Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:50, контрольная работа
Михаил Булгаков нашел верную формулу эпохи. За неразрешенные произведения действительно расплачивались дорого. Правда, в 1938-м( Мандельштам), 1946-м (Ахматова, Зощенко), 1966-м ( Синявский и Даниэль), 1974-м (Солженицын) – по- разному, с поправкой на время и обстоятельства.
История работы над «Доктором Живаго» плавно переросла в роман одного романа. В нем обнаружился драматический сюжет, в который оказались втянуты разнообразные персонажи: сам поэт, его семья и любимая, старые друзья, которые его предали ,агенты спецслужб, бессердечные чиновники, тайные завистники и поклонники, Н.С. Хрущев и члены Нобелевского комитета.
1.Введение.
2. Творческая история романа.
3. Юрий Живаго- Борис Пастернак?
4. «Стихи» и «проза».
5. Анализ стихотворения
6. Заключение.
5. Библиографический список.
МГУП Им. И. Федорова.
Контрольная работа
по дисциплине «История отечественной литературы»
на тему
«Проблема художественной сопряженности «стихов» и « прозы» в романе Б.Л. Пастернака « Доктор Живаго»».
ФИДИЖ 2курс
Издательское дело и редактирование
Бегишева К.Р.
План.
1.Введение.
2. Творческая история романа.
3. Юрий Живаго- Борис Пастернак?
4. «Стихи» и «проза».
5. Анализ стихотворения
6. Заключение.
5. Библиографический список.
Введение.
« И я вышел в жизнь держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась,- прошептал мастер и поник головой…»1
Михаил Булгаков нашел верную формулу эпохи. За неразрешенные произведения действительно расплачивались дорого. Правда, в 1938-м( Мандельштам), 1946-м (Ахматова, Зощенко), 1966-м ( Синявский и Даниэль), 1974-м (Солженицын) – по- разному, с поправкой на время и обстоятельства.
История работы над «Доктором
Живаго» плавно переросла в роман
одного романа. В нем обнаружился
драматический сюжет, в который
оказались втянуты
Эта история длилась более двадцати лет. Ее кульминацией стала Нобелевская премия, развязкой - смерть автора, эпилогом- первая официальная публикация романа в СССР.
«Смерти не будет» - крупно и размашисто вывел Пастернак название на титульном листе карандашной рукописи первых глав, которые он написал в декабре-январе 1945-46 года. Справа под названием эпиграф, указывающий, откуда взяты эти слова: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прошлое прошло»2. Работа над романом началась. В письмах 46-х годов Пастернак дает понять, что «начал большую прозу, в которую хочу вложить самое главное».3 В них же, автор обозначает и идею романа – «Я хочу написать прозу о всей нашей жизни от Блока до нынешней войны, по возможности в 10-ти - 12-ти главах, не больше»4.
К концу 1946 года две первые
главы были переписаны набело в сшитые
тетради листового формата. А
к концу 1947 года были написаны 10 стихотворений
из тетради Юрия Живаго. Соотнесение
стихов с героем романа позволило
Пастернаку сделать новый шаг
в сторону большей прозрачности
стиля и ясности продуманной
и определившейся мысли. Передавая
авторство стихов своему герою, поэту-дилетанту,
Пастернак сознательно
Пастернак решает устроить
чтение нескольких готовых глав «Доктора
Живаго» и готовые
Но вопреки стремлению Пастернака завершит роман скоро, различные жизненные перипетии и в какой то степени, даже трагические , обстоятельства отодвинули этот момент ...
В конце апреля 1954 появился долгожданный номер журнала с 10 стихотворениями из «Доктора Живаго». Публикация сопровождалась авторским анонсом:
«Роман предположительно будет дописан летом. Он охватывает время от 1903 до 1929 года, с эпилогом, относящимся к Великой Отечественной войне. Герой - Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 году. После него остаются записки и среди других бумаг написанные в молодые годы, отделанные стихи, часть которых здесь предлагается и которые во всей совокупности составят последнюю, заключительную главу романа».7
Это было первое после сборника 1945 года появление Пастернака в печати как поэта. Эта публикация очень много значила для него, не только потому, что «слова «Доктор Живаго» оттиснуты на современной странице», но потому, что о романе заговорили.
Работу над произведением подгоняли доходившие известия о возобновившемся выдвижении Пастернака на Нобелевскую премию. Они встречали его неподготовленным, поскольку единственное, чем он мог бы ответить на эту честь и чего не стыдился, - роман, - был еще не окончен. Последние исправления были внесены в текст в конце декабря 1955 года.
Рукописный «Доктор Живаго» разлетелся по знакомым и посыпались письменные и устные комментарии, а также критика романа.
В мае 1956 итальянский радиокорреспондент получил от Пастернака « для ознакомления» рукопись недавно завершенного романа. Через несколько дней она оказалась в Берлине, куда специально приехал Д. Фельтринелли – богатый и амбициозный миланский издатель. Уже в июне автору романа был переправлен договор, который Пастернак вскоре подписал и сопроводил в оказии коротким и, как оказалось, пророческим письмом: « Тем больше моя радость, что роман появится у вас и его будут читать. Если его публикация, обещанная здесь несколькими журналами, задержится и ваше издание ее опередит, ситуация станет для меня трагически сложной. Но это вас не касается».8
В России роман был предложен
для публикации «Новому миру», «Знамени»,
альманаху «Литературная
Официальное мнение было сформулировано в том же духе, но намного более жестко. « Роман Б. Пастернака является злостной клеветой на нашу революцию и на всю нашу жизнь. Это не только порочное, но и антисоветское произведение, которое, безусловно, не может быть допущено к печати», утверждалось в закрытой справке ЦК КПСС.
15 ноября 1957 года « Доктор
Живаго» заговорил по-
23 октября 1958 года было
объявлено, что очередная
В стране поднялась шумиха. Автора « Доктора Живаго» исключили из Союза писателей. Правительством подготовили приказ о выдворении Пастернака из страны и лишения его гражданства СССР.
31 октября Пастернак подписывает
письмо лично Н.С. Хрущеву, ЦК
КПСС и советскому
Об этом романе написаны
горы литературы – ее полная библиография
составила бы том толще самого
романа. Но до сих пор это сочинение
остается одним из самых загадочных
в мировой словесности. Если разбирать
«Доктора Живаго» как традиционный
реалистический роман,— то можно
столкнуться с большим
Но только лишь этим символическим
описанием роман не исчерпывается.
Исследователи « Доктора Живаго» часто сравнивают автора с главным персонажем- Юрием Живаго. Создавая своего литературного героя, Пастернак определял его как другого человека, но по законам, им же объявленным, писал его через себя. Сквозь героя просвечивает автор.
Многие критики обвиняли Пастернака в том, что Живаго вышел безликим. Отсутствие у Живаго черт «интересного человека», гения — осознанный выбор автора. Важно не то, что он гений,— это из разряда посмертных оправданий: «Вот, мы его не знали, а он вон какой был». Важно, что у обычного человека, ничем не выделяющегося из толпы, не наделенного никакими индульгенциями,— есть врожденное общечеловеческое право не разделять заблуждений эпохи, не убивать себе подобных, не ходить в общем строю! Этого права ничем не надо обеспечивать — ни происхождением, ни гениальными стихами; Живаго прежде всего человек — и уж только потом поэт, этим он и интересен.
«Доктор Живаго» в известном
смысле был отрицанием русского психологического
романа, каким он сложился в девятнадцатом
веке,— все попытки Пастернака
написать роман, в котором герои
действовали бы согласно со своими
убеждениями и волей, покоряясь
разве что социальному
Чем ближе герой автору, чем авторитетнее для автора слово героя, в т. ч. Поэтическое. Зачастую бывает трудно определить, где собственно авторское, а где - персонажное. «Стихи не довесок к роману и не оправдание героя — без них роман не завершен, без них романа нет. Они мощно утверждают, доводят до конца мировоззренческую, философско-нравственную «положительность» романа, не давая ему замкнуться на «тяжелом и печальном сюжете», они разрешение, катарсис, прорыв в бесконечность, в бессмертие».14
Цикл стихотворений Юрия Живаго состоит из двадцати пяти авторских стихотворений, в которых, своеобразно отражаются реалии художественной действительности, в том числе и судьба их автора по роману.
Прозаическое действие пастернаковского романа строится так, что поэзия постепенно, исподволь начинает играть все более и более значительную роль в жизни как самого героя-поэта, так и его друзей и близких.
В начале говорится о первых стихотворениях, которым «…Юра прощал грех их возникновения за их энергию и оригинальность. Эти два качества, энергии и оригинальности, Юра считал представителями реальности в искусствах, во всем остальном беспредметных, праздных и ненужных».15
Потом мы узнаем, как возникают и воплощаются те или иные поэтические замыслы героя — например, замыслы «Зимней ночи», «Сказки», «Рождественской звезды». В главе «Опять в Варыкине» рассказывается о том, как «Разгонистым почерком, заботясь, чтобы внешность написанного передавала живое движение руки и не теряла лица, обездушиваясь и немея, он вспомнил и записал в постепенно улучшающихся, уклоняющихся от прежнего вида редакциях наиболее определившееся и памятное, “Рождественскую звезду”, “Зимнюю ночь” и довольно много других стихотворений близкого рода, впоследствии забытых, затерявшихся и потом никем не найденных».16 За этим следует удивительно образное и точное описание «того, что называется вдохновением»: «…Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить. Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения. Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер, и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор не узнанных, не учтенных, не названных.
В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии. И он чувствовал себя только поводом и опорной точкой, чтобы она пришла в это движение».17