Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:16, курсовая работа
Объектом исследования является произведение «Старик и море»
Предметом является поэтика повести «Старик и море»
Цель работы: проанализировать особенности поэтики повести-притчи «Старик и море»
Задачи: изучить литературу, посвящённую данной теме; раскрыть и изучить поэтику повести.
Большинство проявлений скрытности,
косвенности и незаконченности
сообщений сосредоточено в
С косвенностью, завуалированностью сообщений в романах Хемингуэя тесно связана другая заметная черта его литературного стиля – лаконизм авторской речи и реплик действующих лиц. Лаконизм языка замечателен тем, что в каждую сжатую фразу и короткую реплику писатель вкладывает глубочайший смысл, наполняет ее важной информацией.[7,291]
Литературные критики относят
Хемингуэя к писателям-
РАЗДЕЛ 2. Поэтические особенности повести «Старик и море»
2.1 Новаторство прозы и принцип айсберга в повести
Автор в обобщенной форме поставил перед читателями очень важные темы: чувство человеческого достоинства, природа и человек, самоощущение человека, смысл жизни, внутреннее наполнении жизни.
Старик и море – 2 стихии, которые дают жить друг другу. Старый рыбак хочет жить благодаря душе, силе и уверенности в удачной охоте. Душу старика зеркально отражает море и рыба.
Сюжет произведения Хемингуэя развернут по иным законам. У каждого действия нет завершающего итога, так как оно совершается по кругу. Ученик Сантьяго говорил: «Теперь я опять могу пойти с тобой в море». Тот же смысл передан практически дословно, только с иной интонацией в конце произведения: «Теперь мы опять будем рыбачить вместе». Главный герой чувствует даже части своего тела олицетворенными и одушевленными. Он разговаривает с ними. Старик представляет человека и стихию, как связанные родственными либо любовными узами явления. Звёзды он называет сестрами, большую рыбу считает «дороже брата», а морские свиньи – называет «родней».
Сантьяго размышляет о вечной борьбе человека со стихией: «Представь себе: человек что ни день пытается убить луну! А луна от него убегает. Ну, а если человеку пришлось бы каждый день охотиться за солнцем? Нет, что ни говори, нам ещё повезло». Когда наступает решающий момент сражения, старик теряет различия между собой и рыбой. Ему все абсолютно не важно, кто кого в итоге убьет.
Эрнест Хемингуэй осложнил рассуждения и думы Сантьяго множеством ассоциаций, которые выходят за пределы сюжета и связаны с общими поисками писателя в области философии и морали.
Когда израненный старик на пределе сил видит акул, которые его настигли, у него вырывается слово, не имеющее ясного смысла. Это стон человека. Он издается непроизвольно. Чувство сравнимо с тем, будто гвоздь проходит через ладонь и входит в дерево.
Российский критик Иван Александрович Кашкин писал, что в «Старике и море» стерлась резкая грань между простым человеком, который так нравится Хемингуэю, и его же лирическим героем. Кашкин считает, что образ Сантьяго нельзя назвать целостным, но он однозначно богатый и разнообразный. Сантьяго не одинок и может передать свое мастерство другому человеку. Автор написал книгу так, что она открыта в будущее. «Род проходит и приходит, но не только земля, а и дело человека пребывает вовеки не только в собственных созданиях искусства. Оно, как и мастерство передается из поколения в поколение. Кашкин не говорит о старости на пороге, когда жизнь человека угасает. В «Старике и море» никто не умирает, значит моральную победу достигли не жизненной ценой.
Д. Уролдмейр уверен, что произведение Эрнеста Хемингуэя нужно читать на «2 уровнях» - как символическое произведение и как символический рассказ.
Д. Андерсон придерживался мнения, что в борьбе человека с природой, как ее показал американский писатель, победа не была одержана ни одной из сторон. Возможность окончательной победы человека не исключена.
С.Сэндерсон считает, что в «Старике и море» есть двойная аллегория: борьба художника с искусством, а также борьба человека с жизнью.
М.Гайсмар увидел в повести разработку Хемингуэем «своей постоянной темы»: одинокого страдания в черной вселенной Дарвина.
В.Дробышевский писал о двойственном впечатлении от произведения. «Старик и море» по мнению Дробышевского характеризует трагизм одиночества. Ему противостоит колоссальный оптимистический заряд, который содержится в образе Сантьяго.
М.Мендельсон был уверен, что Хемингуэй направил повесть против концепции тщеты усилий. «Старик и море» - это гимн человеческой воле, ведь в этом произведении показано преодоление одиночества человека. Критик увидел переплетение реалистического и романтического начала. Мендельсон обнаружил элементы иносказания.
В основе повести лежит реалистичный сюжет. В нем нет признаков фантастики или чудес. Если смотреть на бытовой план «Старика и море», то все вполне логично и причинно. Нарушения границ реального мира не наблюдается. Автор подчеркивает реальный характер всех действий главного героя, мальчика Манолина и иных персонажей. Бытовые реалии также показаны очень жизненно. Для повести философского типа такая основа очень необычна. Именно поэтому критики читают «Старик и море» на двух уровнях.
Эта повесть
рассказывает не только о старике
и мальчике. Грамотный писатель
поймет, что Хемингуэй имеет в
виду человека и человечество. Все
происходящее с рыбаком, важно для
людей, независимо от их деятельности.
Так называемый «реквизит» достаточно
скудный, но это лишь подчеркивает значение
повести для всего