Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:16, курсовая работа
Объектом исследования является произведение «Старик и море»
Предметом является поэтика повести «Старик и море»
Цель работы: проанализировать особенности поэтики повести-притчи «Старик и море»
Задачи: изучить литературу, посвящённую данной теме; раскрыть и изучить поэтику повести.
Повесть
"Старик и море" является ключевой
и знаковой не только для творчества Хемингуэя, но и
В повести поставлены в обобщенной форме важнейшие вечные темы: человека и природы, внутреннего наполнения жизни, человеческого достоинства, нравственности, становления человеческой личности через борьбу – то, что решал мыслящий человек в прошлом, решает сейчас, и будет решать потом. Поэтому Эрнест Хемингуэй как писатель актуален и в наше время.
Немалое
место в повести занимает
Объектом исследования является произведение «Старик и море»
Предметом является поэтика повести «Старик и море»
Цель работы: проанализировать особенности поэтики повести-притчи «Старик и море»
Задачи: изучить литературу, посвящённую данной теме; раскрыть и изучить поэтику повести.
Материалом исследования послужила сама повесть и множество источников, которые представлены в списке использованной литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух разделов и выводов к каждой, общих выводов и списка использованной литературы.
В Разделе 1 речь идёт о понятии поэтики, её задачах, видах и о чертах поэтики Эрнеста Хемингуэя.
Раздел 2 посвящён поэтическим особенностям повести «Старик и море»,её таинственной недосказанности, а также о реалистическом сюжете повести.
В общих выводах подводятся итоги данного исследования.
Список литературы насчитывает 12 источников на русском языке.
1.1.Определение и задачи поэтики
Поэтика — раздел теории литературы, трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы техники (средств, приемов) поэтического искусства.
В своем
историческом развитии поэтика
как наука прошла длинный путь,
меняя в значительной мере
очертания граней своего
В современной исследовательской литературе термин «поэтика» употребляется в трех значениях:
Во-первых поэтика в узком смысле этого слова изучает «литературность», «превращение речи в поэтическое произведение и систему приемов, благодаря которым это превращение совершается».
Во-вторых более широкое понимание «предполагает изучение не только
речевых, но и других структурных моментов художественного текста».
В-третьих встречается также точка зрения на поэтику как на раздел общей эстетики и таким образом, поэтика относится уже не только к сфере литературы, но и ко всему искусству в целом.[2, 255]
Какие задачи ставит перед собой поэтика и что является её объектом? Задачей поэтики является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование.
Литература входит в состав словесной, или языковой , деятельности человека. Отсюда следует, что в ряду научных дисциплин теория литературы близко примыкает к науке, изучающей язык, т.е. к лингвистике.
Область литературы не едина. В литературе мы можем наметить два обширных класса произведений. Первый класс, к которому принадлежат научные трактаты, публицистические произведения и т.д., обладает всегда явной, безусловной, объективной целью высказывания, лежащей вне чисто литературной деятельности человека. Научный или учебный трактат имеет целью сообщить объективное знание о чем-либо действительно существующем, политическая статья имеет целью побудить читающего к какому-нибудь действию. Эта область литературы именуется прозой в широком смысле этого слова. Но существует литература, не обладающая этой объективной, на поверхности лежащей, явной целью. Типичной чертой этой литературы является трактовка предметов вымышленных и условных. Если даже автор и имеет целью сообщение читателю научной истины (популярно-научные романы) или воздействовать на его поведение (агитационная литература), то делается это посредством возбуждения иных интересов, замкнутых в самом литературном произведении. В то время как в прозаической литературе объект непосредственного интереса всегда лежит вне произведения, – в этой второй области интерес направлен на самое произведение. Эта область литературы именуется поэзией (в широком смысле).
Дисциплина, изучающая
1.2.Виды поэтики
Поэтика подразделяется на общую (оперирующую общими закономерностями и элементами литературы в целом) и частную (поэтика конкретного жанра, определённого писателя, отдельные произведения и т.д.). Общая поэтика включает в себя теоретическую (учение о литературе как системе, её элементах и их взаимосвязи) и историческую (учение о движении и смене литературных форм).
Исторический подход к художественным произведениям дает история литературы. Историк литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Анализируя отдельные части и стороны произведения, он стремится лишь к пониманию и интерпретации целого. Это изучение восполняется и объединяется историческим освещением изучаемого, т.е. установлением связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы. Таким образом, историк изучает группировку литературных школ и стилей, их смену, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и их произведений. Описывая общий ход развития литературы, историк интерпретирует это различие, обнаруживая причины данной эволюции, заключающиеся как внутри самой литературы, так и в отношении литературы к иным явлениям человеческой культуры, в среде которых литература развивается и с которыми находится в постоянных взаимоотношениях. История литературы является отраслью общей истории культуры.
Иной подход – теоретический. При теоретическом подходе литературные явления подвергаются обобщению, а потому рассматриваются не в своей индивидуальности, а как результаты применения общих законов построения литературных произведений. Каждое произведение сознательно разлагается на его составные части, в построении произведения различаются приемы подобного построения, т.е. способы комбинирования словесного материала в художественные единства. Эти приемы являются прямым объектом поэтики. Если внимание обращено на исторический генезис, на происхождение этих приемов, то мы имеем историческую поэтику, которая прослеживает исторические судьбы таких изолируемых в изучении приемов.
Но в общей поэтике изучается не происхождение поэтических приемов, а нехудожественная функция. Каждый прием изучается с точки зрения его художественной целесообразности, т.е. анализируется: зачем применяется данный прием и какой художественный эффект им достигается. В общей поэтике функциональное изучение литературного приема и является руководящим принципом в описании и классификации изучаемых явлений.
Тем не менее, хотя методы и задачи теоретического изучения существенно отличаются от методов и задач исторических дисциплин, – в поэтике всегда должна присутствовать эволюционная точка зрения. Если в поэтике не является существенным вопрос об историческом значении литературного произведения в целом, рассматриваемого как некоторая органическая система, то изучение и интерпретация непосредственного художественного эффекта всегда должна производиться на фоне привычного, исторически сложившегося применения данного приема. Один и тот же прием меняет свою художественную функцию в зависимости, например, оттого, является ли он признаком литературного модернизма и ощущается как непривычный, нарушающий традицию, или же он является элементом этой традиции, признаком «старой школы».
Имеется еще один подход к литературным произведениям, представленный в нормативной поэтике. Задачей нормативной поэтики является не объективное описание существующих приемов, а оценочное суждение о них и предписание тех или иных приемов как единственно закономерных. Нормативная поэтика имеет целью научить, как следует писать литературные произведения. Каждая литературная школа имеет свои взгляды на литературу, свои правила и, следовательно, – свою нормативную поэтику. Литературные кодексы, выражающиеся в литературных манифестах и декларациях, в направленческой критике, в исповедываемых различными литературными кружками системах убеждений, и представляют собою различные формы нормативной поэтики. История литературы является отчасти вскрытием реального содержания нормативной поэтики, определяющей бытие отдельных произведений и эволюцию этого содержания в сменах литературных школ.
Частная
поэтика изучает взаимодействие
То, что называлось «поэтикой» к началу XIX в., представляло собою смешение проблем общей и нормативной поэтики. «Правила» не только описывались, но и предписывались. Эта поэтика в сущности была нормативной поэтикой французского классицизма, установившейся в XVII в. и господствовавшей в литературе на протяжении двух веков. При относительной медленности литературной эволюции эта поэтика могла казаться незыблемой для современников, и ее требования могли казаться присущими самой природе словесного искусства. Но в начале XIX в. произошел литературный раскол между классиками и романтиками, возглавлявшими новую поэтику; за романтизмом пришел натурализм; затем в конце века символизм, футуризм и т.д. Быстрая смена литературных школ, особенно заметная в настоящее время, являющееся революционным во всех областях человеческой культуры, доказывает иллюзорность стремления найти всеобщую нормативную поэтику. Всякая литературная норма, выдвигаемая одним течением, обычно встречает отрицание в противоположной литературной школе. Несмотря на то, что каждая литературная школа обычно претендует на то, что именно ее эстетические принципы являются общеобязательными, – с падением литературного влияния школы падают и ее принципы, заменяемые новыми в новом течении, приходящем на смену старого. Строить сейчас какую бы то ни было нормативную поэтику, претендующую на устойчивость, – нельзя, так как кризис искусства, выражающийся в быстрой смене литературных течений и в изменяемости их, еще не миновал.[8, 24]
1.3.О некоторых чертах поэтики Хемингуэя
Рассматривать поэтику Хемингуэя вне его моральной темы едва ли возможно. Критика и читатели давно уже обнаружили, что его сдержанная , порою сухая манера письма не служит признаком эмоциональной бедности автора, так же как и скупые, «сквозь стиснутые зубы», реплики его персонажей не свидетельствует о скудности их душевного мира.
Важным элементом в это
Многие рассказы Хемингуэя построены на взаимодействии сказанного и подразумеваемого; эти элементы повествования тесно соединены, и невидимое, «подводное» течение сюжета сообщает силу и смысл видимому. Автор отлично знает своих героев, их жизнь, чувства и интересы и строит рассказ почти как музыкальное произведение , уверенно чередуя звучания и паузы.
Своими главными чертами поэтика подтекста, столь основательно разработанная Хемингуэем, прочно вошла в общую поэтику современной западной прозы. Однако в его творчестве ей присущи отчетливо индивидуальные черты и акценты, и потому попытки копировать манеру Хемингуэя, как правило, обречены на неудачу.
Некоторые авторы, пишущие о Хемингуэе, хотели бы не только сблизить, но и отождествить Хемингуэя и его героев. Однако если бы Хемингуэй стал летописцем людей потерянного поколения, будучи только одним из них, едва ли эта летопись стала бы достоянием мировой литературы. Если люди потерянного поколения были внутренне опустошенными жертвами военных событий , дрейфующими обломками катастрофы, то Хемингуэй не чувствовал себя ни опустошенным, ни потерпевшим крушение. Он был ищущим и думающим писателем, который глубоко воспринял трагедию своих сотоварищей и избрал ее своей темой.
Творчество Хемингуэя
органически возникает из тех сложных
и насущных вопросов, которые вставали
перед ним в жизни и мучительно требовали
ответа. Более или менее успешно Хемингуэй
пытается разобраться в противоречиях,
столь обычных в наше время для сознания
буржуазных интеллигентов, затронутых
столь обычными настроениями.
Противоречия эти возникали
по ряду вопросов. Прежде всего это отношение
к строю, который допускает несправедливую
войну, несущую смерть и внутреннюю опустошенность.
Затем отношение к своему поколению, исковерканному
войной, и к обществу, развращаемому жаждой
«иметь». Отношение человека и художника
к цивилизации «машинного века» и капитализма.
Отношение к жизни, стремление понять
ее смысл и поиски того, на что можно опереться.
Сложное, противоречивое понимание долга
писателя и человека: сочувствие к простым,
честным людям и к их праву на достойную
жизнь и устранение от прямого участия
в их повседневной борьбе. А непосредственно
в сфере искусства: отношение к великому
наследию мастеров прошлого и к упадочному
искусству некоторых современных писателей.
И, наконец, отношение к своему писательскому
труду, как созданию «простой, честной
прозы о человеке».
Приемы косвенности и умолчания,
присущие Хемингуэю, чрезвычайно разнообразны.
Тут и скрытые предупреждения о скором
появлении в повествовании новых персонажей
и отрывочные упоминания событий, волновавших
тогда мир, и даже несложные арифметические
задачи, которые автор предлагает читателю
решить вместе с героем.