом, который произвел. На помост поднимается Антуан Риши и припадает к Греную, признавая в нём своего сына. Пользуясь всеобщим безумием Гренуй исчезает. После того, как дурман аромата любви проходит, люди находят себя раздетыми в объятьях друг друга. Смущенно одеваясь, все молчаливо решают «забыть» о произошедшем. Вместо Гренуя казнят невиновного, лишь бы поставить точку в этой истории.

 

Часть четвертая

 

Гренуй свободен, он уходит из города. Теперь он знает силу своей власти — благодаря духам, он может стать богом, если захочет. Но он понимает, что среди слепо поклоняющихся ему не будет ни одного человека, который сможет оценить настоящую красоту его аромата. Он возвращается в Париж и направляется к Кладбищу невинных — месту, где появился на свет. Здесь у костра собрались воры и бродяги. Гренуй с головы до ног опрыскивает себя духами, и люди, ослеплённые влечением к нему, разрывают его на части и пожирают останки великого парфюмера.

 

Сюжетная линия фильма имеет различия с данной книгой.

Экранизация

 

С момента выхода романа в свет, автор отказал нескольким режиссёрам в разрешении на кинопостановку, и уступил только своему другу продюсеру Бернду Айхингеру, которому в свое время удалось блестяще перенести на экран признанный абсолютно «неэкранизируемым» роман Умберто Эко «Имя Розы». Фильм Парфюмер: История одного убийцы режиссёра Тома Тыквера вышел в прокат в 2006 году.

Рок-опера «Парфюмер» (2008 год, музыка Игоря Демарина, либретто Юрия Рыбчинского).

 

 

Крылатые фразы

 

      ...для того, чтобы пользоваться своим разумом, человек нуждается в уверенности и покое.

      Строго говоря, человек начинает источать сильный запах только в период полового созревания.

      Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома — там, где ему положено. Так говорит Паскаль.

Информация о работе Патрик Зюскинд. Парфюмер. Контрабас