Повесть "Казаки" Л.Н. Толского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

В повести "Казаки" нашли отражение впечатления Толстого от его трехлетней службы на Кавказе. В 1851 году он отправился туда к старшему брату Николаю, офицеру действующей армии, и почти три года прожил в казацкой станице на берегу Терека. "Казаки" - по праву называют главным произведением Л.Н.Толстого 1850-х годов, над которым он работал, с перерывами, 10 лет. Главный герой повести, Дмитрий Оленин, близок автору и по духовному опыту, и по нравственным устремлениям. Как и Толстой, он оказывается на Кавказе в попытке начать новую жизнь, "в которой уже не будет больше ошибок, не будет раскаяния, а наверное будет одно счастье".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.77 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Роль повести "Казаки" в творчестве Л.Н.Толстого

 

    Будущность России — казачество:

    свобода, равенство и  обязательная 

    военная служба каждого...

    Л. Толстой

 

 Работая над "Казаками", Л.Н.Толстой записал в дневнике свои мысли о задачах искусства: "Дело искусства — отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы эти, по старому разделению, — характеры людей; но фокусы эти могут быть характеры сцен, народов, природы". "Характеры" народов и природы — эти стороны жизни чрезвычайно много значат в художественном повествовании "Казаков". Эпическое повествование о труде, веселье, войне казаков очень важно Толстому, таким образом раскрывается "характер народа".

Тургенев, считавший Оленина лишним лицом в "Казаках", был, конечно, не прав. Идейного конфликта повести  не было бы без Оленина. Но тот факт, что в жизни казачьей станицы  Оленин — лишнее лицо, что поэзия и правда этой жизни существуют и  выражаются независимо от него, — несомненно. Не только для существования, но и  для самосознания казачий мир  не нуждается в Оленине. Этот мир  прекрасен сам по себе и сам  для себя.

Эпически величавое описание истории  и быта гребенских казаков развертывается в первых главах повести вне какой-либо связи с историей жизни Оленина. Впоследствии — в столкновении казаков  с абреками, в замечательных сценах виноградной резки и станичного праздника — Оленин выступает  как сторонний, хотя и очень заинтересованный наблюдатель. Из уроков Ерошки познает  он и жизненную философию и  мораль этого поразительного и такого привлекательного для него мира.

Но странное дело: читая письма Толстого с Кавказа, мы не находим  в них ни того восхищения станичной  жизнью, ни того негодования против оставленного в России светского  общества, которое содержится в письмах  Оленина к приятелю. Все это  пришло к Толстому позднее. "Казаки" вобрали в себя и опыт участника  Севастопольской обороны, и стремление решить земельный вопрос, и любовь к яснополянской крестьянке Аксинье  Базыкиной. После Крымской кампании, после знакомства с кругом "Современника" и поездок за границу Толстой  шире понял свое прошлое, иначе обобщил  его факты.

Работа над "Казаками" заканчивалась  в те годы, когда жизнь русской  деревни особенно близко занимала Толстого. Он снова устроил тогда в Ясной  Поляне и в окрестных деревнях школы для крестьянских детей; как  мировой посредник отстаивал  интересы крестьян в реформе 1861 года; мечтал жениться на крестьянке и отказаться от барского образа жизни.

Как и прежде, его волновал и  тревожил вопрос: что же делать умному, чуткому и совестливому дворянину, если он недоволен своей средой, если его влечет жизнь общая, народная, если он не хочет чувствовать себя виноватым за социальные и нравственные пороки окружающего мира?

Свое открытие этого мира Толстой  переносит на страницы "Казаков", рисуя быт и нравы, характер целого народа, каким он сложился в своеобразных исторических условиях. Важно отметить, что в этой попытке пройти путь к народу совершенно отсутствуют  религиозные идеи, которые станут для Толстого столь существенными  в дальнейшем.

Сам Толстой в дневнике записал: "Странно будет, ежели даром  пройдет это мое обожание труда". В повести простая, близкая к  природе трудовая жизнь казаков  утверждается как социальный и нравственный идеал. Труд — необходимая и радостная  основа народной жизни, но труд не на помещичьей, а на своей земле. Так решал  Толстой самый злободневный вопрос той эпохи.

Позднее он развивал свою мысль о  вольной земле и говорил, что  на этой идее может быть основана русская  революция. В статье "Лев Толстой, как зеркало русской революции" В. И. Ленин писал, что в творчестве Толстого отразилось крестьянское "стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и  распорядки землевладения, расчистить землю, создать на месте полицейски-классового государства общежитие свободных  и равноправных мелких крестьян". Никто сильнее Толстого не выразил  в своем творчестве эту мечту  русского мужика, и никто больше его не строил утопических теорий, особенно в поздние годы, о мирных путях ее достижения.

Что же представляют собой в этом смысле "Казаки"? Мечту или действительность? Идиллию или реальную картину?

Очевидно, что патриархально-крестьянская идиллия живет лишь в воспоминаниях  Ерошки. И при первом знакомстве с Олениным, и потом много раз  он повторяет: "Прошло ты, мое времечко, не воротишься"; "Нынче уж и  казаков таких нету. Глядеть скверно..."

На ранних стадиях работы у Толстого являлась мысль — Ерошку, в облике которого особенно ярко воплотился жизненный  идеал казачьего мира, сделать  товарищем и однолеткой Кирки (будущий  Лукашка). В законченной повести  Ерошка — воплощение доживающей истории, живая легенда, чуждая новой станице. К нему относятся либо враждебно, либо насмешливо все, кроме Оленина  и Лукашки, племянника. Ерошка в свое время "прост" был, денег не считал; теперешний же типичный представитель  казачьего общества — хорунжий — оттягал сад у брата и ведет длинный политичный разговор с Олениным, чтобы выторговать лишнее за постой.

Свободная от крепостного права  казачья община не избежала развития новых отношений с их властью  чистогана и откровенной антигуманностью. Неслучайно, что человеческий, гуманный взгляд представляет в повести именно старик Ерошка. Он любит и жалеет всех: и убитого в разграбленном  ауле ребеночка, и джигита, застреленного  Лукашкой, и раненого зверя, и бабочку, по глупости летящую на огонь, и Оленина, которого девки не любят. Но сам он нелюбимый. "Нелюбимые мы с тобой, сироты!" — плача, говорит он Оленину.

Верный жизненной правде, писатель отказался от мысли рисовать в  повести казачью идиллию. В лаконичных и точных художественных зарисовках он представил конец казачьей станицы, рождение в ней новых нравов, раскрыл  трагедию ломки и уничтожения  патриархального крестьянства. По мере работы над повестью старик Ерошка все более стано вится критиком современности, утверждающим свое отношение  к миру — свободное, старокрестьянское. Гуманизм, человечность даны Ерошке как  бы самой природой и долгим жизненным  опытом. Оленин приобретает эти черты, борясь с самим собой и со своим  прошлым.

 

Сюжет рассказа Льва Толстого «Казаки»

 

Для Толстого как писателя, для  проблематики и поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской, светской и деревенской, близкой к природе жизни. Контраст искусственного городского и естественного  деревенского, природного, впервые  резко обозначенный в "Казаках", составляет главное содержание повести "Семейное счастье", очень многое определяет в "Войне и мире" и в "Анне Карениной", а в  романе "Воскресение" составляет исходную, ключевую мысль. Но именно в "Казаках" руссоистский идеал  не утверждается, а преодолевается: Оленину не дано слиться с миром  природы и простых людей, живущих  по естественным ее велениям.

Одна из важных особенностей эпического строя "Казаков" состоит в том, что некоторые главные, ключевые мысли высказаны в немудреных словах простого человека — старика  Ерошки. Он философствует о жизни, о войне, о религиозной вере, об отношениях народов друг к другу. В повествовательной системе  Толстого это новый шаг сравнительно с севастопольским циклом, предвестие "Войны и мира" и других произведений последующих лет.

Сюжет строится в "Казаках" совсем не идиллично. Разрушены мечты Оленина  о счастливой "естественной" жизни. В ночном столкновении казаков с  абреками убит горец. В конце повести  опасно ранен Лукашка. Повесть, однако, как и все созданное Толстым, проникнута жизнеутверждающим началом, основанным на гуманизме, человечности. Повесть утверждает красоту и значительность жизни самой по себе. Ни одно из произведений Толстого не проникнуто такой молодой верой в стихийную силу жизни и ее торжество, как "Казаки". И в этом смысле кавказская повесть намечает прямой переход к "Войне и миру".

В творческой биографии Л.Н.Толстого "Казаки" сыграли особенную, совершенно выдающуюся роль. После неудачи с "Семейным счастьем" он четыре года ничего не печатал и в письмах  к друзьям уверял, что совсем отказался  от литературы.

"Казаки" обозначили рубеж.  Это было возрождение. Сразу  после них увидел свет "Поликушка", а затем началась напряженная  работа над "Войной и миром". Толстой снова почувствовал себя "писателем всеми силами своей  души".

Поиски верного тона повествования  были в процессе работы Л.Н.Толстого над "Казаками" особенно напряженными. С самого начала повесть создавалась  в полемике с романтическими сочинениями  о Кавказе. Вместо воображаемых поэтических  картин, "Амалат-беков, черкешенок, гор, обрывов, страшных потоков и опасностей", рисующихся Оленину, когда он едет на Кавказ, ему предстояло увидеть настоящую  жизнь, подлинных людей и природу  во всей ее первозданной естественности. Но эти действительные образы были не менее, а только иначе поэтичны. Воспроизвести поэзию реальности для  Толстого — важнейшая художественная задача. "Казаки" — одна из самых  поэтических его книг.

Неудивительно, что он, вообще не писавший стихов, начал со стихотворения ("Эй, Марыша, брось работу!"), потом  пробовал писать свою казачью поэму  ритмической прозой, а в окончательный  текст повести ввел много песен. Прекрасным стихотворением в прозе  звучит рассказ о том, как ранним утром Оленин вдруг увидел горы. Рефрен "а горы..." задает высокий  поэтический тон всему дальнейшему  повествованию.

И рядом с этим — подчеркнуто  деловые, с цифрами, почти этнографические  описания терских станиц, строго реалистический рассказ о жизни и быте гребенского  казачества. Эпический замысел, "объективная  сфера" (по словам самого Толстого), история и характер целого народа впервые при работе над "Казаками" занимали его с такой силой.

Работая над своей кавказской повестью, Толстой, несомненно, оглядывался назад  и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников.

В 1854 году его поразили "Цыганы", которых он "не понимал" прежде. В главном конфликте повести (столкновение "цивилизованного" человека с  простыми людьми, "детьми природы"), в ее названии и даже в расстановке  основных персонажей (Алеко — Оленин, старый цыган — старик Ерошка, Земфира  — Марьяна, молодой цыган —  Лукашка) Толстой следовал пушкинской традиции и в то же время воплощал в своем произведении новые идеи, созвучные его времени.

Оставив Москву и попав в станицу, Оленин открывает для себя новый  мир, который сначала глубоко  заинтересовывает его, а потом неудержимо влечет к себе.

По дороге на Кавказ он думает: "Уехать совсем и никогда не приезжать  назад, не показываться в обществе". В станице он вполне осознает всю  мерзость, гадость и ложь своей  прежней жизни. Его отношения  с казачкой Марьяной — не флирт, не ухаживание, а настоящая любовь, проясняющая смысл бытия.

Однако стена непонимания отделяет Оленина от казаков. Самоотверженный  поступок (подарок Лукашке коня) вызывает лишь удивление и усиливает  недоверие к нему станичников: "Поглядим, поглядим, что из него будет"; "Экой народ продувной из юнкирей, беда!.. Как раз подожжет или что..."

Его восторженные мечты сделаться  простым казаком не поняты Марьяной и следующим образом оцениваются  ее подругой Устенькой: "а так, врет, что на ум взбрело. Мой чего не говорит! Точно порченный!" И даже Ерошка, любящий Оленина за его "простоту" и, конечно, наиболее близкий ему  из всех станичников, застав Оленина  за писанием дневника, не задумываясь  советует бросить пустое дело: "что  кляузы писать!"

Но и Оленин, искренне восхищаясь жизнью казаков, чужд их интересам и  не приемлет их правды. В горячую  пору уборки, когда тяжелая, непрестанная работа занимает станичников с раннего  утра до позднего вечера, Оленин, приглашенный отцом Марьяны в сады, приходит с ружьем на плече стрелять зайцев. "Легко ли в рабочую пору ходить зайцев искать!" — справедливо  замечает бабушка Улата. И в конце  повести он не в состоянии понять, что Марьина горюет не только из-за раны Лукашки, а еще и потому, что  пострадали интересы всей станицы — "казаков перебили". Повесть  завершается грустным признанием той  горькой истины, что стену отчуждения не способны разрушить ни страстная  любовь Оленина к Марьине, ни ее готовность полюбить его, ни его отвращение к  светской жизни и восторженное стремление приобщиться к простому и милому ему казачьему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература.

 

 

1.  Л.Н.Толстой "Казаки"

2.  Телия В.Н. Номинация. // Современный  русский язык. Энциклопедический  справочник / Гл. ред. Ф.П. Филин.  М., 1979.

3.  Русская литература XIX века / Ред.  и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

4. М. Б. Храпченко. Лев Толстой как художник. М., "Советский писатель", 1963г.

5. Е. А. Маймин. Лев Толстой. Путь писателя. М., "Наука", 1978.

 

 

 

 

Информация о работе Повесть "Казаки" Л.Н. Толского