Поэтика комедии"Недоросль"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

"Недоросль" — вершинное явление в драматургии Д.И. Фонвизина, первый опыт социально-политической комедии в русской литературе. Появление комедии подобного типа было подготовлено расцветом журнальной публицистики конца 60-х — начала 70-х годов XVIII в., обличавшей взяточничество чиновников, произвол судей, крепостнические порядки в деревне. Для русской драматургии 70—80-х годов характерны произведения, авторы которых не ограничивались обличением российских язв и пороков, а пытались выявить причины тяжелой болезни общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

6

В.А. Жуковский был прав, указывая на "пограничный" характер творчества сатирика: "... по языку  и стопосложению Кантемир должен быть причислен к стихотворцам старинным, но по искусству он принадлежит к новейшим и самым образованным". В.Г. Белинский настоятельно рекомендовал читателю время от времени "развернуть... старика Кантемира и прочесть что-нибудь из его сатир", ибо он "первый на Руси свел поэзию с жизнью". Во многом благодаря таланту Кантемира русская литература надолго сохранила интерес к жанру стихотворной сатиры, к теме просвещения ума и воспитания сердца человека. Вслед за Кантемиром на русского "недоросля" — врага науки, было направлено острие сатиры А.П. Сумарокова и Д.И. Фонвизина, трагедия умного человека во враждебном ему обществе стала предметом художественного исследования в творчестве А.С. Грибоедова и М.Ю. Лермонтова.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал  к тому кругу передовых русских  людей XVIII века, которые составили  лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано  пафосом утверждения идеалов  справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей  самовластья и гневные обвинения  в адрес крепостников звучали  в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких  представителей которого был Фонвизин.

"Можно без риска  сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. Эти недостатки покрываются особым вкусом, какой приобрела комедия от времени и которого не чувствовали в ней современники Фонвизина. Эти последние узнавали в ее действующих лицах своих добрых или недобрых знакомых; сцена заставляла их смеяться, негодовать или огорчаться, представляя им в художественном обобщении то, что в конкретной грубости жизни они встречали вокруг себя и даже в себе самих... В наших глазах пьеса утратила свежесть новизны и современности, зато приобрела интерес художественного памятника старины, показывающего, какими понятиями и привычками удобрена та культурная почва, по которой мы ходим и злаками которой питаемся. Эта комедия — бесподобное зеркало. Фонвизину в ней как-то удалось встать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания... Фонвизин взял героев Недоросля прямо из житейского омута, и взял, в чем застал, без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов... Недоросль — комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их на сцене, но тревожат и огорчают, когда встретишь вне театра, дома или в обществе. Фонвизин заставил печально-дурных и глупых людей играть забавно весёлые и часто умные роли. В этом тонком различении людей и ролей художественное мастерство его Недоросля: в нем же источник того сильного впечатления, какое производит эта пьеса.

 

8

Сила впечатления в  том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него"

(Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990. С. 342—349).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Список литературы

 

 

Фонвизин Д.И. Недоросль//Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В2т.М.; Л., 1959. Т 1.

Кантемир АД. Сатира I. На хулящих учения. К уму своему // Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., 1956.

Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Макогоненко ГЛ. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961.

Стенник Ю.В. Проблема народности в литературе XVIII века и Фонвизин // Русская литература. 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………1

Основная часть………………………………………………………………………..2

Заключение……………………………………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: История русской литературы

Тема: Поэтика  комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2012


Информация о работе Поэтика комедии"Недоросль"