Поэтика Хемингуэя "Старик и море"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является произведение «Старик и море»
Предметом является поэтика повести «Старик и море»
Цель работы: проанализировать особенности поэтики повести-притчи «Старик и море»
Задачи: изучить литературу, посвящённую данной теме; раскрыть и изучить поэтику повести.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

Большинство проявлений скрытности, косвенности и незаконченности  сообщений сосредоточено в диалогах, которые ведут между собой  герои Хемингуэя. Из сопоставления  их реплик с различными обстоятельствами происходящего рождаются важные, порой неожиданные для нас представления.

С косвенностью, завуалированностью сообщений в романах Хемингуэя  тесно связана другая заметная черта  его литературного стиля –  лаконизм авторской речи и реплик действующих лиц. Лаконизм языка  замечателен тем, что в каждую сжатую фразу и короткую реплику  писатель вкладывает глубочайший смысл, наполняет ее важной информацией.[7,291]

Литературные критики относят  Хемингуэя к писателям-реалистам. Определяя задачу мастера слова, великий американец писал: «…Она  всегда в том, чтобы писать правдиво, и постигнув, в чём правда, высказать  её так, чтобы она вошла в сознание читателя как часть его собственного опыта». Именно правдивость стала основой его творческой манеры. Однако её он понимал не как натуралистическое описание, а как воссоздание правды силой писательского воображения, которое базируется на наблюдении жизни. «В “Старике и море”, — отмечал Хемингуэй, — я пытался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул». Эта реальность означала не копирование конкретного жизненного материала, а передачу сущности жизни сквозь призму собственной фантазии. Именно поэтому у читателей возникает впечатление достоверности событий. [2,342]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Поэтические особенности повести «Старик и море»

2.1 Новаторство прозы и принцип айсберга в повести

Автор в  обобщенной форме поставил перед  читателями очень важные темы: чувство  человеческого достоинства, природа  и человек, самоощущение человека, смысл  жизни, внутреннее наполнении жизни.

Старик и  море – 2 стихии, которые дают жить друг другу. Старый рыбак хочет жить благодаря  душе, силе и уверенности в удачной  охоте. Душу старика зеркально отражает море и рыба.

Сюжет произведения Хемингуэя развернут по иным законам. У каждого действия нет завершающего итога, так как оно совершается  по кругу. Ученик Сантьяго говорил: «Теперь  я опять могу пойти с тобой  в море». Тот же смысл передан  практически дословно, только с иной интонацией в конце произведения: «Теперь мы опять будем рыбачить вместе». Главный герой чувствует  даже части своего тела олицетворенными  и одушевленными. Он разговаривает  с ними. Старик представляет человека и стихию, как связанные родственными либо любовными узами явления. Звёзды он называет сестрами, большую рыбу считает «дороже брата», а морские  свиньи – называет «родней».

Сантьяго  размышляет о вечной борьбе человека со стихией: «Представь себе: человек  что ни день пытается убить луну! А луна от него убегает. Ну, а если человеку пришлось бы каждый день охотиться  за солнцем? Нет, что ни говори, нам  ещё повезло». Когда наступает  решающий момент сражения, старик теряет различия между собой и рыбой. Ему все абсолютно не важно, кто  кого в итоге убьет.

Эрнест  Хемингуэй осложнил рассуждения  и думы Сантьяго множеством ассоциаций, которые выходят за пределы сюжета и связаны с общими поисками писателя в области философии и морали.

Когда израненный старик на пределе сил видит акул, которые его настигли, у него вырывается слово, не имеющее ясного смысла. Это  стон человека. Он издается непроизвольно. Чувство сравнимо с тем, будто гвоздь проходит через ладонь и входит в дерево. 

Российский  критик Иван Александрович Кашкин писал, что в «Старике и море» стерлась резкая грань между простым человеком, который так нравится Хемингуэю, и его же лирическим героем. Кашкин считает, что образ Сантьяго нельзя назвать целостным, но он однозначно богатый и разнообразный. Сантьяго не одинок и может передать свое мастерство другому человеку. Автор написал книгу так, что она открыта в будущее. «Род проходит и приходит, но не только земля, а и дело человека пребывает вовеки не только в собственных созданиях искусства. Оно, как и мастерство передается из поколения в поколение. Кашкин не говорит о старости на пороге, когда жизнь человека угасает. В «Старике и море» никто не умирает, значит моральную победу достигли не жизненной ценой.

Д. Уролдмейр уверен, что произведение Эрнеста Хемингуэя нужно читать на «2 уровнях» - как символическое произведение и как символический рассказ.

Д. Андерсон придерживался мнения, что в борьбе человека с природой, как ее показал американский писатель, победа не была одержана ни одной из сторон. Возможность окончательной победы человека не исключена.

С.Сэндерсон считает, что в «Старике и море» есть двойная аллегория: борьба художника с искусством, а также борьба человека с жизнью.

М.Гайсмар увидел в повести разработку Хемингуэем «своей постоянной темы»: одинокого страдания в черной вселенной Дарвина.

В.Дробышевский писал о двойственном впечатлении от произведения. «Старик и море» по мнению Дробышевского характеризует трагизм одиночества. Ему противостоит колоссальный оптимистический заряд, который содержится в образе Сантьяго.

М.Мендельсон был уверен, что Хемингуэй направил повесть против концепции тщеты  усилий. «Старик и море» - это гимн человеческой воле, ведь в этом произведении показано преодоление одиночества  человека. Критик увидел переплетение реалистического и романтического начала. Мендельсон обнаружил элементы иносказания.

В основе повести лежит реалистичный сюжет. В нем нет признаков фантастики или чудес. Если смотреть на бытовой  план «Старика и море», то все вполне логично и причинно. Нарушения  границ реального мира не наблюдается. Автор подчеркивает реальный характер всех действий главного героя, мальчика Манолина и иных персонажей. Бытовые реалии также показаны очень жизненно. Для повести философского типа такая основа очень необычна. Именно поэтому критики читают «Старик и море» на двух уровнях.

Эта повесть  рассказывает не только о старике  и мальчике.  Грамотный писатель поймет, что Хемингуэй имеет в  виду человека и человечество. Все  происходящее с рыбаком, важно для  людей, независимо от их деятельности. Так называемый «реквизит» достаточно скудный, но это лишь подчеркивает значение повести для всего человечества. Хемингуэй раскрывает основы человеческого  существования. Каждое слово «Старика и море» насыщено смыслом и  непростым значением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Поэтика Хемингуэя "Старик и море"