Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:29, контрольная работа
Стихотворная форма поэтической речи представлена в ряде самых выдающихся произведений мировой литературы. С нею связаны классические образцы античного эпоса, трагедии, комедии. Стихотворная форма характерна для эпоса в народном творчестве. Стихами написаны и многие великие драматические творения Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Пушкина. Лирические же и лиро-эпические произведения вообще создаются, как правило, в стихотворной форме. Таким образом, значение стиха в развитии искусства слова очень велико.
Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге.
3. Стихотворные размеры
Поэтический эпос стихосложения
Стихотворный размер определяет ритм стихотворения. Стихотворный ритм образуется с помощью правильного чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.
Стопой является сочетание
либо двух, либо трех слогом, расположенных
в определенном порядке. Если в стихотворной
строке насчитывается, допустим, шесть
ямбических стоп, то, значит, это шестистопный
ям»), если три дактилических-то трехстопный
дактиль. Учение о такой метрике
стиха было ориентировано на греческие
образцы, с соответствующей
Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным слогом ( безударными). Стихотворный размер (метр) бывает двусложным и трехсложным - в зависимости от количества слогов в стопе.
Ямб-это двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный. В стихе, написанном ямбом, ударения располагаются на четных слогах: 2, 4, 0,8,10 и т.д. Размер ямбического стиха определяется местом последнего ударного слога, независимо от того, есть ли после него безударные слоги или пет. В зависимости от расположения последнего ударного слога, ямб различается как двустопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный и шестистопный. Размер ямба всегда вдвое меньше порядкового номера последнего ударного слога в стихе. Ямбической строке из восьми слогов достаточно двух ударений, чтобы иметь полноценную ритмичность. Например:
Роман классический, старинный,
Отменно длинный, длинный, длинный,
Нравоучительный и чинный,
Без романтических затей… (А.С. Пушкин)
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге. Ритм стихотворения более мягкий, завораживающий. Хореическими являются стихи, в которых ударения последовательно падают на нечетные слоги: 1, 3, 5, 7, 9-й и т. д. По тому, на какой из этих слогов приходится последнее ударение, определяется размер хореического стиха независимо от того, следует ли за последним ударным слогом полагающийся безударный, отсутствует ли он, или следуют не один, а два безударных слога. Например:
Солнце за день нагулялося,
За кудрявый лес спускается;
Лес стоит под шапкой темною,
В золотом огне купается.
(И.С. Никитин)
Дактиль - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в то же время однообразный, мерный, похожий на шум прибоя ритм. Например:
Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе,
Тот же всевечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.
( Ф.И. Тютчев)
Анапест - это трехсложный размер с ударением на последнем слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи - чувствуется сбивчивое дыхание. В стихах, написанных анапестом, ударения располагаются на всех трехкратных слогах подряд: на 3, 6, 9, 12-м и т. д.
Например:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет - Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?» (И.А. Бунин)
Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм. Ударения в стихах, написанных амфибрахием, приходятся па слоги 2, 5, 8, 11-й и т. д. Например:
Все синие, серые, карие глазки
Смешались, как в поле цветы…
(Н.А. Некрасов)
Ритмический узор стихотворения образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений в стопе (пиррихий), а также не метрическое («лишнее») ударение - спондей: Например:
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон
И смерть и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
4. Анализ стихотворений
Стихотворение А.С. Пушкина «Элегия» ,написано пятистопным ямбом.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслаждень
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес», написано 5 стопным хореем:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Стихотворение Ф.И. Тютчева. «Как хорошо ты, о море ночное...» написано 4 стопным дактилем.
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
Заключение
Стихи - это образно-выразительная
система речи, основанная на художественном
использовании в ней
Стихотворение - написанное стихами художественное произведение, небольшое по объему, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определенном порядке с помощью фонических признаков, например рифмой.
На звучание стиха влияет цезура - постоянный словораздел, делящий стих на полустишия.
Античное стихосложение называют метрическим. В античном стихосложении не было рифмы.
Силлабическая система стихосложения
-система построения стиха, в основе
которой лежит равносложие, т.е. одинаковое
количество слогов в каждой стихотворной
строке. Как правило, это число
было равно одиннадцати и
Тоническая система стиха.
Система стихосложения, в которой
ритмичность создается
ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо - тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе.
Силлабо-тоническая система стихосложения. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Стихотворный размер определяет ритм стихотворения. Стихотворный ритм образуется с помощью правильного чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.
Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным слогом ( безударными).
Стихотворный размер (метр) бывает двусложным и трехсложным - в зависимости от количества слогов в стопе.
Ямб-это двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный.
Хорей - двусложный размер с ударением на первом слоге.
Дактиль - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.
Анапест - это трехсложный размер с ударением на последнем слоге.
Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.
Список литературы
1.Кожинов В.В. Как пишут стихи. / О законе поэтического творчества. - М.: Алгоритм, 2001. - 320 с.
2.Ляпина Л.Е. Стиховедение: Хрестоматия. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 248 с.
3.Поспелов Г.Н., Николаев П.А. и др. Введение в литературоведение. - 3-е изд. - М.: Высш.шк., 1988. - 528 с.
4.Чернец Л.В., Хализев В.Е. Введение в литературоведение. - М.: Высш.шк., 1999. - 556 с.
5.Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. - М.: «Высшая школа», 1968. -377 с.