Патриотический идеал и художественные средства его раскрытия в поэме А.Мицкевича «Гражина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.

«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.

Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.

Файлы: 1 файл

«Патриотический идеал и художественные средства его раскрытия в поэме.docx

— 33.84 Кб (Скачать файл)

Введение

Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.

 

«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться  в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную  дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.

 

Однако значение Мицкевича  не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым  политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.

 

Первостепенное значение Польши в развитии передовых революционных  идей века определило и мировое значение Мицкевича, который еще при жизни  был для всего мира символом своего народа и его борьбы за свободу.

 

«Это был пластический образ судеб Польши, » - писал о  Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича  прочно вошло в сокровищницу мировой  литературы и прогрессивной мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение  Адама Мицкевича в польской поэзии

Эпоха Мицкевича — эпоха  бурного национального движения в Польше, эпоха обостренного национального  самосознания. В польской поэзии она  сказалась расширением тематики, потребовавшей новых жанров и  форм. Произведения величайшего польского  поэта — Мицкевича — представляют собой лучшее отражение этой эпохи, ознаменованной культурной гегемонией польской шляхты, наиболее ущемленной потерей польской независимости. Возглавляя национальное движение, составляя кадры  повстанцев, польская мелкая шляхта в  лице Мицкевича выразила в самой  специфике художественного творчества и свои революционные, и свои реакционные  умонастроения, и антагонизм к крупному дворянству (магнатам), в экономическом  отношении выигравшему от присоединения  Привислянской части Польши к России.

В литературе этот классовый  антагонизм выразился в борьбе классического  и романтического стилей: классицизм был стилем самодовольной магнатерии, не тосковавшей о прошлом и не стремившейся к национальному возрождению. В своем литературном творчестве, жеманном, холодном, искусственном, чуждом лиризма, она утверждала и прославляла существующий порядок и склонялась перед новыми владыками Польши. Эта верноподданническая поэзия была мало национальна в своих формах, следовала чужеземным образцам невысокой пробы, преимущественно эпигонам французского классицизма времен Наполеона I. Когда шляхта, подивленная существующим порядком, не находившая в русифицируемой Польше приложения своих сил, разоряемая непосильными налогами, стала проявлять себя в литературе, она прежде всего порвала с классицизмом как реакционным течением.

Уже в своей первой книге  «Баллады и романсы» (1822) Мицкевич открыто  признает себя романтиком. Но в этом романтизме, внедряемом на польской почве  Мицкевичем, проявились такие особенности  его мировоззрения, личного темперамента и склада ума, которые делали его  представителем двойственной по своей  природе польской шляхты и оказали  большое влияние на дальнейшие судьбы польской поэзии. Безусловно, Мицкевич сознавал могущество знания. Но Мицкевич отрицал науку в области антропологии и психологии.   

 В произведениях, последовавших  за балладами, эти черты поэтического  гения Мицкевича сказываются  уже в полном блеске. Во 2-й его  книге, изданной в том же 1822, появляются 2-я и 4-я части «Дзядов» (от 1-й части сохранились только довольно слабые, несвязные отрывки). «Дзяды», особенно 4-я часть, — одно из самых выдающихся произведений польской литературы. Тема этой части — муки несчастной любви, достигшие пределов безумия. Автобиографические моменты в этой поэме также характерны для романтиков. Название «Дзяды» — «Деды» — означает обряд (пережитки язычества), которым литовцы чтят своих предков (дедов). Многое изображенное здесь почерпнуто поэтом из народных поверий; заклятие гусляра взято прямо из песен.  
 
       Одновременно с «Дзядами» напечатана литовская повесть «Гражина», из истории борьбы литовцев с тевтонским орденом, первое эпическое произведение Мицкевича. Тема — чувство старолитовского патриотизма. Для польской литературы поэма была новостью и по сюжету и по приемам его разработки. Этот период творчества Мицкевича как бы завершается стихотворением «Ода к молодости». В этой оде, своеобразно преломлявшей воздействие традиционных образцов классицизма, Мицкевич выразил прометеизм революционно настроенной шляхетской молодежи.  
 
       Арест Мицкевича с последовавшей затем ссылкой отразились в его произведениях совершенно новыми мотивами. Политические мотивы начинают все ярче проявляться в его творчестве. Влияние немецких романтиков сменяется влиянием наиболее протестующего поэта эпохи — Байрона, его иронии и сарказма.

 
       Значение литературного наследства  Мицкевича для пролетариата прекрасно  определено Р. Люксембург в  ее статье о Мицкевиче: «Он был последним и величайшим певцом дворянского национализма, но как таковой вместе с тем и величайшим носителем и представителем польской национальной культуры. И как таковой он принадлежит теперь польскому рабочему классу, как только он сделается его достоянием; только ему он и принадлежит по праву — как величайшее духовное наследие бывшей Польши. В Германии сознательный пролетариат является, по выражению Маркса, наследником классической философии. В Польше, вследствие другого стечения исторических обстоятельств, он является наследником романтической поэзии, а следовательно и ее величайшего корифея — Адама Мицкевича».

Величие духа свободы в поэзии А. Мицкевича

 
Когда же свободы  заря заблестит, —  
Дневная ли бабочка к солнцу взлетит,  
В бескрайнюю даль свой полет устремляя,  
Иль мрака создание — совка ночная? 
А. Мицкевич 
 
       Творчество известного польского поэта и мыслителя Адама Мицкевича имело большое значение для развития национальной и мировой культуры. Певец дружбы народов и свободы людей, друг декабристов и Пушкина, во многих своих произведениях он выступал как истинный патриот, преданный своей родине, озабоченный судьбой своего народа. Его стихотворения, баллады, поэмы отражают стремления людей, их национально-освободительную борьбу. И сам поэт постоянно находился в центре этой борьбы, всегда был тесно связан со всем миром, с человеком и человечеством. 
       В своих произведениях Мицкевич часто подчеркивал тяжелое положение народа, выступал с критикой крепостнического строя: 
 
Я долго прожил в отчизне,  
Но радости в ней не встретил,  
Не видел счастливой жизни.  
Я видел страданья правых  
И горе с нуждою в хатах, 
Ничтожность сердец лукавых  
И жадность в глазах богатых. 
 
       Поэт всегда стремился воспеть «правду люда», противопоставляя ее «мертвым правдам», несправедливым законам и догмам. «Чувство и вера» в поэзии Мицкевича всегда брали верх над холодным мудрствованием. Поэт утверждал право на личное счастье, протестовал против морали богатых и сытых, отрицал терпение и покорность. Бунт одиночного героя постепенно перерастал в творчестве писателя в бунт общественный. Так, в поэме «Гражина» он впервые реализовал идею страстного служения родине, призвал к сплочению, объединению в борьбе за самостоятельность и свободу. Свою героиню автор наделил самыми высокими моральными качествами, мужеством, героизмом, благородством и глубоким патриотизмом. 
       Намек на патриотические чувства содержится и в эпиграфе к его «Крымским сонетам»: «Кто хочет поэта постичь, должен отправиться в его страну». Для Мицкевича природа Крыма стала союзницей, фоном для его раздумий, источником душевного равновесия. Но образ отчизны всегда присутствовал рядом с ним: 
 
Передо мной страна волшебной красоты,  
Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица,  
Так почему ж душа в далекий край стремится,  
В былые времена влекут меня мечты?.. 
 
       Даже в Млечном пути автор видит слезы пленницы, выражение беспредельной тоски по родине. В «Крымских сонетах» основным мотивом является тоска по родному краю, по гармонии, по полноценной жизни. В последующих же произведениях поэт все чаще провозглашает безоглядность действий и поступков во имя свободы отчизны — так как человек не может быть счастлив, если родина в неволе. 
       Мицкевич глубоко переживал, видя рабское положение и страдания народа, но он верил в великое будущее, утверждал, что народ «полон свежести, здоровья и силы». 
       Адам Мицкевич по своим настроениям и убеждениям всегда оставался революционером. Он призывал рабочих к революционной борьбе с буржуазией, предостерегал от уступок и смирения, открывал перспективы, которые несет крестьянству революция, предсказывал гибель эксплуататорского класса. Несмотря на страдания, отчаяние, нужду, которые пришлось испытать ему в жизни, он всегда нес в своем сердце негаснущий огонь Прометея.

 

 

 

 

Тема  любви к родине и свободе в  лирике Адама Мицкевича

Польская литература эпохи  романтизма занимает почетное место  в истории европейской культуры.

Адам Мицкевич — не только величайший поэт Польши, а и один из величайших поэтов мира. Велик вклад  А. Мицкевича в установление связей между литературами Польши и России.

Наиболее значительные произведения раннего периода творчества поэта  вошли в сборник «Поэзия». В  предисловии к нему Мицкевич сформулировал  свое понимание романтизма. В народных песнях, сказаниях, легендах поэт справедливо  видел неиссякаемый источник творческого  вдохновения. Литература должна передавать настроения своего века. «Я с народом не мыслю розно», — писал поэт. Новым этапом в развитии его творчества стал второй том «Поэзии», куда вошла, в частности, поэма «Гражина».

Действие в поэме «Гражина» происходит незадолго до знаменитой Грюнвальдской битвы, в которой рыцари тевтонского ордена были разгромлены польскими, русскими и литовскими войсками. Этой славной битвой завершилась борьба славян с немецкими феодалами, длившаяся 200 лет. Мицкевич отмечал, что эгоистические стремления князей к власти и богатству подрывали силы народа, уменьшали возможность сопротивления иноземным захватчикам. В русской критике эта поэма отнесена к жанру национально-героических поэм и поставлена в один ряд с «Войнаровским» К. Рылеева.

Романтическая поэта «Гражина» воспевает патриотический подвиг литвинки, возглавившей войска, нанесшие поражение крестоносцам.

Смелая женщина пожертвовала жизнью ради спасения родины, и поэт воспевает ее подвиг.

         Прости меня... я впервые в жизни Изменила тебе — но то был долг отчизне... — говорит она перед смертью своему мужу, без согласия которого она — в мужском платье — пошла в бой.

 

Свое желание создать  эпическую поэму народно-героического плана поэт подчеркивает в финале, ссылаясь на то, что память о героине увековечена в народной песне:

       В Новогрудке ни девы, ни юноши ныне Не найдется, кто б песни не пел о Гражине, Старики ее тянут под напев волынки, И зовут поле боя — Долиной литвинки.

Мицкевичу было предписано переехать на жительство во внутренние губернии Российской империи. В Петербурге, Одессе Мицкевича тепло встретили русские писатели. Это был 1823 год. В поэтическом послании «Русским друзьям» Мицкевич запечатлел портреты А. Бестужева и К. Рылеева, будущих вождей декабризма.

 

«Гражина»

Тема любви к родине является основной и в поэме Мицкевича  начала 20-х годов «Гражина».

Эпическая поэма «Гражина», работать над которой Мицкевич начал в 1821 году, свидетельствует о глубоком интересе поэта к историческому прошлому его родины. В основу сюжета положен один из эпизодов борьбы литовского народа с немецкими крестоносцами. В центре поэмы — образ Гражины, отважной героини-литвинки. Всеми поступками Гражины руководит ее любовь к родине; долг перед отчизной она ставит выше своего личного счастья, своей любви.

Образ Гражины противопоставлен в поэме образу князя Литавора, который, стремясь к личному благополучию, встает на путь предательства интересов своей родины и народа.

Поэма открывается описанием старинного княжеского замка. Здесь живет князь  Литавор, который ведет междоусобную борьбу с князем Витольдом. В этой борьбе Литавор решил опереться на тевтонских рыцарей — врагов своего народа и родины. Немецкие феодальные захватчики способствовали разжиганию междоусобной вражды между литовскими князьями, так как она была выгодна им. Договор Литавора с крестоносцами вызывает решительный протест со стороны советника князя Рымвида и его жены Гражины. Но никакие просьбы не действуют на Литавора; больше всего его волнует исход его личной распри с Витольдом. Тогда Гражина, облачившись в доспехи своего мужа, вместе с дружиной выступает против крестоносцев. Она умирает на поле боя, на руках Литавора, прибывшего слишком поздно к месту сражения. Потрясенный трагическими последствиями своих заблуждений, ошибочностью избранного им пути, князь Литавор кончает жизнь самосожжением на костре.

Мицкевич сам подчеркнул фольклорную  основу поэмы «Гражина», закончив ее следующими словами:

Никого в Новогрудке не сыщется ныне,

Кто бы песни тебе не пропел о Гражина,

Повторяют ее дудари по старинке,

А долина зовется  Долиной литвинки.

Как отмечает автор, описанные в  поэме события были источником народных поэтических легенд и преданий, повторяемых  из поколения в поколение. «Гражина» во многом перекликается с романтическими балладами Мицкевича («Свитезь» и другие). Положив в основу своей поэмы события национально-исторического характера, Мицкевич придал им ярко выраженную романтическую окраску. Средневековый замок, окруженный таинственной мглой и лишь едва освещаемый светом луны, темные переходы, высокие валы — вот обстановка действия, описанием которой открывается поэма.

В приподнято-романтическом тоне даны и описания героев. Прежде всего это относится к самой героине, отличающейся от всех окружающих красотой, отвагой, мужеством и необычной для женщины решительностью и силой:

Не только стан красавицы-княгини,

Но и душа ее была под стать мужчине.

Забыв о пяльцах  и веретене,

Она не раз, летя быстрее бури

Верхом на жмудском боевом коне.

Охотилась — в  медвежьей жесткой шкуре

И рысьей шапке  — с мужем наравне.

Типично романтической является и  композиция поэмы. Поэт описывает лишь самые значительные, узловые моменты  действия, не стремясь к детально полному  раскрытию связи между ними. Элемент  тайны, недосказанности присутствует на всем протяжении развития действия. И лишь в конце, в эпилоге, все  события получают полное разъяснение. Такое построение поэмы придает  ей и занимательность, и драматизм.

Информация о работе Патриотический идеал и художественные средства его раскрытия в поэме А.Мицкевича «Гражина»