Патриотический идеал и художественные средства его раскрытия в поэме А.Мицкевича «Гражина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.

«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.

Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.

Файлы: 1 файл

«Патриотический идеал и художественные средства его раскрытия в поэме.docx

— 33.84 Кб (Скачать файл)

В польской литературе поэма Мицкевича  «Гражина» положила начало жанру романтической поэмы, разрабатывающей национально-историческую тематику.

Так, уже в первый период поэтической  деятельности Мицкевича проявились характерные черты его творчества: гражданско-патриотическая тематика произведений, связь с народной поэзией, разработка жанра эпической поэмы, создание образа положительного героя — патриота и борца за интересы родины (Гражина — лирический герой вольнолюбивой лирики). На общем фоне польской литературы первой четверти XIX века Мицкевича резко выделяло его стремление связать поэзию с жизнью, сделать ее выразительницей передовых идей и стремлений эпохи.

Характеристика  героев по произведению Мицкевича «ГРАЖИНА»

 

Гражина — молодая красивая Литвинка, дочь «величавой Риги властелина». Гражина выходит замуж за новогрудского князя Литавора. Подданные князя восхищены красотой и стройностью молодой княгини. Гражина «тем еще могла гордиться, что ростом князь не выше, чем она». Княгиня разделяет увлечение мужа охотой. В медвежьей жесткой шкуре и в рысьей шапке она, оседлав жмудского боевого коня, охотится наравне с Литавором. Переодетая в мужское платье Гражина напоминает своего мужа: «Порой со свитой возвратясь, Гражина обманывала глаз простолюдина, Литавору подобная вполне… Тогда не князю, а его супруге почет смиренно воздавали слуги». Но счастье княгини омрачено. Она узнает о том, что ее муж заключил позорный договор с крестоносцами. (Действие поэмы разворачивается в эпоху борьбы жителей литовско- белорусских земель с Тевтонским орденом). Гражина умоляет мужа одуматься и не звать врагов на литовскую землю. Но Литавор разгневан вмешательством жены в его дела, он остается непреклонен. Тогда отважная женщина принимает другое решение. Под покровом ночи, надев боевые доспехи князя, она с небольшой дружиной выступает навстречу крестоносцам.

Недалеко от города завязывается смертельный бой. Горстка смельчаков противостоит огромной силе врага. Подданные с удивлением глядят на своего «князя», который даже меч держит не так, как обычно. Никто и не догадывается, что плечом к плечу с ними сражается жена Литавора — Гражина. Крестоносцы активно наступают, и уже начинает казаться, что исход боя предрешен. Однако, узнав о случившемся, князь Литавор собирает всю свою дружину и спешит на помощь жене.

Отряд крестоносцев разбит, но Гражина получает смертельную рану: «Тяжко ранена пулей немецкой Гражина. Кровь бежит, погибает княгиня безвинно…» По народной традиции, героев, павших смертью храбрых в бою, сжигали на костре. В бушующее пламя, приготовленное для погребения Гражины, вошел Литавор с телом жены на руках. Так он искупил свою вину перед своим народом, перед Гражиной Поэма не связана с фольклором, но образ Гражины близок народным образам. Подобно Гражине, герои народных преданий вступали в неравную схватку со злыми, темными силами и погибали за отчизну. Мицкевич заканчивает поэму следующими словами:

Никого в Новогрудке не сыщется ныне,

Кто бы песню не спел вам о юной Гражине.

Повторяют ее дудари по старинке.

А долина зовется  Долиной литвинки.

Заключение

Деятельность Мицкевича имела  огромное значение для развития литературы, прочно утвердив в ней традицию действенного патриотизма, приобщив ее к художественным поискам общеевропейского масштаба, дав пример трактовки важнейших  проблем века применительно к  национальной специфике и потребностям, затронув множество поэтических  жанров, усовершенствовав стихосложение  и литературный язык. Мицкевич, первый из польских художников слова, снискавших за рубежом широкую известность, много сделал для утверждения  международного авторитета польской литературы.

Адам Мицкевич еще при жизни  приобрел мировую славу, однако, можно  с уверенностью сказать, что подлинное  всенародное и всемирное признание  он обрел только после победы польского  рабочего класса и утверждение народно-демократической  власти в Польше.

В историю польской и мировой  литературы Мицкевич вошел как поэт-борец, пламенный патриот, сторонник братского  сближения всех угнетенных народов  в их совместной борьбе за независимость.

К творчеству Мицкевича обращались все польские писатели последующих  поколений. Лучшие традиции поэзии Мицкевича  продолжают жить в творчестве современных  польских писателей.       

Значение литературного  наследства М. для пролетариата прекрасно  определено Р. Люксембург в ее статье о М.: «Он был последним и  величайшим певцом дворянского национализма, но как таковой вместе с тем  и величайшим носителем и представителем польской национальной культуры. И  как таковой он принадлежит теперь польскому рабочему классу, как только он сделается его достоянием; только ему он и принадлежит по праву  — как величайшее духовное наследие бывшей Польши. В Германии сознательный пролетариат является, по выражению  Маркса, наследником классической философии. В Польше, вследствие другого стечения исторических обстоятельств, он является наследником романтической поэзии, а следовательно и ее величайшего корифея — Адама Мицкевича». 

В поэме Мицкевича «Гражина» (1823) посвященной борьбе литовского народа против крестоносцев, появляется романтический герой. Он отдает свою жизнь, чтобы спасти родину, пробудить патриотическое чувство в своих соотечественниках, показать им пример самопожертвования. Призывы Мицкевича обращены были прежде всего к молодому поколению. Именно его назвал поэт в своей «Оде к юности» (1820) силой, способной повести мир по новому пути, приблизить «зарю свободы» и восход «солнца избавления». Когда в ноябре 1830 г. в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание, стихи Мицкевича печатались в повстанческих газетах, издавались брошюрами. Самого же поэта тогда не было на родине.

 

Поэма Гражина отличает сочетание эпического и лирического начал. В ней наблюдаются некоторые черты классицизма, проявившиеся в статичности образов, в ряде метафор и сравнений. Однако поэма — подлинно романтическое произведение. Эмоциональная приподнятость в описаниях пейзажа, наличие героического характера, который воплощен в образе главной героини, яркое изображение колорита средневековья и некоторые другие черты свидетельствуют об этом.

 

Творчество Мицкевича  приобрело мировое значение не только благодаря редкому таланту поэта, но и потому, что питалось национальными  истоками: оно было тесно связано  с самыми заветными мечтами, горестями  и радостями польского народа. Гете приветствовал Мицкевича, посетившего его в Веймаре, как поэта, возглавившего «новое направление».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использаванной литературы

 

  1. Д. Д. Благой. Мицкевич и Пушкин // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. — Т. XV. Вып. 4. — С. 297—314.
  2. И. К. Горский. А. Мицкевич. М., 1955.
  3. М. С. Живов. А. Мицкевич. М., 1956.
  4. М. Ф. Рыльский. Поэзия А. Мицкевича. М., 1956.
  5. А. Мицкевич в русской печати. 1825—1955, М.—Л., 1957.
  6. М. Яструн. Мицкевич. Пер. с польск. А. Голембы. М., 1963.
  7. В. А. Климчук. Чей поэт Адам Мицкевич? Брест, 2003.
  8. М. Ткачёв. Мицкевич и Пушкин: истоки и традиции русской поэзии. — Минск: Славянский путь, 2003.
  9. Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. «Староруское» церковное наследие в творческой судьбе Адама Мицкевича. 2005. № 3 (21)
  10. И.И. Беккер. Мицкевич в России // Звезда. 1955. № 11 

Информация о работе Патриотический идеал и художественные средства его раскрытия в поэме А.Мицкевича «Гражина»