Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:31, реферат
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и роман Лермонтова «Герой нашего времени» - вершины русской литературы первой половины 19 века. В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века.
I. Введение. Проблема героя времени в русской литературе………………….3
II. Основная часть. Портрет поколений в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова………………………………………………………………….4
1. Евгений Онегин – типичный представитель дворянской молодежи...4
2. Григорий Печорин – герой своего времени……………………………9
III. Заключение. Онегин и Печорин - лучшие художественные герои своей эпохи………………………………………………………………..…………….14
IV. Список используемой литературы…………………………………………17
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «ПУЩИНО»
РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: Портрет
поколения в произведениях А.С.
Автор: ученица 9Б класса
Кочеткова Дарья
Реферат допущен к защите
с предварительной оценкой
________________________
Руководитель-консультант:
Гальцева О.В.
2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение. Проблема героя времени в русской литературе………………….3
II. Основная часть. Портрет поколений
в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова…………………………………………
1. Евгений Онегин – типичный представитель дворянской молодежи...4
2. Григорий Печорин –
герой своего времени…………………………
III. Заключение. Онегин и Печорин
- лучшие художественные герои своей эпохи……………………………………………………………….
IV. Список используемой литературы…………………………………………17
I. Введение. Проблема героя времени в русской литературе.
А.И.Герцен
Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор. Эта проблема интересует и волнует меня с тех самых пор, когда я впервые открыла произведения Пушкина и Лермонтова. Вот почему я решила обратиться к этой теме в моем реферате.
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и роман Лермонтова «Герой нашего времени» - вершины русской литературы первой половины 19 века. В девятнадцатом веке в России господствовал самодержавно-крепостнический строй. В условиях этого строя положение народа было невыносимым; трагичной оказывалась судьба передовых мыслящих людей. Богато одаренные от природы люди погибали в его душной атмосфере или были обречены на бездействие. Эти люди с прогрессивными взглядами слишком рано появились на арене общественной жизни, для их появления еще не было благоприятных условий, они были «лишними» в жизни, а потому погибали. Это и нашло отражение в произведениях передовых писателей девятнадцатого века. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» – лучшие художественные произведения своей эпохи.
В центре событий люди из высшего общества, которые не могут найти
применение своим способностям и умениям, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества. Печорин и Онегин – типичные образцы молодежи того времени, выращенные обществом, со всей его чопорностью, меркантильностью и франтовством. Но все же они – персонажи сопротивляющиеся, стремящиеся совершать свои поступки независимо от навязанных им рамок: они - «лишние», они – личности, выделяющиеся своими мыслями и поступками среди чиновничьей великосветской массы.
II. Основная часть. Портрет поколений в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 1.«Евгений Онегин» - типичный представитель дворянской молодежи.
«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».
В.Г. Белинский
Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт хотел создать такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типичный образ. Онегин – является современником, как автора, так и декабристов.
Онегина не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью из-за общественно-политических условий. Онегин, «страдающий эгоист», - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». Онегин «был не из числа обыкновенных людей». Русское дворянство того времени было сословием земле- и душевладельцев. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный ...
Но богатство также связано с разорением и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». Но, к сожалению, таких людей было немного.
Причиной образования долгов было не только стремление «жить по-дворянски», но и потребность иметь в своем распоряжении свободные деньги. Эти деньги получали путем закладывания имений. Жить на средства, полученные при закладывании имения, и называлось жить долгами. Получение наследства было не последним средством поправить расстроенные дела. Молодость, время надежд на наследство, была как бы узаконенным периодом долгов, от которых во второй половине жизни следовало освободиться, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.
Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин, как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. Но в этом случае показана новая традиция - отказ приобрел форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так Онегин и ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей.
Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок рано ложиться и рано вставать, подчиняться которому должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма. А вот мода вставать как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами.
Излюбленными местами для прогулок были Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар». В послеобеденное время, в промежуток между рестораном и балом, Онегин посещал театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.
Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Человек, привыкший к труду, нашел бы там для себя огромное поле деятельности, что герой и попытался сделать:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил...
Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Их дружба основывалась взаимодополнении друг друга. В Ленском Онегин видит себя в прошлом, но сейчас он переменился. Его уже не привлекают ни балы, ни шумные вечера, ни праздники - ему по душе одиночество. Несходство характеров героев лишь усиливает их взаимную симпатию. Их сближает понимание личности человека. Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей. Ленский - непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки, его романтическая душа повсюду ищет прекрасное, он наивно находит родную душу в Ольге, самой обыкновенной девушке. Онегин не умеет дружить, но ему нравилось общество Ленского – он чувствовал себя учителем, наставником, видел свои черты. Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью.
Дуэль подразумевала строгость соблюдения правил, что достигалось обращением к авторитету знатоков. Онегин и Зарецкий нарушают правила дуэли. Первый - чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против своей воли, в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную историю. Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В онегенскую пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:
Поэт, задумчивый мечтатель
Убит приятельской рукой!
Татьяна Ларина была идеалом Онегина и Пушкина. Встретились два человека, которые могли дать друг другу счастье. Но Онегин не верит в любовь и счастье. Годы, прожитые в фальшивом мире, не прошли для него даром. После стольких лет жизни во лжи Евгений не может отдаться своему счастью. Этим и объясняется его трагическое непонимание Татьяны. Получив письмо от нее, он обманывается и сам. Герой мертв душой. Он испугался волнений любви, страданий. Конечно, он мог бы насладиться любовью Татьяны, но он не обычный светский человек, он все-таки выше этих людей,
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел...
То верно б, кроме вас одной,
Невесты не искал иной...
В этих строках больше возможности для понимания Онегина. Значит, именно такая девушка, как Татьяна была когда-то идеалом Евгения, но свет убил в нем все идеалы. В Татьяне есть прямота души, сила чувства, искренность, нежность и любящее сердце, что всегда ценно в человеке.
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
Евгений хотел мучений Татьяны, так как и сам он, иссушен и измучен безответной любовью. Но нет, он узнает, что любим, любим благороднейшей из женщин, и это заставляет его страдать. Герой поступил как благородный человек, отпустив возлюбленную, потому что счастливой жизни с ним она бы не нашла. Но с другой стороны Онегина можно назвать трусом – он не попытался построить счастья с Татьяной, испугавшись своих же чувств. «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина. «Онегин, добрый мой приятель...» - говорит Пушкин о своем герое в начале романа. Благожелательность, искренняя симпатия и в дальнейшем - на протяжении всего повествования будут доминировать в отношении автора к Онегину. Пушкин вводит Евгения в круг своих друзей, комментирует его поступки, предостерегает читателя от поспешных оценок. Автор не похож на своего героя, но в его отношении к Евгению нет высокомерия. Напротив, поэт стремится быть к нему справедливым. В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. В рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», — сказал В. Г. Белинский об авторе «Евгения Онегина».
Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.
2.«Герой нашего времени». Григорий Печорин – герой своего времени.
«В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть
искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»
В.Г. Белинский
Печорин – герой совсем
иного переходного времени, представитель
дворянской молодежи, вступивший в
жизнь после разгрома декабристов.
Г.А. Печорин – одно из главных
художественных открытий М.Ю. Лермонтова.
В нем получили свои художественное
выражение коренные особенности
последекабристской эпохи. В образе
и типе Печорина запечатлено разительное
несоответствие внешнему и внутреннему
миру. Отсутствие высоких общественных
идеалов - яркая черта этого
Объясняя цель создания романа,
М.Ю. Лермонтов еще в предисловии
дает понять, чем для него является
образ Печорина: «Герой нашего времени
милостивые государи мои, точно портрет,
но не одного человека: это портрет,
составленный из пороков всего нашего
поколения, в полном их развитии». Автор
ставил перед собой задачу, желая
отобразить на страницах романа, героя
своего времени. И вот перед нами
Печорин – трагичная личность,
молодой человек, страдающий от своей
неприкаянности, в отчаянии задающий
себе вопрос «Зачем я жил? Для какой
цели я родился?». В изображении
Лермонтова, Печорин – человек
вполне определенного времени. Это
дворянин-интеллигент