Пикареска с русской прозе 20-30 годов 20 столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Российская плутовская проза наследовала основные жанровые черты испанского genero picaresco: концепцию плутовского антигероя, «путешествие» как тип сюжета, принципы сатирического изображения нравов общества, бытовой комизм и элементы карнавально-смеховой семантики, демократический («низкий») стиль повествования. Испанский плутовской роман сыграл большую роль в становлении и развитии русского реалистического романа, став источником сюжетного заимствования и образцом построения авантюрной фабулы для авторов «мелкотравчатой прозы» ХVIII столетия (М. Чулкова, В. Нарежного, Ф. Булгарина) .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.88 Кб (Скачать файл)

«Кстати, о детстве,—  сказал первый сын,— в детстве  таких, как вы, я убивал на месте. Из рогатки.

— Почему?— радостно спросил второй сын знаменитого  отца».

«Радостно» стоит  на том месте, где, казалось бы, должны быть совсем другие слова — например, «настороженно», «смущенно», «растерянно». Но подчеркнутое несовпадение слова  и контекста не может не вызвать  улыбки.

Юмор часто бывает основан на неожиданности. И нарочито неуместное «не то» слово порой  оказывается самым подходящим.

Снова и снова  мы убеждаемся во внутренней сложности, конфликтности, парадоксальности сатирического  повествования.

Авторы описывают  тихое июньское утро в Черноморске. «В городе светло, чисто, и тихо, как  в государственном банке. В такую  минуту хочется плакать и верить…» Тут, кажется, должно следовать нечто  очень приподнятое. Но фраза кончается  так: «…что простокваша на самом  деле полезнее и вкуснее хлебного вина…» «Простокваша» и «плакать и верить» — два стилистических полюса, между которыми движется повествование.  

Говоря о стиле  повествования в «Золотом теленке», нельзя пройти мимо еще одной особенности  — она не подчеркнута, но скрыто дает о себе знать. Прозаический текст  здесь обладает некоей ритмичностью, которая прямо никак не выявлена. Многие главы начинаются краткой  лаконичной фразой. Вот некоторые  фразы, открывающие текст глав: «Пешеходов надо любить», «Чем только не занимаются люди!», «Ровно в шестнадцать часов  сорок минут Васисуалий Лоханкин объявил голодовку», «Жил на свете  частник бедный», «Великий комбинатор не любил ксендзов», «Поезд шел в  Черноморск». За первой фразой, звучащей, как удар гонга,— он возвещает, что  действие началось,— следует вторая, обычно более распространенная.  

Бывают обратные случаи: глава начинается с развернутого предложения, а первый абзац заканчивается  краткой, отточенной, словно высеченной из камня, фразой.

Оба романа Ильфа  и Петрова изобилуют фразами, которые впоследствии стали крылатыми: «Командовать парадом буду я!», «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!», «ключ от квартиры, где деньги лежат», «Утром деньги — вечером стулья», «Спасение утопающих — дело рук  самих утопающих», «Заграница нам  поможет!», «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», «Дышите  глубже: вы взволнованы!», «Пилите, Шура, пилите!» и др.

Так же, как и «Двенадцать  стульев», «Золотой теленок» — сатирический роман. Но это не до конца исчерпывает  его своеобразие. Сатира здесь слита  с юмором. В веселом, озорном, насмешливом  повествовании все время непосредственно  ощущается живой голос авторов  — неповторимо-остроумный и сдержанно-лиричный.  

Глубоко ошибется тот, кто станет отделять сатиру от других литературных жанров и родов. Можно  сказать, что сатира это лирика, доведенная до ярости, сражающая лирика.

Именно такими предстают  перед нами романы Ильфа и Петрова  — беспощадными, но не беспросветными, разящими и — человечными. Они  не только рисуют персонажей с «искаженным» нравственным обликом, с ущербной натурой, но и напоминает о том, каким может  и должен быть человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12 (М., 1998. Ч. 1. С. 563)

13 (М., 1996. С. 166, 316).

” [3. С. 7–12]; список литературы см. в конце лекции).

[8. С. 440].  (Гоголь  Н.В. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 

14 (Мандельштам О.Э.  Собр. соч.: В 4 т. М., 1991. Т. 3. С. 56).

Список литературы

1. Ильф И., Петров  Е. Собр. соч.: В 5 т. М., 1984.

2. Ильф И., Петров  Е. Золотой телёнок: Первый  полный вариант романа / Подготовка  текста и вступительная статья  М.Одесского и Д.Фельдмана. М., 2000.

3. Воспоминания об  Илье Ильфе и Евгении Петрове.  М., 1963.

4. Петров Е. Мой  друг Ильф / Составление и комментарии  А.И. Ильф. М., 2001.

5. Вулис А. И.Ильф  и Е.Петров: Очерк творчества. М., 1960.

6. Галанов Б. Илья  Ильф и Евгений Петров: Жизнь.  Творчество. М., 1961.

7. Лурье Я.С. В  краю непуганых идиотов // Лурье  Я.С. Россия древняя и Россия  новая. СПб., 1997.

8. Одесский М.П., Фельдман  Д.М. Легенда о великом комбинаторе  (в трёх частях, с прологом и  эпилогом) // Ильф И., Петров Е. Золотой  телёнок: Первый полный вариант  романа / Подготовка текста и вступительная  статья М.Одесского и Д.Фельдмана.  М., 2000.

9. Сарнов Б. Что  же спрятано в «Двенадцати  стульях»? // Сарнов Б. Опрокинутая  купель. М., 1997.

10. Щеглов Ю.К. Романы  И.Ильфа и Е.Петрова // Спутник  читателя. Wien, 1990. Т. 1.

11. Яновская Л.М.  Почему Вы пишете смешно? М., 1969. 
 
 

1. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. - М: Правда, 1970. 273стр

2. Ильф И., Петров Е. Золотой телёнок. - М: Правда, 1972. 301стр.

3. Ильф И., Петров Е. Собрание сочинений в пяти томах. Т.4 - М: ГИХЛ, 1961. 15стр.

4. Ардов В. Чудодеи. - М: Правда, 1979.4 стр.

5. Лишина Т. Веселый, голый, худой - М: Правда, 1983. 2 стр.

6. Мунблит Г. Илья Ильф. Евгений Петров. - М: ГИХЛ, 1976. 7стр.

7. Олеша Ю. Об Ильфе. - М: Просвещение, 1964.1стр.

8. Петров Е. Из воспоминаний об Ильфе. - М: Просвещение, 1967. 3стр.

9. Петров Е. К пятилетию со дня смерти Ильфа. - М: Просвещение, 1962. 4стр.

10. Л.М.Яновская. Почему вы пишете смешно? - М: «Наука», 1969. 15 стр.

11. Л.Ф.Ершов. Сатирические жанры русской советской литературы. Ленинград. Издательство «Наука», 1977. 8стр.

А.Старков. «Двенадцать  стульев» и «Золотой теленок» Ильфа  и Петрова. Москва. Издательство «Художественная  литература», 1969. 4стр. 
 

Начало до слов-  плутовской или пикарескный - Литература

1.  Воспоминания  об Илье Ильфе и Евгении  Петрове. Сборник. М., 1963.

2.  Ильф И., Петров  Е. Двенадцать стульев. Золотой  телёнок. Мн., 1981.

3.  Словарь иностранных  слов. Под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова  и Л. С. Шаумяна. М., 1964.

4.  Старков А.  «Двенадцать стульев» и «Золотой  телёнок» Ильфа и Петрова. М., 1969. 

  К 1.3


Информация о работе Пикареска с русской прозе 20-30 годов 20 столетия