Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:15, реферат
Древняя Русь, в традиционном смысле этого слова, обнимающем страну и ее историю с Х по XVII в., обладала великой культурой. Эта культура, непосредственная предшественница новой русской культуры XVIII-XX вв., имела все же и некоторые собственные, характерные только для нее явления. Древняя Русь прославлена во всем мире своею живописью и архитектурой. Но она замечательна не только этими "немыми" искусствами, позволившими некоторым западным ученым называть культуру Древней Руси культурой великого молчания. В последнее время заново начинает происходить открытие древнерусской музыки и медленнее - гораздо более трудного для понимания искусства - искусства слова, литературы.
Введение……………………………………………………………………….. 2
1. Возникновение русской литературы……………………………………... 4
2. Жанры литературы Древней Руси………………………………………... 9
Заключение……………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы………………………………………... 18
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЕЕ ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение русской литературы……………………………………... 4
2. Жанры литературы Древней Руси………………………………………... 9
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………... 18
Введение
В многовековой литературе Древней Руси есть своя классика, есть произведения, которые мы с полным правом можем называть классическими, которые прекрасно представляют литературу Древней Руси и известны во всем мире. Знать их должен каждый образованный русский человек.
Древняя Русь, в традиционном
смысле этого слова,
Древняя Русь прославлена
во всем мире своею живописью
и архитектурой. Но она замечательна
не только этими "немыми"
искусствами, позволившими
Именно поэтому на
многие иностранные языки
Знакомясь с литературными памятниками Древней Руси, современный человек без особого труда заметит их отличия от произведений литературы нового времени: это и отсутствие детально разработанных характеров персонажей, это и скупость подробностей в описании внешности героев, окружающей их обстановки, пейзажа, это и психологическая немотивированность поступков, и «безликость» реплик, которые могут быть переданы любому герою произведения, так как в них не отражается индивидуальность говорящего, это и «неискренность» монологов с обилием традиционных «общих мест» – отвлеченных рассуждений на богословские или моральные темы, с непомерной патетикой или экспрессией.
Все эти особенности
проще всего было бы объяснить
ученическим характером
Все это справедливо лишь в какой-то степени. Литература непрестанно развивается. Расширяется и обогащается арсенал художественных приемов. Каждый писатель в своем творчестве опирается на опыт и достижения своих предшественников.
1. Возникновение русской литературы.
Литература возникла на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность ее развития неоспоримо свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись прежде всего государственными потребностями. Приняв христианство, Древняя Русь одновременно получила и письменность и литературу.
Древнерусские книжники оказались перед лицом сложнейшей задачи: нужно было в возможно кратчайший срок обеспечить создаваемые на Руси церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами, нужно было ознакомить новообращенных христиан с христианской догматикой, с основами христианской морали, с христианской историографией в самом широком смысле этого слова: и с историей Вселенной, народов и государств, и с историей церкви, и, наконец, с историей жизни христианских подвижников.
В результате древнерусские
книжники уже в течение первых
двух веков существования
Необходимо было рассказать
о том, как – с христианской
точки зрения – устроен мир,
объяснить смысл целесообразно
и мудро «устроенной богом»
природы. Словом, нужно было незамедлительно
создавать литературу, посвященную
сложнейшим мировоззренческим
Процесс письма был
длительным, материал письма (пергамен)
дорогим, и это не только
делало каждый книжный фолиант
трудоемким, но и придавало ему
особый ореол ценности и
Письменность была
необходима во всех сферах
государственной и
В статье 1037 г., характеризуя деятельность сына Владимира – князя Ярослава, летописец отмечал, что он «книгам прилежа, и почитая е [читая их], часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо [переводя с греческого языка]. И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются ученья божественаго». Далее летописец приводит своеобразную похвалу книгам: «Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью [книги наставляют и учат нас покаянию], мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища [источники] мудрости; книгам бо есть неищетная глубина». С этими словами летописца перекликается первая статья из одного из старейших древнерусских сборников – «Изборника 1076 года»; в ней утверждается, что, подобно тому, как корабль не может быть построен без гвоздей, так и праведником нельзя стать, не читая книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не стараться быстро дочитать до конца главы, но задуматься над прочтенным, трижды перечитать одну и ту же главу, пока не постигнешь ее смысла.
Знакомясь с древнерусскими
рукописями XI-XIV вв., устанавливая источники,
использованные русскими
Древнерусскую литературу
можно рассматривать как
Не то чтобы все
произведения были посвящены
мировой истории (хотя этих
произведений и очень много): дело
не в этом! Каждое произведение
в какой-то мере находит свое
географическое место и свою
хронологическую веху в
Литература рассказывает или по крайней мере стремится рассказать не о придуманном, а о реальном. Поэтому реальное – мировая история, реальное географическое пространство – связывает между собой все отдельные произведения.
В самом деле, вымысел в древнерусских произведениях маскируется правдой. Открытый вымысел не допускается. Все произведения посвящены событиям, которые были, совершились или, хотя и не существовали, но всерьез считаются совершившимися. Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский.
Одна из самых популярных
книг Древней Руси – "
Подобно тому, как мы
говорим об эпосе в народном
творчестве, мы можем говорить
и об эпосе древнерусской
Древняя русская литература
– это тоже цикл. Цикл, во много
раз превосходящий фольклорные.
Ни одно из произведений
Древней Руси – переводное
или оригинальное не стоит
обособленно. Все они
Происходит как бы
беспрерывная циклизация. Даже записки
тверского купца Афанасия
Произведения строились
по "анфиладному принципу". Житие
дополнялось с течением веков
службами святому, описанием
Обстоятельства возникновения
древнерусской литературы, ее место
и функции в жизни общества
определили систему ее
На первых порах,
по выразительному определению
Д. С. Лихачева, это была литература
«одной темы и одного сюжета.
Этот сюжет – мировая история,
и эта тема – смысл
2. Жанры литературы Древней Руси.
Чтобы понять особенность и самобытность оригинальной русской литературы, оценить смелость, с которой русские книжники создавали произведения, «стоящие вне жанровых систем», такие, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника и подобные им, для всего этого необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми образцами отдельных жанров переводной литературы.
Хроники. Интерес к прошлому
Вселенной, истории других стран, к
судьбам великих людей