Понятие – стихосложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Стихотворная форма поэтической речи представлена в ряде самых выдающихся произведений мировой литературы. С нею связаны классические образцы античного эпоса, трагедии, комедии. Стихотворная форма характерна для эпоса в народном творчестве. Стихами написаны и многие великие драматические творения Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Пушкина. Лирические же и лиро-эпические произведения вообще создаются, как правило, в стихотворной форме. Таким образом, значение стиха в развитии искусства слова очень велико.

Файлы: 1 файл

контр.по литераведен..docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

Амфибрахий - трехсложная  стопа с ударением на втором слоге.

 

3. Стихотворные размеры

Поэтический эпос стихосложения

Стихотворный размер определяет ритм стихотворения. Стихотворный ритм образуется с помощью правильного  чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.

Стопой является сочетание  либо двух, либо трех слогом, расположенных  в определенном порядке. Если в стихотворной строке насчитывается, допустим, шесть  ямбических стоп, то, значит, это шестистопный ям»), если три дактилических-то трехстопный  дактиль. Учение о такой метрике  стиха было ориентировано на греческие  образцы, с соответствующей терминологией: иамб (ямб), трохей (хорей) и пр.

 

Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным слогом ( безударными). Стихотворный размер (метр) бывает двусложным и трехсложным - в зависимости  от количества слогов в стопе.

Ямб-это двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный. В стихе, написанном ямбом, ударения располагаются на четных слогах: 2, 4, 0,8,10 и т.д. Размер ямбического  стиха определяется местом последнего ударного слога, независимо от того, есть ли после него безударные слоги или  пет. В зависимости от расположения последнего ударного слога, ямб различается  как двустопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный и шестистопный. Размер ямба всегда вдвое меньше порядкового  номера последнего ударного слога в  стихе. Ямбической строке из восьми слогов достаточно двух ударений, чтобы иметь  полноценную ритмичность. Например:

Роман классический, старинный,

Отменно длинный, длинный, длинный,

Нравоучительный и чинный,

Без романтических затей… (А.С. Пушкин)

 

Хорей - двусложный размер с  ударением на первом слоге. Ритм стихотворения  более мягкий, завораживающий. Хореическими являются стихи, в которых ударения последовательно падают на нечетные слоги: 1, 3, 5, 7, 9-й и т. д. По тому, на какой из этих слогов приходится последнее  ударение, определяется размер хореического стиха независимо от того, следует  ли за последним ударным слогом полагающийся безударный, отсутствует ли он, или  следуют не один, а два безударных слога. Например:

Солнце за день нагулялося,

За кудрявый лес спускается;

Лес стоит под шапкой темною,

В золотом огне купается.

(И.С. Никитин)

 

Дактиль - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге. Это тревожный, волнующий и в  то же время однообразный, мерный, похожий  на шум прибоя ритм. Например:

 

Дума за думой, волна за волной -

Два проявленья стихии одной:

В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,

Здесь - в заключении, там - на просторе,

Тот же всевечный прибой и отбой,

Тот же все призрак тревожно-пустой.

( Ф.И. Тютчев)

 

Анапест - это трехсложный  размер с ударением на последнем  слоге. У слушателя появляется ощущение взволнованной, откровенной речи - чувствуется  сбивчивое дыхание. В стихах, написанных анапестом, ударения располагаются  на всех трехкратных слогах подряд: на 3, 6, 9, 12-м и т. д.

Например:

 

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - Господь  сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в  жизни земной?» (И.А. Бунин)

 

 

Амфибрахий - трехсложный  стихотворный размер с ударением  на втором слоге. Это гибкий, пластичный, близкий к разговорной речи ритм. Ударения в стихах, написанных амфибрахием, приходятся па слоги 2, 5, 8, 11-й и т. д. Например:

 

Все синие, серые, карие глазки

Смешались, как в поле цветы…

(Н.А. Некрасов)

 

Ритмический узор стихотворения  образует не только стихотворный размер, но и пропуски ударений в стопе (пиррихий), а также не метрическое («лишнее») ударение - спондей: Например:

 

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон

И смерть и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)

 

4. Анализ стихотворений

 

 Стихотворение А.С.  Пушкина «Элегия» ,написано пятистопным ямбом.

 

Безумных лет угасшее  веселье

Мне тяжело, как смутное  похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старше, тем сильней

Мой путь уныл. Сулит мне  труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить  и страдать;

И ведаю, мне будут наслаждень

 

Меж горестей, забот и  треволненья:

Порой опять гармонией  упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат  печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 

Стихотворение М.Ю. Лермонтова  «Утес», написано 5 стопным хореем:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

 

 Стихотворение Ф.И.  Тютчева. «Как хорошо ты, о море  ночное...» написано 4 стопным дактилем.

 

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном  просторе

 

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое  море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и  сверкая,

Чуткие звезды глядят с  высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян  стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

 

 

Заключение

 

Стихи - это образно-выразительная  система речи, основанная на художественном использовании в ней возможностей ритма.

Стихотворение - написанное стихами художественное произведение, небольшое по объему, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе  стихосложения.

Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определенном порядке с помощью фонических признаков, например рифмой.

На звучание стиха влияет цезура - постоянный словораздел, делящий  стих на полустишия.

Античное стихосложение  называют метрическим. В античном стихосложении  не было рифмы.

Силлабическая система стихосложения -система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число  было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза.

Тоническая система стиха. Система стихосложения, в которой  ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди  безударных. Внутри тонического стихосложения  различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество

 

ударений в стихе (акцентный  стих), и силлабо - тоническое, где  учитывается также расположение ударений в стихе.

Силлабо-тоническая система  стихосложения. Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что  в стихотворной строке ударные и  безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.

Стихотворный размер определяет ритм стихотворения. Стихотворный ритм образуется с помощью правильного  чередования ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов в стопе.

Стопа-это группа слогов, в которой один ударный слог сочетается с безударным слогом ( безударными).

Стихотворный размер (метр) бывает двусложным и трехсложным - в  зависимости от количества слогов в  стопе.

Ямб-это двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Ритм стихотворения, написанного ямбом, - сильный, энергичный.

Хорей - двусложный размер с  ударением на первом слоге.

 

Дактиль - трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Анапест - это трехсложный  размер с ударением на последнем  слоге.

Амфибрахий - трехсложный  стихотворный размер с ударением  на втором слоге.

 

 

Список литературы

 

1.Кожинов В.В. Как пишут стихи. / О законе поэтического творчества. - М.: Алгоритм, 2001. - 320 с.

2.Ляпина Л.Е. Стиховедение: Хрестоматия. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 248 с.

3.Поспелов Г.Н., Николаев П.А. и др. Введение в литературоведение. - 3-е изд. - М.: Высш.шк., 1988. - 528 с.

4.Чернец Л.В., Хализев В.Е. Введение в литературоведение. - М.: Высш.шк., 1999. - 556 с.

5.Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. - М.: «Высшая школа», 1968. -377 с.

 


Информация о работе Понятие – стихосложения