Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:20, реферат
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение.
Что такое
пословица? Определение жанра. Общая
характеристика
Пословицы
и поговорки представляют собой
сгустки народной мудрости, они выражают
истину, проверенную многовековой историей
народа, опытом многих поколений. «
А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!» - так говорил
о русских пословицах А.С. Пушкин.
«Пословица недаром молвится», - гласит
народная мудрость. В них выражены
радость и горе, гнев и печаль,
любовь и ненависть, ирония и юмор.
Они обобщают различные явления
окружающей нас действительности, помогают
понять историю нашего народа. Поэтому
в текстах пословицы и
Пословица
представляет собой краткое, ритмически
организованное, устойчивое в речи
образное изречение.
Пословица
составляет достояние целого народа
или значительной части его и
заключает в себе общее суждение
или наставление на какой-нибудь
случай жизни.
Пословица
- самый любопытный жанр фольклора,
изучаемый многими учеными, но во
многом оставшийся непонятным и загадочным.
Пословица - народное изречение, в котором
выражается не мнение отдельных людей,
а народная оценка, народный ум. Она
отражает духовный облик народа, стремления
и идеалы, суждения о самых разных
сторонах жизни. Все, что не принято
большинством людей, их мыслями и
чувствами, не приживается и отсеивается.
Пословица живет в речи, только
в ней емкая пословица
Созданные
в веках, переходя от поколения к
поколению, пословицы и поговорки
поддерживали уклад народной жизни,
крепили духовный и нравственный
облик народа. Это как заповеди
народа, регламентирующие жизнь каждого
простого человека. Это выражение
мыслей, к которым пришел народ
через вековой опыт. Пословица
всегда поучительна, но не всегда назидательна.
Однако из каждой следует вывод, который
полезно принять к сведенью.
Определение
поговорки. Как отличить пословицу
от поговорки?
Поговорка
это широко распространенное образное
выражение, метко определяющее какое-либо
жизненное явление. В отличие
от пословиц, поговорки лишены прямого
обобщенного поучительного смысла
и ограничиваются образным, часто иносказательным
выражением: легок на помине, как снег
на голову, бить баклуши - все это типичные
поговорки, лишенные характера законченного
суждения. Но, поговорка в еще большей
степени, чем пословица, передает эмоционально-
экспрессивную оценку разных жизненных
явлений. Поговорка и существует в речи
ради того, чтобы выражать именно и, прежде
всего чувства говорящего. Так, поговорка
осуждает работу, которую делают грубо,
как придется, кое-как: «Вали кулем, потом
разберем».
Пословицы
следует отличать от поговорок. Главной
особенностью пословицы является ее
законченность и дидактическое
содержание. Поговорка отличается незавершенностью
умозаключения, отсутствием поучительного
характера. Иногда очень трудно отличить
пословицу от поговорки или провести
четкую грань между этими жанрами.
Поговорка граничит с пословицей,
и в случае присоединения к
ней одного слова или изменения
порядка слов поговорка становится
пословицей. В устной речи поговорки
часто становятся пословицами, а
пословицы – поговорками. Например,
пословица Легко чужими руками жар
загребать часто употребляется,
как поговорка Чужими руками жар
загребать, то есть образное изображение
любителя чужого труда.
Поговорки
в силу своей особенности образных
выражений чаще, чем пословицы, сближаются
с языковыми явлениями. В поговорках
больше национального, общенародного
значения и смысла, чем в пословицах.
Поговоркам часто присущи все
свойства языковых явлений. Таково выражение
свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь
неприятность. Происхождение этой поговорки
связывают с военным строем древних
славян. Дружина становилась «клином»,
наподобие кабаньей головы, или «свиньей»,
как называли этот строй русские
летописи. Со временем был утрачен
смысл, вкладываемый в это выражение
в древности.
Разницу
между ними народ выразил в
пословице: поговорка - цветочек, а пословица
- ягодка», указывая на то, что поговорка
- это что-то незаконченное, имеющее
намек на суждение
пословица
поговорка жанр афоризм
Происхождение
и история жанра
Трудно
сказать, с каких времен среди
народа начали ходить пословицы - устные
краткие изречение на самые разные
темы. Неизвестно и время возникновения
первых поговорок - метких речений, которые
способны в разговоре выразительно
и точно охарактеризовать что-либо
без помощи утомительных и сложных
пояснений.
Неоспоримо
одно: и пословицы, и поговорки
возникли в отделенной древности
и с той поры сопутствуют народу
на всем протяжений его историй. Особые
свойства сделали пословицы и
поговорки столь стойкими и необходимыми
в быту и речи. Пословица не простое
изречение. Она выражает мнение народа.
В ней заключена народная оценка
жизни, наблюдения народного ума.
Не всякое
изречение становилось
Люди, создавшие
пословицы, не знали грамоты, и не
было у простого народа иного способа
хранить свой жизненный опыт и
свой наблюдения. Если взять народные
пословицы во всей их совокупности,
то мы увидим, что они отражают менталитет
народа во всем его разнообразии и
противоречиях, более того, они являются
важной частью народных черт, образа жизни,
его моральных стандартов. Пословица
призывает следовать ее мудростям,
даже говорят: «Как пословица говорит,
так и действуй». Пословица вселяет
уверенность в людях в том,
что опыт народа ничего не пропускает
и ничего не забывает. Пословица - едва
ли не первое блистательное проявление
творчества народа.
Насильственное
крещение в христианскую веру легло
рубежом в народном сознании и
вызвало к жизни пословицу
«Добрыня крести мечом, Путята – огнем».
Пословицы, появившиеся после крещения
Руси, стали сочетать древнейшие языческие
представления с новой верой
– воедино соединились
Веками
жили в народе пословицы, отражавшие
зависимость крестьянина от светских
и духовных феодалов: от князей и
монастырей. Не менее четко выразилась
в пословицах непосредственная связь
крестьянского труда с природой
и зависимость от ее капризов, прочность
сложившегося патриархального уклада
в семье, в «мире» (общине).
В эпоху
сложившихся феодальных отношений
крестьянство стало крепостным. Появилось
много пословиц о крепостных порядках.
Крестьяне, осознавшие свое бесправие,
говорили: «Мирская шея толста» (вынесет
много).
Нашествие
татаро-монгольских
Рост
городов и развитие торговли оказывали
сильное влияние на деревню: «И дорог
товар из земли растет». Вступление
на путь товарно-денежных отношений, превращение
крестьян в товаропроизводителей отразились
в тысячах пословиц, проницательно
вскрывающих безжалостные законы рынка:
«Денежка не бог, а полбога есть».
«Деньгам все повинуется».
В пословицах
отразился не только «большой» мир
важнейших общественных отношений,
но и мир «малый» - жизнь частная,
отношения людей друг к другу
в семье, в домашней жизни. Женил
ли крестьянин или горожанин сына,
выдавал ли замуж дочь, наказывал
ли вора, сокрушался ли о здоровье близких,
размышлял ли о скоротечности
жизни – на все случаи были пословицы.
Многие
удачные выражения из произведений
художественной литературы становятся
пословицами и поговорками. «Счастливые
часов не наблюдают», «Как не порадеть
родному человеку», «Молчалины блаженствуют
на свете», «Не поздоровиться от
эдаких похвал», «Числом поболее, ценою
подешевле» – вот несколько изречений
из комедии А.С. Грибоедова «Горе
от ума», бытующих в языке в качестве
пословиц. Любви все возрасты покорны;
Мы все глядим в Наполеоны; Что
пройдет, то будет мило; А счастье
было так возможно - все эти строки
из произведений А. С. Пушкина часто
можно слышать в устной речи. Человек,
восклицающий: «Есть еще порох
в пороховницах!» – может
И.А. Крылов,
опиравшийся в своем творчестве
на живой разговорный язык и часто
вводивший народные пословицы и
поговорки в свои басни, сам создал
немало пословичных выражений: «А Васька
слушает, да ест»; «А воз и ныне там»;
«А слона-то я и не приметил»; «Услужливый
дурак опаснее врага»; «Кукушка хвалит
петуха за то, что хвалит он кукушку»;
«Чем кумушек считать, не лучше ль
на себя, кума оборотиться?».
Другие
виды народных афоризмов
ПРИБАУТКА
— шутливое народное приговорочное
выражение, острое или забавное слово,
забавное сочетание слов, полное безобидного
юмора. Иногда называется «пустобайка».
Прибаутка может существовать и
как короткий рассказ в виде расширенной
поговорки, может вплетаться в качестве
самостоятельного произведения в устный
рассказ, сказку, разговорную речь.
Например, известная прибаутка: «Ах,
как сладки гусиные лапки! - А ты
их едал? - Нет, не едал, но мой дядя видал,
как наш барин едал». Или в
одном из вариантов сказки про
Колобка
Я по коробу
скребен,
По сусеку
метен,
На сметане
мешон,
Да в
масле пряжон,
На окошке
стужон;
Я у дедушки
ушел,
Я у бабушки
ушел,
У тебя,
зайца, не хитро уйти!
Во многих
местах России прибаутками называют
частушки. Прибаутки представлены в
знаменитом сборнике В.И. Даля «Пословицы
русского народа» в специальном
разделе «Приговорки - прибаутки». Наиболее
примечательные среди них: «Не для
чего иного, как прочего другого»;
«Не для компанства, а ради приятства»;
«Небылица в лицах, найдена в
старых светлицах, оберчена в черных
тряпицах»; «Жил-был журавль с
журавлихой, поставили они стожок
сенца - не сказать ли опять с конца?»;
«Гуси в гусли, утки в дудки, вороны
в коробы, тараканы в барабаны, коза
в сером сарафане, корова в рогоже,
всех дороже».
ЧАСТУШКА
— короткая (преимущественно
Поработай,
поработай,
Мой конек
вороненький:
Обрабатывай,
паши
Этот
луг зелененький.
Ягодиночка
на льдиночке,
А я на
берегу.
Перебрось
мне две жердиночки -
К. тебе
перебегу!