Понятие – стихосложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Стихотворная форма поэтической речи представлена в ряде самых выдающихся произведений мировой литературы. С нею связаны классические образцы античного эпоса, трагедии, комедии. Стихотворная форма характерна для эпоса в народном творчестве. Стихами написаны и многие великие драматические творения Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Пушкина. Лирические же и лиро-эпические произведения вообще создаются, как правило, в стихотворной форме. Таким образом, значение стиха в развитии искусства слова очень велико.

Файлы: 1 файл

контр.по литераведен..docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

 

Введение 

 

Стихотворная форма поэтической  речи представлена в ряде самых выдающихся произведений мировой литературы. С  нею связаны классические образцы  античного эпоса, трагедии, комедии.

Стихотворная форма характерна для эпоса в народном творчестве. Стихами написаны и многие великие  драматические творения Шекспира, Мольера, Шиллера, Грибоедова, Пушкина.

Лирические же и лиро-эпические  произведения вообще создаются, как  правило, в стихотворной форме. Таким  образом, значение стиха в развитии искусства слова очень велико.

Цель контрольной работы - рассмотреть сущность стихотворения.

В соответствии с данной целью были определены следующие  задачи:

. Рассмотреть понятие  стихотворения.

. Рассмотреть системы  стихосложения.

. Раскрыть стихотворные  размеры.

Объект контрольной работы - стихотворение.

Предмет - стихотворные размеры.

Следует, однако, заметить, что  стихотворная форма требуется и  может быть с успехом применена  далеко не во всяком произведении.

Она представляет собой особо  повышенный в эмоциональном отношении  строй поэтической речи. Ей органически  свойствен лиризм (который так  или иначе сказывается в каждом стихотворном произведении).

Понятно поэтому, что, например, в произведениях, требующих строго объективных форм повествования, стихотворная речь, как правило, не может способствовать раскрытию содержания так полно, как художественная проза. Специфика  развития в литературе стиха и  художественной прозы неразрывно связана  с особенностями развития жанров литературного произведения/

Литературная стихотворная речь не была изобретением какого-то поэта  или поэтов, в какой-то стране, в  какую-то эпоху.

Во всех национальных литературах  она возникла самостоятельно, на основе одной и той же общей и давней традиции. Эта была традиция народных песен, которые тоже отличаются стихотворной ритмичностью своего словесного строя.

1.Таким образом можно сформулировать понятие, определение-стихотворения.

 

Стихи это ряд, строка или  художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые  воспринимаются как сопоставимые

 

и соизмеримые. Противоположное  понятие - проза. Народный русский стих, стихотворные формы, употребительные  в устной народной поэзии.

Свободный стих, верлибр, стих, не имеющий метра и рифмы и  отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки.

Стихи - это образно-выразительная  система речи, основанная на художественном использовании в ней возможностей ритма. Ритмом называется непрерывно равномерное  и отчетливо ощутимое следование в поэтической речи соразмерных  отрезков, придающее ей особую выразительность.

Стихи - это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. В литературном тексте каждый такой  ряд слов (стих) пишется (печатается) отдельной строкой. Если песню записать на бумаге такими отдельными ритмически выделенными строками, то она превратится  в стихотворение. Но при этом оно  потеряет свою связь с голосовой, музыкальной мелодией, являющейся основой  песни. Значит, литературные стихи стали  создаваться по образцу стихов народных песен, заимствовали из них свое ритмическое  членение.

Виды стихов - существует большое количество видов стихов анациклический, духовный, иперметрический, александрийский, вольный, свободный, говорной, декламационный, акцентный, раешный, сапфический, былинный, героический, аристофанов, фалекейский, белый, адонический, каталектический, женский и другие.

Стихотворение - написанное стихами художественное произведение, небольшое по объему, организовано по правилам, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи в той или иной системе  стихосложения.

Стихотворную форму имеют  следующие жанры:

поэма

ода

эпиграмма

баллада

элегия 

Поэтические тексты стихов связаны друг с другом в определенном порядке с помощью фонических признаков, например рифмой.

На звучание стиха влияет цезура - постоянный словораздел, делящий  стих на полустишия.

В коротких размерах она  обычно не употреблялась - их ритмический  строй легко улавливается слухом. Но в длинных стихах без цезуры слух уже с напряжением улавливает ритмическую инерцию. Цезура - ритмическая  опора для слуха.

2. Системы стихосложения

Основной принцип античного  стихосложения определился путем  учета различия между краткими и  долгими слогами, свойственными  греческому и латинскому языкам. Время, требующееся для произнесения краткого слога, называлось мерой. Для произнесения долгого нужно было две моры. Учет различия между этими слогами, а  также и учет особенностей расположения их в словах создал возможность такого сочетания слов, в котором отчетливо  выделялось повторение то или иное число раз подряд определенного  сочетания долгих и кратких слогов. Отрезки речи, в которых однотипные сочетания этого рода повторялись  одинаковое число раз, и образовали стихи. Разновидности таких сочетаний  кратких и долгих слогов называются стопами, а число раз, которое  они повторяются в стихе - метром, или размером (откуда и понятие - метрическое стихосложение).

Виды стоп в античном стихосложении  отличаются огромным разнообразием, и  число их очень велико. Вот лишь некоторые из дву- и трехсложных  стоп античного стихосложения:

Ямб - стопа, состоящая из краткого и долгого слогов.

Хорей, называемый также  трохеем, составляется из долгого и  краткого слогов.

Пиррихий составляется из двух кратких слогов.

Спондей - из двух долгих.

Анапест- трехсложная стопа, которая состоит из двух кратких  и одного долгого слогов.

Амфибрахий образуется кратким, долгим и снова кратким слогами.

Дактиль содержит один долгий и два следующих за ним кратких  слога.

По характеру своего звучания стоны античного стихосложения  различались, кроме того, как восходящие (смена кратких слогов долгими, например ямб, анапест) и нисходящие (переход  от долгих слогов к кратким-хорей, дактиль). С этой точки зрения такие, например, стопы, как пиррихий, спондей и  некоторые другие (трибрахий, дипиррихий, диспондей и т. п.), являются как  бы нейтральными. Поэтому, в частности, спондей нередко использовался  как вспомогательная стопа для  замены дактиля. Такого рода замены одних  стоп другими были возможны при условии  одинакового числа в них мор (и дактиль, и спондей имеют  их по четыре) и практиковались в  античном стихосложении, что позволяло  в значительной мере разнообразить  ритмику стиха.

 

В сложных размерах, состоящих  из большого количества стоп, ритм усиливался цезурой.

Среди многочисленных и разнообразных  размеров античного стиха особо  следует отметить гекзаметр, пентаметр  и т р и метр. Гекзаметр широко

 

применялся и в античном эпосе и лирике. Триметр применялся главным образом в диалоге  античной трагедии и комедии. Сочетание  гекзаметра с пентаметром постоянно  применялось в так называемой элегической поэзии.

Гекзаметр представляет собой  стих, состоящий из пяти дактилических  стол и последней - хореической. Некоторые  из дактилических стоп в гекзаметре (кроме пятой) могли заменяться спондеем. Цезура в гекзаметре чаще всего следовала  после долгого слога третьей  дактилической или заменяющей ее стопы спондея, но ее расположение могло  быть и другим.

Пентаметр всегда разделялся цезурой на два равных полустишия, состоящих каждое из двух дактилических  стоп и одного долгого слога в  конце.

Триметр - шестистопный ямб, в котором цезура располагалась  различно. Полностью передать на русском  языке звучание античных стихов невозможно, так как в русском языке  нет различия слогов по долготе образующих их гласных. Однако русские поэты  создали стихотворные формы, очень  отчетливо передающие интонационный  строй гекзаметра, пентаметра, триметра и некоторых других античных размеров. Это и дало возможность им с  достаточной полнотой ознакомить читателей  с великими творениями классиков  античной литературы.

Стихи (одного, а чаще разных размеров) нередко объединялись в  сочетания, образующие определенное целое, которые повторялись в стихотворении  то или иное число раз. Такие сочетания  стихов называются строфами. Строфы не были характерны для эпоса и драмы. Но в лирике строение стихотворения  чаще всего было строфическим. Кроме  элегического двустишия, существовал  ряд других разновидностей строф. Особенно сложным строением отличались строфы стихотворений, предназначенных для  хорового исполнения.

Своеобразие античного стиха  во многом было обусловлено его близостью  к музыке. Эти стихи обычно или  читались под музыкальный аккомпанемент, или пелись без него. При этом и в тех случаях, когда стих не пелся, а декламировался, он все  равно сохранял близость к музыке в силу самой специфики ритма  речи, основанного на соотношении  слогов по их долготе.

Рассмотренные здесь формы  ритмической организации стихотворной речи, выработанные в античной литературе, стали классическим образцом для  ряда последующих систем стихосложения  в литературе позднейшего времени.

 

Дальнейшее развитие стихосложения  пошло в литературах различных  народов по-разному, в зависимости  от специфики национальных языков и  тех особых задач, которые вставали в этих литературах в соответствии с национальным своеобразием их исторического  развития.

  • Силлабическая система стихосложения (от греч. Syllabe - слог)

Система построения стиха, в  основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в  каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати  и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в 

 

стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе  произведения были религиозно-моральной  направленности и имели поучающий  характер, яркий пример чему - творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.

Но существовали и свои исключения: поэт-силлабик молдавского  происхождения Антиох Кантемир писал  сатирические стихи, частенько направляя  свои стрелы против фигур церкви и  высшего света. Он ратовал за оживление  силлабического стиха, использовал  различные ритмические приемы, пытался  создать новую систему стихосложения, отойти от силлабики.

Принцип равносложия был  присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными  слогами в слове (во французском - за последним, в польском - за предпоследнем, в чешском - за первым и т.д.). Но для  языков, в которых, как в русском  языке, ударения падали на различные  по месту их нахождения слоги (так  называемое беглое ударение), силлабическая  система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соизмеримости  стихов она создать не могла.

Но данная система оставила в дар более поздним системам довольно большое наследие. Так, женская  рифма, единственно допустимая в  силлабике, занимает сегодня очень  прочные позиции; смежная рифмовка, которая одна могла соединять  строки-предложения в стихи.

Можно сказать, что заимствование  данной системы у других народов  стало просто революционным событием для русского стихосложения. На пустое поле, по которому лишь бродили многочисленные представители народного песенного  стиха, вступила готовая система, сумевшая практически из ничего создать литературу и дать множество достойных поэтов.

  • Тоническая система стиха (от греч. Tonos - напряжение, ударение)

Система стихосложения, в  которой ритмичность создается  упорядоченностью расположения ударных  слогов среди безударных. Внутри тонического  стихосложения различается чисто  тоническое

 

стихосложение, в котором  учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе. В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как  систему, отличную от силлабического стиха.

  • Силлабо-тоническая система стихосложения (от греч. Syllabe - слог и греч. Tonos - напряжение, ударение)

Основой соизмеримости стихов в силлабо-тоническом стихосложении  является одинаковое количество в них  определенных стоп. Количество одинаковых стоп в стихе образует размер силлабо-тонических стихов.

Стопой в силлабо-тоническом стихосложении называется такое  сочетание ударного слога с одним  или двумя безударными, которое, в силу особенностей соотношения  в словах русского языка ударных  и безударных слогов, может в 

 

различных словосочетаниях  повторяться определенное число  раз, достаточное для образования  определенного размера стиха.

Основные стопы и размеры  силлабо-тонического стиха

Название размера определяется типом стопы, которая берется  за основу соизмеримости стихов, и  числом раз ее возможного повторения в стихе. Основные стопы, а следовательно  и размеры, существуют дву- и трехсложные. К двусложным относятся:

Ямб - стопа, в которой  первый слог безударный, второй - ударный.

Хорей - двусложная стопа  с ударением на первом слоге.

Анапест - трехсложная стопа  с ударением на третьем слоге.

Информация о работе Понятие – стихосложения