Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:58, контрольная работа
Здесь же рядом и Некрасов, с его «гражданином-поэтом». И тонко чувствующий лирический герой все это понимает и принимает, но мир, испорченный, развращенный не станет слушать, потому что в своем Отечестве пророков, как известно, не бывает. Потому и натягивает герой маску вновь. И вот он уже борется с самим Творцом, называет себя Тринадцатым апостолом, сознательно превращаясь в еретика и врага религии, а его собственная вера уже в огне, там где «у церковки сердца занимается клирос».
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!
Рухну ли.
Не выскочишь из сердца!
Расстояния увеличиваются от нескольких метров комнаты до городских, враждебных герою, кварталов, вавилонских башен, атлантических глубин с затонувшей из-за пожара «Лузитанией» и Голгофы, возникающей перед глазами бунтующего героя. И в конце уже – «Вселенная спит….»
Метафора пожара как суть конфликта лирического героя с миром и Создателем
Другой чертой безграничного пространства борьбы человека с миром, созданным Божьей волей, является емкий и широко развернутый в первой главе образ огня, пожара.
Этот пожар, овеществленная метафора беспокойной души, имеет свой собственный сюжет: появившись внутри как болезнь («Вы думаете, это бредит малярия») огонь переживания личной драмы разгорается все больше. Вот уже «плавлю лбом стекло окошечное», а потом, после разрыва отношений, «в доме, который выгорел, иногда живут бездомные бродяги». Здесь же появляется образ Везувия и Помпеи, «обгорающий рот»… а дальше метафора обожженной души становится яркой и осязаемой через конкретные образы горящего публичного дома, пожарных, испуганных людей, которым «стоглазое зарево рвется с пристани». И вот уже пылает весь город, весь мир. И этот пожар – пожар революции, предсказанный поэтом в 1916 году, отражается в окровавленных телах, флагах и красном закате. А когда лирический герой в своем бунте встает рядом с Богом и заявляет ему, что он «недоучка, крохотный божик», он вдруг замечает, что пожар-то уже кончился, а мир спит под звездами, которые никого не могут согреть или сжечь своим далеким светом. Так, Маяковский с помощью овеществленной метафоры изображает борьбу лирического героя с самим собой, целым миром и Богом.
Как расширяется географическое пространство, так и время в поэме непостоянно: вечер ожидания вырастает до размеров целой жизни. В первой части поэмы мы еще замечаем тянущиеся часы:
«Приду в четыре», – сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
…Упал двенадцатый час,
Как с плахи голова казненного.
Позже время становится необъятным, превращается в вечность, мелькающую перед глазами: мы возвращаемся в прошлое, во времена погибающей Помпеи, потом снова 1915 год, время бунтарских идей Ницше и Первой Мировой войны. А дальше – все смешалось, и герой, уже вне времени, говорит с Богом, ни слова не получая в ответ… Мир спит под безграничным звездным небом, не удостаивая беснующегося где-то внизу человека даже взглядом.
В тексте использованы фото В.Маяковского разных лет
Дальше – о концепции искусства, поэте и лирическом герое в свете библейских традиций
Рубрики: Зал литературы, Читальный зал
Метки: анализ текста, богоборчество, Маяковский, поэма
Художественное пространство поэмы и финал
Художественное пространство в поэме «Облако в штанах» непрерывно меняется как по горизонтали (от земли к небу и обратно, потому что там холодная пустота), так и по вертикали (из тесной комнаты через улицы, города, дальше) – в вечность, на поиски мировой гармонии.
Маяковский, очень любивший гиперболу, постоянно желает увеличить границы всего. Маленькое приключение в Одессе, невзаимная романтическая история вдруг дает толчок к огромному обобщению смысла любви в человеческой жизни. Чувство мужчины перерастает в страстную любовь поэта к людям. Недостатки приземленного, натуралистического мира увеличиваются в размерах, преподносятся с такой остротой и негодованием, что современники Маяковского в потрясении пересматривали свою собственную жизнь, понимали, как мелко и бессмысленно она проходит, даже старались меняться. Образ поэта также непрерывно меняет свои одежды. Вот он в самом начале своей истории:
Мир огрОмив мощью голоса,
Иду – красивый,
Двадцатидвухлетний.
Все впереди пока, и от широты своей души влюбленный мужчина согласен меняться, причем выбирает замечательный ассоциативный образ облака, такой нежный, воздушный, красивый – мечта женщины, но тут же снижает его («в штанах»):
Хотите
Буду от мяса бешеный…
Хотите –
Буду … не мужчина, а – облако в штанах!
Любовная неудача открыла ему глаза на мир. Люди, окружавшие поэта, вдруг представились ему с иной стороны, у них нет той мощи любви, которая есть в бескорыстном сердце, но она им и не нужна. Главное – ожиреть, то есть получить все блага цивилизации.
Образ Жирного человека, отталкивающий, тошнотворный, Маяковским используется очень часто именно для того, чтобы протестовать против пошлости и бездуховности жизни. А такие пороки владеют миром, который сотворил Господь. Значит, он сделал ошибку, раз допустил такое на земле? И снова меняется мир в глазах поэта, начинается история противостояния человека и Бога. Только спор этот, даже откровенно презрительное отношение героя к Творцу, ни к чему не приводит.
Лирический герой живет в мире, который нарушил нравственные устои, потерял любовь и веру в гармоничные отношения. Он сам есть порождение этого мира, а значит, бунтовать придется и против себя самого… Потому так показателен финал произведения: образ уснувшей Вселенной с огромным ухом, слышащим слово Поэта. Быть может, когда-нибудь это слово отзовется во Вселенной и мир изменится.
Лирический герой поэмы и мир, его окружающий
Лирический герой Маяковского – человек сильных страстей, высокого интеллекта и полный огромного желания изменить этот мир. Его мироощущение трагично, его взгляды бескомпромиссны, его чувства искренни и сильны. Герой живет в жестоком урбанистическом мире, где
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застрявшие поперек горла,
Пухлые taxi и костлявые пролетки.
Романтик и идеалист в душе, он натыкается на предательство в любви и несовершенство, даже упадничество мира. Чтобы не быть сломленным, раздавленным этим миром, лирический герой вынужден примерять на себя различные маски.
И читатель идет за ним, видя то городского сумасшедшего, то клоуна в вихре маскарада, то похабника, подробно расписывающего человеческие пороки, то нигилиста, называющего создателя «недоучкой» и крохотным «божиком».
Однако всякий раз, когда мы видим перед собой отвратительную образину мерзавца, непременно мелькнет (в слове ли, в ассоциации) истинное лицо лирического героя, Поэта, Пророка, Человека с большой буквы.
Его любовь – сильное и верное чувство. Но он не выносит предательства, потому заявляет «Долой вашу любовь!». Он владеет словом, ценит творческую мысль, увлечен музыкой, живописью. Маяковский был очень одарен в сфере искусства. Но что же видит герой?
Сквозь свой,
До крика разодранный, глаз
Лез, обезумев, Бурлюк…
С Давидом Бурлюком Маяковского связывали долгие годы дружбы, и лишь гораздо позже поэт понял, что друг просто использовал его талант как возможность выделиться самому.
А имевший бешеный успех среди публики Игорь Северянин! Маяковского раздражали красивые, но ничего не несущие в себе фразы изящных его стихотворений, как сегодня сказали бы, «гламурных», оттого и претензия:
Как вы смеете называться поэтом
И, серенький, чирикать, как перепел!
Игорь-Северянин
И подобных «чирикающих» поэтов, писателей было предостаточно, потому и «долой ваше искусство!».
Герой Маяковского – поэт? пророк? шут? человек?
Настоящие стихи, призывающие жить полной жизнью, не бояться менять ее, истреблять низость и пошлость бытия, были востребованы гораздо меньше, потому лирический герой надевает маску циника и идет на баррикады. Он сравнивает поэта с мучеником, пророком. Идея не нова. В строчках Маяковского о том, что поэт – предтеча революционных преобразований слышны пушкинские представления о поэзии:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!
Здесь же рядом и Некрасов, с его «гражданином-поэтом». И тонко чувствующий лирический герой все это понимает и принимает, но мир, испорченный, развращенный не станет слушать, потому что в своем Отечестве пророков, как известно, не бывает. Потому и натягивает герой маску вновь. И вот он уже борется с самим Творцом, называет себя Тринадцатым апостолом, сознательно превращаясь в еретика и врага религии, а его собственная вера уже в огне, там где «у церковки сердца занимается клирос»
Лирический герой идет дальше, он продолжает менять маски, пряча от всех свое настоящее лицо. И маски эти становятся все страшнее. Вот он «крикогубый Заратустра», проповедовавший свободу от мира, от людей, исключительно для самого себя, отвергающий любовь, добро и искусство. Вот еще более кощунственный вариант – «голгофник оплеванный», достающий из-за голенища сапожный нож. Встреча мученика и разбойника на Голгофе уже была, а иная интерпретация библейских образов, ассоциация с русским фольклорным разбойником, у которого нож всегда в сапоге, заставляет по-новому взглянуть на героя поэмы.
И все эти маски, вся клоунада беснующихся уродцев вдруг исчезает, смиряется перед дорогою в небо. Но и там лирический герой покоя себе не найдет, потому что он человек, живой, земной, страстный.
Книги, способствовавшие появлению анализа поэмы:
1. Альфонсов В.Н. В конфликте с любимым искусством
// Альфонсов В.Н. Слова и краски. М., 2008.
2. ГончаровБ.П. Анализ художественного произведения. Ленинград, 1987.