Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:29, контрольная работа
Стихотворная форма поэтической речи представлена в ряде самых выдающихся произведений мировой литературы. С нею связаны классические образцы античного эпоса, трагедии, комедии. Стихотворная форма характерна для эпоса в народном творчестве. Стихами написаны и многие великие драматические творения Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Пушкина. Лирические же и лиро-эпические произведения вообще создаются, как правило, в стихотворной форме. Таким образом, значение стиха в развитии искусства слова очень велико.
Введение
Стихотворная форма
Стихотворная форма характерна для эпоса в народном творчестве. Стихами написаны и многие великие драматические творения Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Пушкина.
Лирические же и лиро-эпические произведения вообще создаются, как правило, в стихотворной форме. Таким образом, значение стиха в развитии искусства слова очень велико.
Цель контрольной работы - рассмотреть сущность стихотворения.
В соответствии с данной целью были определены следующие задачи:
. Рассмотреть понятие стихотворения.
. Рассмотреть системы стихосложения.
. Раскрыть стихотворные размеры.
Объект контрольной работы - стихотворение.
Предмет - стихотворные размеры.
Следует, однако, заметить, что стихотворная форма требуется и может быть с успехом применена далеко не во всяком произведении.
Она представляет собой особо повышенный в эмоциональном отношении строй поэтической речи. Ей органически свойствен лиризм (который так или иначе сказывается в каждом стихотворном произведении).
Понятно поэтому, что, например, в произведениях, требующих строго объективных форм повествования, стихотворная речь, как правило, не может способствовать раскрытию содержания так полно, как художественная проза. Специфика развития в литературе стиха и художественной прозы неразрывно связана с особенностями развития жанров литературного произведения/
Литературная стихотворная речь не была изобретением какого-то поэта или поэтов, в какой-то стране, в какую-то эпоху.
Во всех национальных литературах она возникла самостоятельно, на основе одной и той же общей и давней традиции. Эта была традиция народных песен, которые тоже отличаются стихотворной ритмичностью своего словесного строя.
1.Таким образом можно сформулировать понятие, определение-стихотворения.
Стихи это ряд, строка или художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые
и соизмеримые. Противоположное понятие - проза. Народный русский стих, стихотворные формы, употребительные в устной народной поэзии.
Свободный стих, верлибр, стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки.
Стихи - это образно-выразительная
система речи, основанная на художественном
использовании в ней
Стихи - это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. В литературном тексте каждый такой ряд слов (стих) пишется (печатается) отдельной строкой. Если песню записать на бумаге такими отдельными ритмически выделенными строками, то она превратится в стихотворение. Но при этом оно потеряет свою связь с голосовой, музыкальной мелодией, являющейся основой песни. Значит, литературные стихи стали создаваться по образцу стихов народных песен, заимствовали из них свое ритмическое членение.
Виды стихов - существует большое количество видов стихов анациклический, духовный, иперметрический, александрийский, вольный, свободный, говорной, декламационный, акцентный, раешный, сапфический, былинный, героический, аристофанов, фалекейский, белый, адонический, каталектический, женский и другие.
Стихотворение - написанное стихами художественное произведение, небольшое по объему, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе стихосложения.
Стихотворную форму имеют следующие жанры:
поэма
ода
эпиграмма
баллада
элегия
Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определенном порядке с помощью фонических признаков, например рифмой.
На звучание стиха влияет цезура - постоянный словораздел, делящий стих на полустишия.
В коротких размерах она обычно не употреблялась - их ритмический строй легко улавливается слухом. Но в длинных стихах без цезуры слух уже с напряжением улавливает ритмическую инерцию. Цезура - ритмическая опора для слуха.
2. Системы стихосложения
Основной принцип античного
стихосложения определился
Виды стоп в античном стихосложении отличаются огромным разнообразием, и число их очень велико. Вот лишь некоторые из дву- и трехсложных стоп античного стихосложения:
Ямб - стопа, состоящая из краткого и долгого слогов.
Хорей, называемый также трохеем, составляется из долгого и краткого слогов.
Пиррихий составляется из двух кратких слогов.
Спондей - из двух долгих.
Анапест- трехсложная стопа, которая состоит из двух кратких и одного долгого слогов.
Амфибрахий образуется кратким, долгим и снова кратким слогами.
Дактиль содержит один долгий и два следующих за ним кратких слога.
По характеру своего звучания стоны античного стихосложения различались, кроме того, как восходящие (смена кратких слогов долгими, например ямб, анапест) и нисходящие (переход от долгих слогов к кратким-хорей, дактиль). С этой точки зрения такие, например, стопы, как пиррихий, спондей и некоторые другие (трибрахий, дипиррихий, диспондей и т. п.), являются как бы нейтральными. Поэтому, в частности, спондей нередко использовался как вспомогательная стопа для замены дактиля. Такого рода замены одних стоп другими были возможны при условии одинакового числа в них мор (и дактиль, и спондей имеют их по четыре) и практиковались в античном стихосложении, что позволяло в значительной мере разнообразить ритмику стиха.
В сложных размерах, состоящих из большого количества стоп, ритм усиливался цезурой.
Среди многочисленных и разнообразных размеров античного стиха особо следует отметить гекзаметр, пентаметр и т р и метр. Гекзаметр широко
применялся и в античном эпосе и лирике. Триметр применялся главным образом в диалоге античной трагедии и комедии. Сочетание гекзаметра с пентаметром постоянно применялось в так называемой элегической поэзии.
Гекзаметр представляет собой стих, состоящий из пяти дактилических стол и последней - хореической. Некоторые из дактилических стоп в гекзаметре (кроме пятой) могли заменяться спондеем. Цезура в гекзаметре чаще всего следовала после долгого слога третьей дактилической или заменяющей ее стопы спондея, но ее расположение могло быть и другим.
Пентаметр всегда разделялся цезурой на два равных полустишия, состоящих каждое из двух дактилических стоп и одного долгого слога в конце.
Триметр - шестистопный ямб, в котором цезура располагалась различно. Полностью передать на русском языке звучание античных стихов невозможно, так как в русском языке нет различия слогов по долготе образующих их гласных. Однако русские поэты создали стихотворные формы, очень отчетливо передающие интонационный строй гекзаметра, пентаметра, триметра и некоторых других античных размеров. Это и дало возможность им с достаточной полнотой ознакомить читателей с великими творениями классиков античной литературы.
Стихи (одного, а чаще разных
размеров) нередко объединялись в
сочетания, образующие определенное целое,
которые повторялись в
Своеобразие античного стиха во многом было обусловлено его близостью к музыке. Эти стихи обычно или читались под музыкальный аккомпанемент, или пелись без него. При этом и в тех случаях, когда стих не пелся, а декламировался, он все равно сохранял близость к музыке в силу самой специфики ритма речи, основанного на соотношении слогов по их долготе.
Рассмотренные здесь формы
ритмической организации
Дальнейшее развитие стихосложения пошло в литературах различных народов по-разному, в зависимости от специфики национальных языков и тех особых задач, которые вставали в этих литературах в соответствии с национальным своеобразием их исторического развития.
Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в
стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему - творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.
Но существовали и свои
исключения: поэт-силлабик молдавского
происхождения Антиох Кантемир писал
сатирические стихи, частенько направляя
свои стрелы против фигур церкви и
высшего света. Он ратовал за оживление
силлабического стиха, использовал
различные ритмические приемы, пытался
создать новую систему
Принцип равносложия был
присущ поэзии тех народов, в языках
которых ударение закреплено за определенными
слогами в слове (во французском
- за последним, в польском - за предпоследнем,
в чешском - за первым и т.д.). Но для
языков, в которых, как в русском
языке, ударения падали на различные
по месту их нахождения слоги (так
называемое беглое ударение), силлабическая
система оказалась
Но данная система оставила в дар более поздним системам довольно большое наследие. Так, женская рифма, единственно допустимая в силлабике, занимает сегодня очень прочные позиции; смежная рифмовка, которая одна могла соединять строки-предложения в стихи.
Можно сказать, что заимствование
данной системы у других народов
стало просто революционным событием
для русского стихосложения. На пустое
поле, по которому лишь бродили многочисленные
представители народного
Система стихосложения, в
которой ритмичность создается
упорядоченностью расположения ударных
слогов среди безударных. Внутри тонического
стихосложения различается
стихосложение, в котором
учитывается только количество ударений
в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое,
где учитывается также
Основой соизмеримости стихов в силлабо-тоническом стихосложении является одинаковое количество в них определенных стоп. Количество одинаковых стоп в стихе образует размер силлабо-тонических стихов.
Стопой в силлабо-тоническом стихосложении называется такое сочетание ударного слога с одним или двумя безударными, которое, в силу особенностей соотношения в словах русского языка ударных и безударных слогов, может в
различных словосочетаниях повторяться определенное число раз, достаточное для образования определенного размера стиха.
Основные стопы и размеры силлабо-тонического стиха
Название размера определяется типом стопы, которая берется за основу соизмеримости стихов, и числом раз ее возможного повторения в стихе. Основные стопы, а следовательно и размеры, существуют дву- и трехсложные. К двусложным относятся:
Ямб - стопа, в которой первый слог безударный, второй - ударный.
Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге.
Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге.