Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 17:48, контрольная работа
Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.
«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.
Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.
Введение
Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.
«Когда у поляков явился
Мицкевич, они перестали нуждаться
в снисходительных отзывах
Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.
Первостепенное значение Польши в развитии передовых революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который еще при жизни был для всего мира символом своего народа и его борьбы за свободу.
«Это был пластический образ судеб Польши, » - писал о Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло в сокровищницу мировой литературы и прогрессивной мысли.
Значение Адама Мицкевича в польской поэзии
Эпоха Мицкевича — эпоха
бурного национального движения
в Польше, эпоха обостренного национального
самосознания. В польской поэзии она
сказалась расширением
В литературе этот классовый антагонизм выразился в борьбе классического и романтического стилей: классицизм был стилем самодовольной магнатерии, не тосковавшей о прошлом и не стремившейся к национальному возрождению. В своем литературном творчестве, жеманном, холодном, искусственном, чуждом лиризма, она утверждала и прославляла существующий порядок и склонялась перед новыми владыками Польши. Эта верноподданническая поэзия была мало национальна в своих формах, следовала чужеземным образцам невысокой пробы, преимущественно эпигонам французского классицизма времен Наполеона I. Когда шляхта, подивленная существующим порядком, не находившая в русифицируемой Польше приложения своих сил, разоряемая непосильными налогами, стала проявлять себя в литературе, она прежде всего порвала с классицизмом как реакционным течением.
Уже в своей первой книге
«Баллады и романсы» (1822) Мицкевич открыто
признает себя романтиком. Но в этом
романтизме, внедряемом на польской почве
Мицкевичем, проявились такие особенности
его мировоззрения, личного темперамента
и склада ума, которые делали его
представителем двойственной по своей
природе польской шляхты и оказали
большое влияние на дальнейшие судьбы
польской поэзии. Безусловно, Мицкевич
сознавал могущество знания. Но Мицкевич
отрицал науку в области
В произведениях,
Одновременно с «Дзядами» напечатана
литовская повесть «Гражина», из истории
борьбы литовцев с тевтонским орденом,
первое эпическое произведение Мицкевича.
Тема — чувство старолитовского патриотизма.
Для польской литературы поэма была новостью
и по сюжету и по приемам его разработки.
Этот период творчества Мицкевича как
бы завершается стихотворением «Ода к
молодости». В этой оде, своеобразно преломлявшей
воздействие традиционных образцов классицизма,
Мицкевич выразил прометеизм революционно
настроенной шляхетской молодежи.
Арест Мицкевича с последовавшей затем
ссылкой отразились в его произведениях
совершенно новыми мотивами. Политические
мотивы начинают все ярче проявляться
в его творчестве. Влияние немецких романтиков
сменяется влиянием наиболее протестующего
поэта эпохи — Байрона, его иронии и сарказма.
Значение литературного
Величие духа свободы в поэзии А. Мицкевича
Когда же свободы
заря заблестит, —
Дневная ли бабочка к солнцу взлетит,
В бескрайнюю даль свой полет устремляя,
Иль мрака создание — совка ночная?
А. Мицкевич
Творчество известного
польского поэта и мыслителя Адама Мицкевича
имело большое значение для развития национальной
и мировой культуры. Певец дружбы народов
и свободы людей, друг декабристов и Пушкина,
во многих своих произведениях он выступал
как истинный патриот, преданный своей
родине, озабоченный судьбой своего народа.
Его стихотворения, баллады, поэмы отражают
стремления людей, их национально-освободительную
борьбу. И сам поэт постоянно находился
в центре этой борьбы, всегда был тесно
связан со всем миром, с человеком и человечеством.
В своих произведениях
Мицкевич часто подчеркивал тяжелое положение
народа, выступал с критикой крепостнического
строя:
Я долго прожил в
отчизне,
Но радости в ней не встретил,
Не видел счастливой жизни.
Я видел страданья правых
И горе с нуждою в хатах,
Ничтожность сердец лукавых
И жадность в глазах богатых.
Поэт всегда стремился
воспеть «правду люда», противопоставляя
ее «мертвым правдам», несправедливым
законам и догмам. «Чувство и вера» в поэзии
Мицкевича всегда брали верх над холодным
мудрствованием. Поэт утверждал право
на личное счастье, протестовал против
морали богатых и сытых, отрицал терпение
и покорность. Бунт одиночного героя постепенно
перерастал в творчестве писателя в бунт
общественный. Так, в поэме «Гражина» он
впервые реализовал идею страстного служения
родине, призвал к сплочению, объединению
в борьбе за самостоятельность и свободу.
Свою героиню автор наделил самыми высокими
моральными качествами, мужеством, героизмом,
благородством и глубоким патриотизмом.
Намек на патриотические
чувства содержится и в эпиграфе к его
«Крымским сонетам»: «Кто хочет поэта
постичь, должен отправиться в его страну».
Для Мицкевича природа Крыма стала союзницей,
фоном для его раздумий, источником душевного
равновесия. Но образ отчизны всегда присутствовал
рядом с ним:
Передо мной страна
волшебной красоты,
Здесь небо ясное, здесь так прекрасны
лица,
Так почему ж душа в далекий край стремится,
В былые времена влекут меня мечты?..
Даже в Млечном пути
автор видит слезы пленницы, выражение
беспредельной тоски по родине. В «Крымских
сонетах» основным мотивом является тоска
по родному краю, по гармонии, по полноценной
жизни. В последующих же произведениях
поэт все чаще провозглашает безоглядность
действий и поступков во имя свободы отчизны
— так как человек не может быть счастлив,
если родина в неволе.
Мицкевич глубоко
переживал, видя рабское положение и страдания
народа, но он верил в великое будущее,
утверждал, что народ «полон свежести,
здоровья и силы».
Адам Мицкевич по
своим настроениям и убеждениям всегда
оставался революционером. Он призывал
рабочих к революционной борьбе с буржуазией,
предостерегал от уступок и смирения,
открывал перспективы, которые несет крестьянству
революция, предсказывал гибель эксплуататорского
класса. Несмотря на страдания, отчаяние,
нужду, которые пришлось испытать ему
в жизни, он всегда нес в своем сердце негаснущий
огонь Прометея.
Тема любви к родине и свободе в лирике Адама Мицкевича
Польская литература эпохи
романтизма занимает почетное место
в истории европейской
Адам Мицкевич — не только величайший поэт Польши, а и один из величайших поэтов мира. Велик вклад А. Мицкевича в установление связей между литературами Польши и России.
Наиболее значительные произведения раннего периода творчества поэта вошли в сборник «Поэзия». В предисловии к нему Мицкевич сформулировал свое понимание романтизма. В народных песнях, сказаниях, легендах поэт справедливо видел неиссякаемый источник творческого вдохновения. Литература должна передавать настроения своего века. «Я с народом не мыслю розно», — писал поэт. Новым этапом в развитии его творчества стал второй том «Поэзии», куда вошла, в частности, поэма «Гражина».
Действие в поэме «Гражина» происходит незадолго до знаменитой Грюнвальдской битвы, в которой рыцари тевтонского ордена были разгромлены польскими, русскими и литовскими войсками. Этой славной битвой завершилась борьба славян с немецкими феодалами, длившаяся 200 лет. Мицкевич отмечал, что эгоистические стремления князей к власти и богатству подрывали силы народа, уменьшали возможность сопротивления иноземным захватчикам. В русской критике эта поэма отнесена к жанру национально-героических поэм и поставлена в один ряд с «Войнаровским» К. Рылеева.
Романтическая поэта «Гражина» воспевает патриотический подвиг литвинки, возглавившей войска, нанесшие поражение крестоносцам.
Смелая женщина пожертвовала жизнью ради спасения родины, и поэт воспевает ее подвиг.
Прости меня... я впервые в жизни Изменила тебе — но то был долг отчизне... — говорит она перед смертью своему мужу, без согласия которого она — в мужском платье — пошла в бой.
Свое желание создать
эпическую поэму народно-
В Новогрудке ни девы, ни юноши ныне Не найдется, кто б песни не пел о Гражине, Старики ее тянут под напев волынки, И зовут поле боя — Долиной литвинки.
Мицкевичу было предписано переехать на жительство во внутренние губернии Российской империи. В Петербурге, Одессе Мицкевича тепло встретили русские писатели. Это был 1823 год. В поэтическом послании «Русским друзьям» Мицкевич запечатлел портреты А. Бестужева и К. Рылеева, будущих вождей декабризма.
«Гражина»
Тема любви к родине является основной и в поэме Мицкевича начала 20-х годов «Гражина».
Эпическая поэма «Гражина», работать над которой Мицкевич начал в 1821 году, свидетельствует о глубоком интересе поэта к историческому прошлому его родины. В основу сюжета положен один из эпизодов борьбы литовского народа с немецкими крестоносцами. В центре поэмы — образ Гражины, отважной героини-литвинки. Всеми поступками Гражины руководит ее любовь к родине; долг перед отчизной она ставит выше своего личного счастья, своей любви.
Образ Гражины противопоставлен в поэме образу князя Литавора, который, стремясь к личному благополучию, встает на путь предательства интересов своей родины и народа.
Поэма открывается описанием
Мицкевич сам подчеркнул фольклорную основу поэмы «Гражина», закончив ее следующими словами:
Никого в Новогрудке не сыщется ныне,
Кто бы песни тебе не пропел о Гражина,
Повторяют ее дудари по старинке,
А долина зовется Долиной литвинки.
Как отмечает автор, описанные в поэме события были источником народных поэтических легенд и преданий, повторяемых из поколения в поколение. «Гражина» во многом перекликается с романтическими балладами Мицкевича («Свитезь» и другие). Положив в основу своей поэмы события национально-исторического характера, Мицкевич придал им ярко выраженную романтическую окраску. Средневековый замок, окруженный таинственной мглой и лишь едва освещаемый светом луны, темные переходы, высокие валы — вот обстановка действия, описанием которой открывается поэма.
В приподнято-романтическом тоне даны и описания героев. Прежде всего это относится к самой героине, отличающейся от всех окружающих красотой, отвагой, мужеством и необычной для женщины решительностью и силой:
Не только стан красавицы-княгини,
Но и душа ее была под стать мужчине.
Забыв о пяльцах и веретене,
Она не раз, летя быстрее бури
Верхом на жмудском боевом коне.
Охотилась — в медвежьей жесткой шкуре
И рысьей шапке — с мужем наравне.
Типично романтической является и композиция поэмы. Поэт описывает лишь самые значительные, узловые моменты действия, не стремясь к детально полному раскрытию связи между ними. Элемент тайны, недосказанности присутствует на всем протяжении развития действия. И лишь в конце, в эпилоге, все события получают полное разъяснение. Такое построение поэмы придает ей и занимательность, и драматизм.