Проблема героя времени в произведениях 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:12, реферат

Описание работы

Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор эта проблема интересовала и волновала меня с тех самых пор, когда я впервые открыла произведения Грибоедова, Пушкина и Лермонтова. Вот почему я решила обратиться к этой теме в моем реферате. Целью моей работы является изучение последовательности смены представлений о «герое времени» в произведениях русской литературы на протяжении всего XIX века. В данном реферате предложено исследование проблемы «героя времени» в произведениях русской литературы XIX века, а именно комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Содержание работы

I Введение………………………………………………………………….........2
II Основная часть. Проблема героя времени в произведениях XIX века:
1 А. С Грибоедов «Горе от ума»…………………………………….................4
2 А.С. Пушкин «Евгений Онегин……………………………………...............11
3 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»……………………...................16
Ш Заключение…………………………………………………………..............21
IV Список используемой литературы…………………………….………

Файлы: 1 файл

реферат исправленный плюс.docx

— 2.30 Мб (Скачать файл)

Оглавление

I Введение………………………………………………………………….........2

II Основная часть. Проблема героя времени в произведениях XIX века:

1 А. С Грибоедов «Горе от ума»…………………………………….................4

2 А.С. Пушкин «Евгений Онегин……………………………………...............11

3 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»……………………...................16

 Ш Заключение…………………………………………………………..............21

IV Список используемой литературы…………………………….………....…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема героя времени  всегда волновала, волнует и будет  волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор  эта проблема интересовала и волновала  меня с тех самых пор, когда  я впервые открыла произведения Грибоедова, Пушкина и Лермонтова. Вот почему я решила обратиться к  этой теме в моем реферате. Целью моей работы является изучение последовательности  смены представлений о «герое времени» в произведениях русской литературы на протяжении всего XIX века. В данном реферате предложено исследование  проблемы «героя времени» в произведениях русской литературы XIX века, а именно комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова,  роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Проблема героя своего времени была одной из самых острых в литературе XIX века. Все крупные  писатели стремились ответить на сложные  вопросы: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни Вселенной, о Боге… Но как люди с активной жизненной и общественной позицией, русские классики не могли стоять в стороне от актуальных проблем своего времени, так или иначе, пытаясь определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных течений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе. Они размышляли о времени, путях развития современного им общества, пытались художественными средствами передать собирательный портрет поколения, подчеркнуть его индивидуальность, характерное отличие от предыдущих, создавая тем самым летопись времени. Именно поэтому, читая художественные произведения XIX века, наблюдаешь не только события, сыгравшие главную роль в определенные периоды времени, а узнаешь о людях, так или иначе вершивших нашу историю. В связи с этим «вечные темы» в русской литературе выражались, как мне кажется, через поиск «героя времени». Так проблема «героя времени» нашла свое отражение в  произведениях  русской литературы таких, как: комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова,  роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова  и  роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».   Чацкий, Печорин и Онегин типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них «герой» своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будущего декабриста, в Печорине "страдающего эгоиста", а в Онегине "эгоиста поневоле". Для нас же эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинствами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и народу, жить честно, по совести. Эти человеческие качества вечны в героях А. Грибоедова, А. Пушкина, М. Лермонтова, а значит, всегда будут волновать читателя.

       

 

 

 

 

 

 

 

II Основная часть. Проблема «героя времени» в произведениях XIX века.  

1. А.С Грибоедов «Горе от ума»

 «Комедия Грибоедова  есть единственное произведение,                                  представляющее художественно сферу нашего так называемого светского быта, а с другой стороны  – Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы »

                                                                                                       А. А. Григорьев.  

А. С. Грибоедов. (1795 – 1829)

Гениальный художник, один из основоположников русского реализма  Александр Сергеевич Грибоедов  стал известнейшим писателем русской  литературы, благодаря  авторству  замечательнейшего из произведений русской драматургии – бессмертной  комедии «Горе от ума». А.С. Грибоедов, передовой деятель и мыслитель своего времени, оказал глубокое и плодотворное влияние на национальную русскую культуру. В личности Грибоедова современники отмечали необыкновенно-глубокий ум, обширнейшие познания, разносторонность дарований, независимость в суждениях, душевную чистоту и активность натуры. Он стал участником и современником двух великих исторических 
событий в России: Отечественная война 1812 года и период революционного движения декабристов, которые сыграли огромную роль в его идейно-творческом развитии и отразились на страницах его произведений.

Комедия Грибоедова «Горе  от ума», написанная в 1824 году, внесла немалый вклад в дело общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она ярко передает настроения, царившие в русском обществе в начале XIX века, поэтому и вошла в число самых известных произведений, оказавших огромное влияние на всю русскую литературу, и заняла в ней исключительное место.  Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Главная причина популярности этой комедии в том, что «Горе от ума» рассматривает одну из «вечных тем» литературы, волнующую человечество на протяжении многих веков. Это проблема   взаимоотношения нового и старого, прогрессивного и консервативного. Война 1812 года резче обозначила два лагеря: реакционное и передовое дворянство. Стали возникать тайные общества, усилилось брожение в умах. «Век нынешний» и «век минувший» постепенно вступали в смертельную схватку между собой. Передовое дворянство было обществом умных, честных людей. Именно эти дворяне через год после написания комедии вышли на Сенатскую площадь и открыто выступили против самодержавия. Кроме того, те ценности, которые проповедует главный герой

А. А. Чацкий в комедии А. С. Грибоедова

комедии – Чацкий – также  вечны. Они актуальны во все времена. Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал первую в России общественную, национальную комедию и реалистически изобразил жизнь русского общества в первой четверти XIX века. Автор показал, как из драмы личной вырастает драма общественная. На этом и строит Грибоедов эффект новизны, который должен был ярче подчеркнуть мировоззренческое, идеологическое и политическое содержание его комедии. Разнообразные указания на современность, которыми насыщено произведение, характеризуют его историзм в изображении действительности.

В комедии, которая  первоначально называлась «Горе  уму», автор показал  процесс отрыва передовой части дворянства от косной среды и ее борьбу со своим классом. Поэтому реализм писателя  проявился прежде  всего именно в выборе жизненного конфликта: борьбы двух общественно-политических лагерей, двух эпох русской жизни – « века нынешнего» и « века минувшего», в которой каждый из лагерей отстаивает свои жизненные принципы. Драматургическое мастерство Грибоедова проявилось в том, как органично он связал оба конфликта и сумел сообщить самому жанру комедии новое звучание, вдохнуть в него новую жизнь. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, - это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. В комедии Грибоедова, как и во многих великих произведениях мировой литературы создан собирательный образ передового человека эпохи, который, оставаясь «героем своего времени», является «вечным спутником» человечества.  Такие герои не могут уйти в прошлое вместе со своим временем, потому что воплощают качества общечеловеческие, присущие людям всех эпох.  Александр Андреевич Чацкий - представитель передовой дворянской Чацкий и гости Фамусова. 
«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Явление XXII. 1866.

молодежи 10-20 годов XIX века.  Автор наделяет его чертами, присущими  лучшей части русского общества. Он показывает его в столкновении с  косным дворянским обществом, живущим  по старинке и не желающим никаких  перемен. В образе Чацкого находят  отражение и многие черты, присущие декабристам. Он борется за «новые»  законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. По возрасту он не мог быть участником Отечественной войны 1812 года, но сформировался под влиянием того духа свободы и вольномыслия, который принесла в Россию эта война. Ведь молодые офицеры, участники сражений, по-новому увидели свой «добрый, умный», но, как и прежде, угнетенный народ и во имя его блага жаждали общественных перемен. Чацкий полон энтузиазма и торопится поделиться своими убеждениями с теми, в ком рассчитывал встретить понимание и поддержку. Вернее, он просто не понимал, как можно не согласиться с «очевидным». В образе Чацкого, как героя своего времени  отразился тот восторг, который испытало русское общество, почувствовав себя фигурой исторической, победителем самого Наполеона. Это - то новое, что появилось в социальной жизни России, что стало залогом будущих преобразований. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него - рабство во всех его проявлениях, самое желанное - свобода. По его убеждению, следует немедленно изменить старые порядки и отказаться от старых, изживших себя норм общественной жизни, пересмотреть отношение к крепостному праву, к государственной службе, к достоинству человеческой личности, к воспитанию детей, к национальной культуре и т. д. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве. Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.  Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства. Чацкий - умный, образованный человек, «он славно пишет, переводит». Видя в учении благо для страны, он критикует невежество барской Москвы. Чацкий принадлежит к числу тех просвещенных дворян, многие из которых были членами тайных обществ.  Просвещение, за которое борется Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: «Забрать все книги бы да сжечь!» Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. Его идеал свободной жизни определён: это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – «вперить в науки ум, алчущий познаний» 1- так объясняет Гончаров в статье "Мильон терзаний", какое содержание вкладывал Чацкий в понятие "свобода". Так   главный герой попадает в среду, которая совершенно невосприимчива к его идеям. Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассматриваемого произведения. Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно.  Чацкий резко выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». С негодованием произносит он монолог «А судьи кто?», направленный против столпов дворянского общества.  Чацкий беспощаден в своих оценках. Его слова буквально обрушиваются на Фамусова:

Где? Укажите нам, отечества  отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях  нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах  и мотовстве?2

 

Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут. Герой не нашел своего места в фамусовском обществе. Любовь его отвергнута.

Кузьмин Н.В. – «Горе  от ума» А. С. Грибоедова. Действие 2. Явление 6. Скалозуб и Чацкий.

 

Драма Чацкого имеет глубокие социально-исторические корни, отражая  те процессы, которые действительно  происходили в русском обществе в двадцатых годах прошлого столетия. Герой Грибоедова воспитывался на идеях  и идеалах своего века Просвещения  и верил в то, что разум и  гуманные чувства способны преобразить  мир. Если фамусовское общество относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре  
Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком,  
то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей  
лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам  
«искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого,  
рабского, слепого подражанья» иностранцам. Чацкий стоит за единение 

интеллигенции с народом. Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то  
Чацкий ценит человека за его ум, образованность, его духовные и  
моральные качества. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, а Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым  
человеком право иметь свои убеждения  и открыто их высказывать.

Он высмеивает это общество и резко высказывается против порядков «века покорности и страха - веха лести и спеси». Герой комедии Грибоедова, как и декабристы, проникся сознанием необходимости радикального изменения существующего порядка вещей. Судьба Чацкого - это судьба пылкого мечтателя, обманувшегося в своих лучших надеждах, лицом к лицу столкнувшегося с реакционной действительностью.

Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут, так как фамусовское общество опасается таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Несомненно, в образе главного героя запечатлелись многие характерные черты поколения декабристов. И то, что пьеса вышла в свет буквально в преддверии восстания на Сенатской площади, со многими участниками которого автор был лично знаком, только подтверждает единство устремлений Чацкого и живых героев той эпохи. Декабристы так же, как и герой комедии Грибоедова, были обречены на поражение. И было это поражение гораздо трагичнее, чем предполагал Грибоедов, создавая теоретический конфликт между новым и старым миром. 
  Социальная среда, которая могла бы поддержать Чацкого, в России к тому времени еще не сформировалась. Гончаров писал: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин».3

Но все же Чацкий, как  я считаю, несмотря на свое поражение  в борьбе со старым миром, заслуживает  высокого гражданского звания - Герой. Насколько бы участь Чацкого  не была драматична: «он передовой воин, застрельщик и всегда — жертва» (И. А. Гончаров), но жертва, которой суждена  победа в будущем. Жизнь подтвердила  этот вывод. Все проблемы, поставленные в «Горе от ума», решены Историей в пользу Чацкого и его сторонников. Собственно, его личная человеческая драма «неуслышанного» не заслоняет социально-исторического значения его благородного поступка. Значение его идей для будущего и есть победа и торжество Чацкого над темными силами старого мира. Решительность Чацкого, его бескомпромиссность, неудержимый порыв —  все это черты молодости. Поэтому каждый новый век рождает своих Чацких. Они там, где необходимы их воля, ум, решительность, смелость, уверенность в справедливости того дела, которое они отстаивают. Вот почему Чацкий — герой не только своего времени, но и современник всех поколений. Вот почему он никогда не состарится, и каждое время сможет назвать его своим героем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.А.С. Пушкин  «Евгений Онегин»

Если Чацкий – «герой своего времени», герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.


 Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазии», был начат в 1823 году и завершен в 1830 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью.

  Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.  Поэтому первые главы проникнуты радостными, жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Создавая роман, Пушкин отказался от романтического героя-одиночки. Его Онегин - светский петербургский молодой человек, столичный аристократ. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника, представленного в сфере будничных событий и дел. Поэт описывал нравственную жизнь дворянства, потому что именно в нем в эти годы появились исполненные благородства люди, общественные идеалы которых были лишены своекорыстия. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: « В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом».4 Описывая своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании. Онегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Нет, Онегин не пародия, не случайное модное явление, а живая печальная судьба,

Информация о работе Проблема героя времени в произведениях 19 века