Пословицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение.

Файлы: 1 файл

Что такое пословица.docx

— 28.13 Кб (Скачать файл)

 Что такое  пословица? Определение жанра. Общая  характеристика 

 Пословицы и поговорки представляют собой  сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «  А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке  нашей! Что за золото!» - так говорил  о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления  окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому  в текстах пословицы и поговорки  приобретают особое значение. Они  не только усиливают выразительность  речи, придают остроту, углубляют  содержание, но и помогают найти  путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. 

 Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. 

 Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и  заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни. 

 Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором  выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она  отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято  большинством людей, их мыслями и  чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает  свой конкретный смысл. 
 

 Созданные в веках, переходя от поколения к  поколению, пословицы и поговорки  поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого  простого человека. Это выражение  мыслей, к которым пришел народ  через вековой опыт. Пословица  всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который  полезно принять к сведенью. 

 Определение поговорки. Как отличить пословицу  от поговорки? 

 Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие  от пословиц, поговорки лишены прямого  обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Но, поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально- экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Поговорка и существует в речи ради того, чтобы выражать именно и, прежде всего чувства говорящего. Так, поговорка осуждает работу, которую делают грубо, как придется, кое-как: «Вали кулем, потом разберем». 

 Пословицы следует отличать от поговорок. Главной  особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое  содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного  характера. Иногда очень трудно отличить пословицу от поговорки или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицей, и в случае присоединения к  ней одного слова или изменения  порядка слов поговорка становится пословицей. В устной речи поговорки  часто становятся пословицами, а  пословицы – поговорками. Например, пословица Легко чужими руками жар  загребать часто употребляется, как поговорка Чужими руками жар  загребать, то есть образное изображение  любителя чужого труда. 

 Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного  значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все  свойства языковых явлений. Таково выражение  свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки  связывают с военным строем древних  славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские  летописи. Со временем был утрачен  смысл, вкладываемый в это выражение  в древности. 

 Разницу между ними народ выразил в  пословице: поговорка - цветочек, а пословица - ягодка», указывая на то, что поговорка - это что-то незаконченное, имеющее  намек на суждение 

 пословица поговорка жанр афоризм 

 Происхождение и история жанра 

 Трудно  сказать, с каких времен среди  народа начали ходить пословицы - устные краткие изречение на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения  первых поговорок - метких речений, которые  способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных  пояснений. 

 Неоспоримо  одно: и пословицы, и поговорки  возникли в отделенной древности  и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы и  поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое  изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. 

 Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось  с образом жизни и мыслями  множества людей – такое изречение  могло существовать тысячелетия, переход  из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное –  твердая истина. Прислушайтесь, как  определенно и категорично звучат они: « Что посеешь, то и пожмешь», «Звонки бубны за горами, а к  нам придут, как лукошко», « В  чужой монастырь со своим уставом  не ходят». 

 Люди, создавшие  пословицы, не знали грамоты, и не было у простого народа иного способа  хранить свой жизненный опыт и  свой наблюдения. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы увидим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и  противоречиях, более того, они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов. Пословица  призывает следовать ее мудростям, даже говорят: «Как пословица говорит, так и действуй». Пословица вселяет  уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. 

 Насильственное  крещение в христианскую веру легло  рубежом в народном сознании и  вызвало к жизни пословицу  «Добрыня крести мечом, Путята – огнем». Пословицы, появившиеся после крещения Руси, стали сочетать древнейшие языческие  представления с новой верой  – воедино соединились языческие  боги и христианские святые: «Егорий  и Влас – всему богатству глаз». В насмешку над старыми культовыми отправлениями, отличавшимися крайним  разнообразием в разных местностях, обращенные в новую веру сложили  пословицу «Церкви не овины, в  них образа все едины». 

 Веками  жили в народе пословицы, отражавшие зависимость крестьянина от светских и духовных феодалов: от князей и  монастырей. Не менее четко выразилась в пословицах непосредственная связь  крестьянского труда с природой и зависимость от ее капризов, прочность  сложившегося патриархального уклада в семье, в «мире» (общине). 

 В эпоху  сложившихся феодальных отношений  крестьянство стало крепостным. Появилось  много пословиц о крепостных порядках. Крестьяне, осознавшие свое бесправие, говорили: «Мирская шея толста» (вынесет  много). 

 Нашествие татаро-монгольских завоевателей обострило  чувство связи с родной землей. Многочисленные патриотические пословицы  русского народа восходят ко временам жестоких битв древней Руси за независимость: «С родной земли – умри, но не сходи». 

 Рост  городов и развитие торговли оказывали  сильное влияние на деревню: «И дорог  товар из земли растет». Вступление на путь товарно-денежных отношений, превращение  крестьян в товаропроизводителей отразились в тысячах пословиц, проницательно  вскрывающих безжалостные законы рынка: «Денежка не бог, а полбога есть». «Деньгам все повинуется». 

 В пословицах отразился не только «большой» мир  важнейших общественных отношений, но и мир «малый» - жизнь частная, отношения людей друг к другу  в семье, в домашней жизни. Женил  ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал  ли вора, сокрушался ли о здоровье близких, размышлял ли о скоротечности  жизни – на все случаи были пословицы. 

 Многие  удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. «Счастливые  часов не наблюдают», «Как не порадеть родному человеку», «Молчалины блаженствуют на свете», «Не поздоровиться от эдаких похвал», «Числом поболее, ценою  подешевле» – вот несколько изречений  из комедии А.С. Грибоедова «Горе  от ума», бытующих в языке в качестве пословиц. Любви все возрасты покорны; Мы все глядим в Наполеоны; Что  пройдет, то будет мило; А счастье  было так возможно - все эти строки из произведений А. С. Пушкина часто  можно слышать в устной речи. Человек, восклицающий: «Есть еще порох  в пороховницах!» – может иногда не знать, что это слова из повести  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 

 И.А. Крылов, опиравшийся в своем творчестве на живой разговорный язык и часто  вводивший народные пословицы и  поговорки в свои басни, сам создал немало пословичных выражений: «А Васька слушает, да ест»; «А воз и ныне там»; «А слона-то я и не приметил»; «Услужливый  дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»; «Чем кумушек считать, не лучше ль на себя, кума оборотиться?». 

 Другие  виды народных афоризмов 

 ПРИБАУТКА — шутливое народное приговорочное  выражение, острое или забавное слово, забавное сочетание слов, полное безобидного  юмора. Иногда называется «пустобайка». Прибаутка может существовать и  как короткий рассказ в виде расширенной  поговорки, может вплетаться в качестве самостоятельного произведения в устный рассказ, сказку, разговорную речь. Например, известная прибаутка: «Ах, как сладки гусиные лапки! - А ты их едал? - Нет, не едал, но мой дядя видал, как наш барин едал». Или в  одном из вариантов сказки про  Колобка 

 Я по коробу скребен, 

 По сусеку метен, 

 На сметане  мешон, 

 Да в  масле пряжон, 

 На окошке стужон; 

 Я у дедушки  ушел, 

 Я у бабушки  ушел, 

 У тебя, зайца, не хитро уйти! 

 Во многих местах России прибаутками называют частушки. Прибаутки представлены в  знаменитом сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» в специальном  разделе «Приговорки - прибаутки». Наиболее примечательные среди них: «Не для  чего иного, как прочего другого»; «Не для компанства, а ради приятства»; «Небылица в лицах, найдена в  старых светлицах, оберчена в черных тряпицах»; «Жил-был журавль с  журавлихой, поставили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?»; «Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны, коза в сером сарафане, корова в рогоже, всех дороже». 

 ЧАСТУШКА  — короткая (преимущественно четырехстрочная) рифмованная народная песня (вне  зависимости от того, быстро или  протяжно она поется). Как новый  по содержанию и форме жанр устного  народного творчества, частушки возникли во второй половине XIX века. Слово «частушка» в литературу вошло из очерка Г.И. Успенского «Новые народные стишки» (1889), где впервые был дан краткий  анализ нового явления в народной песенной культуре. При общей характеристике содержания частушек их обычно называют молодежным жанром, потому, что поется в них чаще всего о том, что занимает и волнует молодых людей от подросткового возраста до женитьбы. Пожилые люди относились к частушкам как к несерьезным песням, но шло время, молодые старели, однако не забывали песен своей юности и молодости, и постепенно частушка у русского населения становилась песней всех возрастов. Эти лирические песенки сочинялись и исполнялись как живой отклик на различные жизненные ситуации. В разных географических районах России существовали свои традиции исполнения, которые отличались не только по областям, но и по городам, селам, деревням. Частушки тесно связаны с другими фольклорными жанрами - пословицами, поговорками, плясовыми и хороводными песнями; в них часто используются сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. Вот некоторые примеры народных частушек: 

 Поработай, поработай,  

 Мой конек  вороненький:  

 Обрабатывай, паши  

 Этот  луг зелененький. 

 Ягодиночка  на льдиночке, 

 А я на берегу. 

 Перебрось мне две жердиночки - 

 К. тебе перебегу! 

Информация о работе Пословицы