Письменность и ранняя цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение и описание видов древней письменности, наиболее известной (майя, египетская, эламская, руническая) и процесса ее прочтения, расшифровки.
Для раскрытия темы работы выделяются следующие задачи:
1. дать понятие письменности и трех ее видов: письменности американской цивилизации майя, рунической, древнеегипетской и древнеэламской;
2. объяснить основные положения и процесс расшифровки древних текстов;
3. изучить способы дешифровки этих видов письма и описать наиболее часто встречающиеся методы прочтения рунической, иероглифической и пиктографической письменности, которые и представляют вышеназванные виды письменности.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 179.14 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Филологический факультет

Кафедра английской филологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

По дисциплине общее языкознание.

Тема: «Письменность и ранняя цивилизация».

 

Выполнила: студентка 3 курса  филологического факультета группы 3.2

Кулакова Анна Алексеевна

Преподаватель: д. ф. н., профессор Дюжикова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

Одинцово, 2012 год

 

Введение

 

«Письмо – это система  долговременных условных знаков, предназначенных  для фиксации речевых произведений на том или ином материальном носителе с целью их последующего восприятия»1.

Письму предшествовали, так  называемые, протописьменности. Образцы  протописьменности, относящиеся к  доисторическим и более поздним  временам, встречаются в мире повсюду, причем самые древние из тех, что  дошли до нас, сохранились благодаря  тому, что были высечены на скалах. Эти  формы письма бытовали в основном у тех народов, у которых не было собственно письменности.

С развитием древних цивилизаций, в связи с необходимостью доносить до народа законы, создавать административные документы, нужно было средство, ёмко и экономно передающее информацию. Предшествующие способы передачи и хранения информации (предметы, рисунки, пиктограммы) подготовили новый вид письма – идеографию. Человек уже не рисовал пиктограммы, а писал идеограммы – маленькие схемы, передающие понятие, идею (мысль).

Вот этот переход от протописьменности  к собственно письму и наблюдается  в многочисленных древнейших письменах  Египта, Элама, в рисуночном письме майя, которые будут рассмотрены  в данной работе.

Естественно, древняя письменность не дается пониманию сразу, ее расшифровкой занимаются крупные археологические  организации и сообщества ученых. Важнейшие открытия в этой области - дешифровка египетской письменности, текстов на эламских языках, рунических текстов и письменности майя. Основную роль в этих достижениях играли не столько уже выработанные наукой методы, сколько выдвижение удачной «решающей идеи». Так, дешифровка египетской письменности началась с сопоставления греческих царских имен Птолемея, Береники и Александра с участками египетских текстов, обведенными рамкой («картушами»). Расшифровка письменности майя была сделана предложенным Кнорозовым методом классификации морфем на служебные и знаменательные.

Цель данной работы –  изучение и описание видов древней  письменности, наиболее известной (майя, египетская, эламская, руническая) и  процесса ее прочтения, расшифровки.

Для раскрытия темы работы выделяются следующие задачи:

  1. дать понятие письменности и трех ее видов: письменности американской цивилизации майя, рунической, древнеегипетской и древнеэламской;
  2. объяснить основные положения и процесс расшифровки древних текстов;
  3. изучить способы дешифровки этих видов письма и описать наиболее часто встречающиеся методы прочтения рунической, иероглифической и пиктографической письменности, которые и представляют вышеназванные виды письменности.

Данная работа состоит  из введения, двух глав, которые разбиты  на пункты, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава иллюстрирована рисунками, знаками соответствующей  древней письменности.

Работа имеет теоретическое  значение, при ее написании использован  описательно - аналитический метод.

 

 

 

Глава I. Этапы формирования письменности ранних цивилизаций

 

Письменность прошла достаточно длительный период становления. Можно выделить следующие этапы её формирования:

1.1 Предметное письмо

 

Изначально люди не обладали никакой  письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие  расстояния. Известная легенда(рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец оказался прав.

Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при  помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного  письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.

1.2 Пиктографическое письмо

 

Следующим этапом на пути формирования письменности стало письмо на основе изображений (пиктограмм). Можно вспомнить, что зарождение изобразительного искусства  произошло ещё во времена древних  людей прежде появления государственности. Однако эти ранние попытки все  же не доходили до уровня систематически используемого для передачи информации инструмента. Сущность пиктографического  письма заключается в том, что с помощью определенного знака выражается некоторое понятие. Например, понятие «человек» может быть передано изображением человека. Постепенно упрощаясь, пиктограммы все более удаляются от исходных изображений, начинают приобретать множественные значения. Однако пиктография не могла выполнять все потребности письма, возникающие с развитием понятий и абстрактного мышления, и тогда рождается идеография («письмо понятиями»). Она используется для передачи того, что не обладает наглядностью. Например, для обозначения понятия «зоркость», которое нарисовать невозможно, изображали тот орган, через который оно проявляется, то есть — глаз. Таким образом, рисунок глаза как пиктограмма означает «глаз» и как идеограмма — «зоркость». Следовательно, рисунок мог иметь прямое и переносное значения.[1]

1.3. Иероглифическое письмо

 

В иероглифическом письме зачастую трудно различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее, иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток: оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того, в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными обозначениями для форм слов.

1.4 Слоговое письмо

 

Значительным шагом на пути сближения  устной и письменной речи стало формирование слоговой письменности. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (финикийская, арабская и другие наследники древнеегипетской иероглифики) и японские слоговые системы (катакана и хирагана). Финикийское письмо сыграло в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и соответственно большинство современных письменностей.

 

 

Глава I. Некоторые исторические системы письма

 

1.1 Письменность  древних европейских цивилизаций

 

Первые памятники египетского  письма датируются примерно 3000 до н.э. или несколько позже. К моменту  его появления существовала только одна письменность – клинопись, что  и послужило стимулом к созданию египетского письма. Между этими  двумя системами имеются существенные различия, но базовые принципы их построения примерно одинаковы.

Существуют три вида египетского  письма: иероглифическое, иератическое и демотическое. Иероглифическое  письмо применялось главным образом  в культовых целях, в надписях на стенах гробниц и храмов, где  знаки высекались в камне и  затем прокрашивались, и в книгах с ритуальными текстами. В иероглифическом  письме все знаки – даже те, что  не выражают ничего, кроме звуков языка, – с точки зрения своего внешнего облика, являются пиктограммами –  аккуратно выполненными, подробными и вполне узнаваемыми рисунками  людей, животных и предметов. Эти  знаки сохранили свой рисуночный характер неизменным на протяжении всего  времени употребления египетского  письма.

Иератическое и демотическое письмо использовались в хозяйственных  документах и письмах, написанных на папирусе. Знаки иератического и  демотического письма произошли  от иероглифических пиктограмм, но имеют характер скорописи, лишенной рисуночной изобразительности. Однако язык все три вида письма передают одинаковым способом, несмотря на имеющиеся  между ними изобразительные различия (рис.1).

В первых же доступных прочтению  и интерпретации образцах собственно письма, помимо логограмм и детерминативов, обнаруживается вполне развитая система фонетического письма, причем в том же виде, в каком она сохранялась на протяжении тысячелетий ее употребления в Египте. Бросающейся в глаза особенностью фонетических знаков является то, что они несут информацию только о согласных звуках текста и об их расположении относительно друг друга, но ничего не сообщают нам о гласных, которые тоже не могли не присутствовать в воспроизводимой данным письмом речи. Эти знаки применялись для распознавания только согласных звуков.

 

 

Рис. 1 Древнеегипетские иероглифы  еще близки к «рисуночной письменности».

 

В египетском письме имелось  три вида фонетических знаков: примерно 24 знака, обозначавших только один согласный, примерно 70 знаков, обозначавших два  согласных, и несколько знаков, обозначавших три согласных. Когда использовался  двух- или трехсогласный знак, при  нем почти всегда имелся один или  более односогласный знак, повторявший  частично или полностью его фонетическое значение.

«Только немногие египетские логограммы употреблялись самостоятельно, при большинстве же из них имелись  детерминативы и фонетические знаки, передававшие частично или полностью  звучание слова. Когда логограмма встречалась  в самостоятельном употреблении, то под ней стояла маленькая черточка. Примеры таких самостоятельных  логограмм – знаки для слов со значением 'лицо', 'сердце', 'дом', 'гора' и 'глаз'»2.

Египетский фонетический знак – это зачастую рисунок какого-то предмета, для которого в языке  имеется короткое слово, содержащее тот же согласный, который обозначается данным знаком.

Другой древней цивилизацией, которую мы рассматриваем в данной работе, был Элам. Эламом в древности  называлась низменная, а в средней  и верхней части - горная долина рек  Каруна и Керхе, вливавшихся в  высохшую теперь лагуну Персидского  залива восточнее р. Тигр, а также  окрестные горные районы - по крайней  мере, нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные на Восток.

Древнейшие эламские тексты (с начала III тысячелетия до н.э. написанные особой местной иероглификой, с XXIII в. до н.э. - также клинописью) происходят из Суз. Древнейшие эламские хозяйственные  тексты на глиняных плитках (таблетках) написаны особым линейно-иероглифическим, до сих пор не дешифрованным письмом, по типу очень близким к шумерскому письму эпохи Джемдет-Наср. Однако оно  современно не столько этим, еще  также рисуночным и линейным шумерским  письменам, сколько текстам шумерского раннединастического периода (2700-2400 гг. до н. э.), когда уже применялась  клинопись словесно-слогового типа. Поэтому эламская иероглифика едва ли может быть прямым ответвлением шумерской, хотя ее создатели, несомненно, знали о существовании и принципах  шумерской письменности и тем самым, конечно, испытали ее косвенное влияние.

Развившееся позже эламское словесно-слоговое линейно-иероглифическое  письмо применялось и для царских  надписей.

С XXIII в. до н. э. в Эламе  начинает применяться клинопись  шумерского и староаккадского типов, - слоговая с применением написаний  отдельных шумерских слов (гетерограмм) для передачи соответвующих по значению (эквивалентных) эламских слов. Эламские тексты, фиксированные клинописью этой системы, по языку относятся к  староэламскому периоду (середина III - конец II тысячелетия до н. э.; преимущественно  надписи царей).

От начала I тысячелетия  до н. э. эламских текстов, по-видимому, не дошло; среднеэламские тексты (тоже в основном надписи царей) появляются примерно с конца VIII в. до н. э. Язык этих текстов грамматически отличается от староэламского, отчасти приближаясь  к более изученному новоэламскому. «Если письмо староэламских.текстов  существенно не отличается от письма вавилонских аккадских текстов  соответствующего периода, то в среднеэламский период применяется особый, эламский вариант клинописной системы, имеющий  некоторые специфические черты: формы знаков значительно упрощаются; знаки для закрытых слогов (преимущественно  для слогов типа i + согласный) приобретают  значение знаков для одних согласных; например, [tashshup] 'люди', 'народ' пишется tash-shi-ip, т. е. tash-shu-р, и др.»3

Информация о работе Письменность и ранняя цивилизация