Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:36, контрольная работа
"Недоросль" — вершинное явление в драматургии Д.И. Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе. Появление комедии подобного типа было подготовлено расцветом журнальной публицистики конца 60-х — начала 70-х годов XVIII в., обличавшей взяточничество чиновников, произвол судей, крепостнические порядки в деревне. Для русской драматургии 70—80-х годов характерны произведения, авторы которых не ограничивались обличением российских язв и пороков, а пытались выявить причины тяжелой болезни общества.
Введение
То был писатель знаменитый,
Известный русский весельчак,
Насмешник, лаврами повитый
Денис, невежде бич и страх
А.С. Пушкин. «Тень Фонвизина»
(Пушкин А.С Полн.собр.соч. В 10 т. М., 1962. Т. 1.)
"Недоросль" — вершинное явление в драматургии Д.И. Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе. Появление комедии подобного типа было подготовлено расцветом журнальной публицистики конца 60-х — начала 70-х годов XVIII в., обличавшей взяточничество чиновников, произвол судей, крепостнические порядки в деревне. Для русской драматургии 70—80-х годов характерны произведения, авторы которых не ограничивались обличением российских язв и пороков, а пытались выявить причины тяжелой болезни общества. К их числу принадлежали "Злоумный" неизвестного автора, "Судейские именины" Соколова, "Точь-в-точь" Веревкина, "Фомушка, бабушкин внучек" Кропотова, в этом ряду следует рассматривать и фонвизиновского "Недоросля", созданного в 1782 г.
1
Основная часть:
Над произведением, принесшим драматургу немеркнущую со временем славу, Фонвизин работал долго, почти три года. Еще в 1779 г. актер И.А. Дмитревский сообщал, что "Денис Иванович пишет комедию" и "с великим успехом". Премьера "Недоросля" состоялась в 1782 г. на сцене Вольного театра на Царицыном лугу (ныне Марсово Поле). Пьеса была поставлена в бенефис придворного актера и хорошего знакомого Фонвизина Дмитревского. По предположению некоторых исследователей творчества драматурга, разрешение на постановку "Недоросля" было получено при посредничестве Н.И. Панина и "царственного питомца цесаревича" Павла. В следующем году пьеса выдержала рекордное число постановок в Москве, где состоялось восемь спектаклей. С триумфом она прошла по сценам не только столичных, но и провинциальных театров в Харькове, Полтаве, Тамбове, Казани. Многие зрители "аплодировали пьесу метанием кошельков". В XIX в. "по требованию публики" "Недоросль" идет по 5—10 раз в год. Известно, что в период с 1813 по 1824 г. только в Москве комедия ставилась 27 раз, а в Петербурге — 14. Многие знаменитые актеры начинали свою карьеру игрой в фонвизиновском "Недоросле". Великий Щепкин в течение своей творческой жизни переиграл почти все роли из этой пьесы — от Еремеевны до Стародума. Более двухсот лет "Недоросль" прочно входит в репертуар отечественных и зарубежных театров. В пьесе, свидетельствующей о художественной зрелости таланта Фонвизина, он выступил как новатор, обогативший русскую литературу новыми формами драматургии, новыми методами и приемами изображения человека и окружающего его мира. Хотя комедия имеет канонические пять актов, в ней соблюдается единство места, времени и действия, герои четко делятся на положительных и отрицательных, носят "говорящие" имена и фамилии, она нарушает каноны классицистического искусства, взрывает их изнутри.
Любовная, почти водевильная интрига в "Недоросле" отходит на второй план, не является ведущей, уступая место отражению основного конфликта эпохи — антинародной сущности крепостничества, на борьбу с которым поднимается передовая часть русской дворянской интеллигенции. Не испытание добродетели сильным чувством, а противоречия социальной действительности составляют основу пьесы, которую нельзя определить только как "комедию нравов" или как "бытовую комедию". По словам Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизину удалось создать новый тип комедии — "истинно общественную комедию", где автор вскрыл "раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадною силою иронии выставлены в очевидности потрясающей". Пьеса обрела популярность среди читателей и зрителей во многом благодаря верности "правде жизни". Ее герои изображаются в типичных для них жизненных обстоятельствах, их характеры лишены присущей искусству классицизма
2
статичности и односложности. О типичности героев "Недоросля" говорит то обстоятельство, что имена многих из них стали нарицательными: Митрофанушками называют великовозрастных неучей, готовых "жениться", чтобы "не учиться"; Скотиниными — тех, кто деградировал в нравственном и интеллектуальном отношении. Любовная интрига в комедии, тоже имеет оригинальное решение. В основе "Недоросля" лежит не "любовный треугольник", на руку Софьи претендуют сразу три героя пьесы. Для Митрофана, которому надоело учиться, брак — показатель взрослости, путь к обретению самостоятельности и освобождению из-под опеки няньки и матери. Для Скотинина женитьба на Софье — это получение приданого в десять тысяч и обладание самыми крупными свиньями в околотке. Борьба Скотинина и Митрофанушки за Софью имеет пародийный характер, она выведена с целью компроментации героев, не способных на сердечные чувства. Простакова, стремящаяся "придвинуть к себе чужое недвижимое имущество", готова помогать и брату, и сыну, — главное, чтобы состояние Софьи не было отторгнуто от имения Простаковых-Скотининых. Истинное чувство любви испытывает к Софье Милон, поэтому его кандидатуру поддерживает дядюшка девушки Стародум, неожиданное появление которого разрушает все планы Простаковой. Попытка похищения Софьи по приказу Простаковой разрешается в "героическом" плане — появлением Милона с обнаженной шпагой и спасением героини, что привносит в комедию элементы, идущие от сентиментальной "слезной" драмы.
Фонвизин был убежден, что в пьесе должен быть ансамбль действующих лиц, каждое из которых важно для раскрытия авторского замысла. По сравнению с "Бригадиром", в "Недоросле" галерея выведенных русских типов разрослась, героев пьесы уже не 7, а 13. Если в первой комедии Фонвизина действуют в основном служилые дворяне в отставке, то в геройный ряд "Недоросля" входят и помещики, и служилые дворяне, и крепостные, и разночинцы. Образной системе пьесы присущ принцип иерархичности: в ней есть главные и второстепенные герои, сценические и внесценические персонажи, — и все они выписаны с одинаковой степенью тщательности. Каждый герой пьесы имеет свою судьбу и характер, индивидуальный стиль речи. По тому, как приветствуют хозяйку дома учителя Митрофана и какую фамилию носят, можно без труда определить их социальную и профессиональную принадлежность. Кутейкин, недоучившийся семинарист, принадлежащий к среде церковнослужителей, торжественно возглашает: "Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы", в то время как отставной сержант Цыфиркин обращается к Простаковой ,как к военачальнику: "Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще". Цыфиркин, в отличие от льстивого и охочего до денег Кутейкина, не утратил чувства собственного достоинства: он отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничего не усвоил из его науки. Даже внесценический
3
персонаж комедии — образ крепостной девки Палашки — выведен для того, чтобы показать нравственное вырождение помещиков скотининского типа. Когда Простакова узнает, что девка Палашка не явилась по ее требованию из-за болезни ("захворала... лежит с утра", "такой жар рознял... без умолку бредит"), то гнев помещицы не знает границ: "Бредит, бестия! Как будто благородная!" Главные герои "Недоросля" убедительно свидетельствуют, что не существует отвлеченных носителей порока, что корни зла скрыты в реальных условиях русской жизни. Социальная мотивировка характера, стремление к преодолению традиционной односторонности образа — характерные приметы художественного метода зрелого Фонвизина. Госпожа Простакова в пьесе выведена не только как жестокая помещица, но и как любящая мать, правда, эта любовь — чувство слепое и животное, уродующее душу Митрофанушки. Речь Простаковой, обращенная к слугам, насыщена бранью ("скот", "воровская харя", "болван"), лишена теплоты и участия, если адресована бессловесному мужу, который "рохлею родился", этикетна по отношению к гостям дома ("милости просим"), однако для сына мать находит много добрых и ласковых слов ( "Митрофанушка, друг мой"). Для образной системы "Недоросля" характерно наличие двух полярных центров: отрицательные герои группируются вокруг образа Простаковой, а носители положительного нравственного начала так или иначе связаны с образом Стародума. Напряженность конфликта подчеркнута симметрией образов, когда четырем главным персонажам первой группы противостоят четыре героя из лагеря Стародума. В основе деления героев комедии на добродетельных и злонравных лежит их отношение к воспитанию и образованию. Фонвизин уверен, что первые понятия о нравственности и азы научного представления о мире закладывает в ребенке семья. Он защищает брак, основанный на любви, ибо в "несчастном доме, каковых множество, где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности, где каждый с своей стороны своротили с пути добродетели", вырастут "несчастные дети", которых родители не могут научить "благонравию". Стародум руководствуется в жизни принципом, выработанным в детстве под влиянием отца, человека петровского времени, который непрестанно твердил мальчику: "... имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на звания мода, как на пряжки, на пуговицы". Воспитание для Стародума — основной фактор социально-этического прогресса. Именно в нем он видит "залог благосостояния государства", поэтому его так тревожит сложившаяся в среде поместного дворянства практика, когда воспитанием и образованием недорослей занимаются либо "невежды-учителя", либо "рабы крепостные": "Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин". Принцип внутрисословной дифференциации характеров сказался на языке положительных героев пьесы. Основу их речи составляет книжный язык, однако он лишен полной стилевой унификации. Речь Стародума близка к авторскому стилю, она, как речь
4
высокообразованного и многоопытного человека, насыщена лексикой из сферы экономики и политики, философии и культуры, в ней преобладают элементы рассуждения и поучения. Вместе с тем она поражает меткостью суждений и образностью характеристик ("тщетно звать врача к больным неисцельно"). Это связано с установкой Стародума на то, чтобы "всякое слово врезано было в сердце". Отличительной чертой речевой манеры Правдина является употребление канцеляризмов и слов, связанных с юриспруденцией и государственным управлением ("Мы в нашем краю сами испытали, что где наместник таков, каковым изображен наместник в Учреждении, там благосостояние обитателей верно и надежно"). Она сознательно олитературена автором, поэтому логические построения в ней соседствуют с оценочными суждениями нравственного порядка, типа "человеколюбивые виды вышней власти", "страждущее человечество". Сентиментальную окрашенность имеют диалогические сцены, участниками которых выступают Софья и Милон. Их речи, обращенные друг к другу, наполнены "поэзией чувства" ("тайна сердца моего", "таинство души моей"). Основу языка Простаковых-Скотининых составляет просторечье, ибо они неграмотны. В их речи встречаются как "низкие речения", вплоть до площадной брани ("собачья дочь", "канальи", "харя"), так и выражения, не лишенные фольклорной поэзии и афористичности стиля ("счастье на роду ему написано", "где гнев, там и милость"). Прямого столкновения крепостных с помещиками Фонвизин не показывает, но глубоко раскрывает причины, которые приводят народ к "общему негодованию", то есть к бунтам и восстаниям, и ищет способы предупреждения их, советуя официальной власти облегчить участь порабощенных народных масс. Правда жизни в комедии "Недоросль" проявилась в том, что Фонвизин показал процесс расслоения русского дворянства на людей "скотининского" типа и тех, кто, защищая интересы русского мужика, позднее превратится в "богатырей, кованых из чистой стали", и, по словам А.И. Герцена, "выйдет на явную гибель, чтобы вырвать детей из среды палачества и раболепия", то есть людей из когорты декабристов. Появившаяся на сцене и в печати комедия Фонвизина "Недоросль" вызвала неоднозначные отзывы критиков. Одни видели в ней произведение, оскорбляющее патриотическое чувство, ругали автора за карикатурность персонажей; другие хвалили сатирика за смелость мысли и новаторство драматургических решений. "Недоросль" вошел в творческий мир многих писателей XVIII—XIX вв. Герои Фонвизина "воскресали" на страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева, "Тамбовской казначейши" М.Ю. Лермонтова. А.С. Пушкин признавал, что только гоголевские "Вечера на хуторе близ Диканьки" заставили русских смеяться так, как они не смеялись со времен Фонвизина. П.А. Вяземский посвятил драматургу специальную монографию, где дал обстоятельный анализ "Недоросля", отметив злободневное звучание комедии, которая "стоит на меже с трагедией", живописуя русский быт и нравы екатерининского времени. Под непосредственным влиянием произведения
5
Фонвизина были созданы комедии Н.Соловьева "Новый Недоросль" и С.Васильченко "Недоросток". Причину популярности пьесы В.Г. Белинский усматривал в том, что она обладала всеми чертами "народной книги". Сбылось пророчество критика, утверждавшего: "Комедия даровитого Фонвизина всегда будет народным чтением, всегда удержит почетное место в истории русской литературы... Комедии Фонвизина, особливо "Недоросль", никогда не перестанут возбуждать смех, и, постепенно, теряя чтецов в высших со стороны образования кругах общества, тем более будут выигрывать их в низших, делаться народным чтением".
Если сравнивать «Недоросля» с «Сатирой 1.На хулящих учения» А.Кантемира то можно сказать, что их герои похожи своими собирательными образами. История создания сатиры "На хулящих учения" до сих пор окончательно не прояснена. Известно, что ее ранняя редакция была существенно переработана Кантемиром в 1732—1738 годах в Лондоне, а окончательный вариант сложился к 1743 г., когда автор находился на дипломатической службе в Париже. Кантемир внес существенные изменения в композицию произведения и систему образов. Образ епископа, ранее открывавший галерею "хулящих учения", видимо, по цензурным соображениям был перемещен в середину сатиры, уступив место Критону. Однако это лишь усилило антиклерикальную направленность произведения, так как часть архиерейских "речений" стала звучать из уст светского человека, вставшего на защиту привилегий церкви и церковников. Изменение порядка следования образов подчеркнуло, что главной задачей сатирика было воспитание русского дворянства. Традиционный образ скупца у Кантемира превратился в яркий, запоминающийся образ прагматично мыслящего русского помещика Силвана, сознательного "недоросля", радеющего только о собственной и сиюминутной выгоде. Опасность его для науки велика, ибо Силван осознает себя защитником общественных интересов: "Трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет, / Гражданству вредным весьма безумством звать смеет". О растущем мастерстве Кантемира-художника можно судить по тому, как меняется портрет носителя порока. В первоначальном наброске пьяница "раздут с вина, чуть видя глазами, раздран, смраден, по лицу распещрен угрями", в окончательном варианте портретная зарисовка Луки выразительна и лаконична — "румяный, трожды рыгнув". Отдельные портреты в галерее "хулящих учения" сменяют друг друга, подчиняясь внутренней логике произведения, развивающемуся замыслу автора. Если в первой части сатиры Кантемир создает ряд индивидуализированных образов врагов просвещения, каждый из которых имеет свое имя, характер, стиль речи и манеру общения, то во второй части перед читателем предстает порок в его социально-обобщенном виде, а в третьей дан собирательный образ отечественного невежды послепетровского времени, зараженного пороками и предрассудками "отцов", заимствовавшего худшие черты у представителей западной культуры.