Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 05:25, реферат
Цель: разобрать произведение Сент-Экзюпери с новой стороны, открыть новый источник мудрости.
Задачи:
1. Рассказать о биографии писателя, о том, как она повлияла на сказку, и на всё творчество в целом.
2. Рассмотреть творчество писателя, сопоставить со сказкой "Маленький принц".
3. Изучить работы других ученых на эту тему.
3. Проанализировать сказку Антуана со всех сторон и сделать выводы из полученного исследования.
Введение……………………………………………………………………3
1.Краткая биография Антуана Де Сент-Экзюпери………………………4
2.Краткая характеристика произведений писателя………………………6
3.История возникновения романа «Маленький принц» и его схожесть с другими произведениями писателя……………………………………….7
4.Какой путь спасения видится Антуану Де Сент-Экзюпери? ................9
5.Жанровые особенности сказки «Маленький принц»…………………10
6.Анализ произведения Экзюпери с философской точки зрения………11
7.Подведение итогов исследования………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………… 23
Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис - человек равен Богу в одном, в том что может развивать собственную идею и реализовывать её, а зло в мире происходит только лишь когда человек забывает об этой истине и начинает жить только ради материальных ценностей, вести потребительский образ жизни, забывая о духовном развитии. Только детская душа и душа художника может сохранить духовное начало и не дать волю злу, поэтому романтики и затрагивали тему детства. Однако, главная трагедия взрослых не в том, что они подчинены материальному миру, а в том что они растеряли свои духовные качества и перестали жить полной жизнью.
Автор ставит проблемы глобального характера в обобщенно-отвлеченном виде и рассматривает тему зла в двух аспектах:
"Микрозло" - зло внутри определенного человека
"Макрозло" - зло вообще. В произведении Антуана оно ассоциировалось с баобабами. Писатель сам иллюстрировал свою сказку и изобразил их уж очень похожими на знак свастики, их корни обтягивали нашу планету. Писатель говорит нам "Берегитесь баобабов!", поскольку деревья вырастут и захватят всю планету, ведь из семени вырастет большой баобаб, как и все взрослые, которые вначале были детьми.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что взрослые должны постоянно самосовершенствоваться и не забывать про духовные потребности, иначе они станут такими, какими представлены обитатели планет Антуана де Сент-Экзюпери - серой и безликой массой.
Чтобы подробно рассмотреть эту тему, обратимся к другим ученым. Впервые тему личности и толпы в философии выделил немецкий философ-романтик Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте. Он доказал, что все люди делятся на обывателей (толпа) и художников (личность) по их отношению к материальному (зло). Конфликт же между личностью и толпой неразрешим ни в каком случае.
Так же неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет "странными взрослыми", которые никогда не поймут принца, ведь они чужды друг другу. Взрослые не следуют зову сердца, они не пытаются стать личностью. Они живут в собственном мире, где все носят маски, и за ними они никогда не узнают, что такое любовь, дружба и красота.
Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Миру обывателя, которому не понятно духовное начало и миру художника (Маленький принц, автор, Лис, Роза), которому присущи нравственные качества, никогда не соприкоснутся. Только Художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Вспомним, еще на планете фонарщика Маленький принц отмечает: "Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. В данном случае принц говорит не о внешней красоте, а о внутренней; любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне красиво.
Рассмотрим эпизод разговора с географом, там затрагивается важная эстетическая тема - эфемерность прекрасного. "Красота недолговечна”, - говорит принц, поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относиться к окружающим нас вещам и не испортить внутреннюю красоту. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом, что имеет внутреннюю природу.
Еще одной важной философской темой, которая раскрыта в сказке Экзюпери, является тема отчужденности, непонимания между взрослыми и детьми, причем в космическом масштабе.
Внутренняя пустота приводит к одиночеству, говорит автор. Человек в большинстве своем судит о людях только по внешней оболочке, совсем не задумываясь об его внутреннем мире, тем самым создавая ошибочное впечатление. Люди становятся одинокими даже когда находятся вместе, они просто не стараются понять друг друга: "Где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея”.
Как подчеркивает Марсель Мижо, состояние автора очень близко к ощущениям Маленького принца, именно поэтому принц так быстро обретает друга в лице автора, понимает его без слов и полностью ему доверяет [Мижо М., 1963, с.77].
Одна из ключевых философских тем сказки "Маленький принц" - тема бытия. Теория о бытии так же, как и зло, состоит из двух аспектов:
Реальное бытие - существование, оно является временным, преходящим;
Идеальное бытие - сущность, оно вечное и неизменное. Смысл человеческой жизни по данной теории сводится к тому, чтобы максимально приблизиться к сущности.
"Серьезные люди” (то есть взрослые) с Земли и с планет-астероидов засели в реальном бытии и не стремятся познать вечные истины идеального бытия. В противовес им, естественно, идут принц и автор, которые открыты духовному развитию им дано понять истинную сущность мира. Это тема "зоркости” сердца, умения "видеть” сердцем. Маленький принц не сразу постигает эту мудрость. Он покидает родную планету в поиске, не зная, что то, что ему нужно находилось совсем рядом, на его планете.
Символичность в сказке Экзюпери.
Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны, читатель расшифровывает каждый образ так, как воспринимает лично, поэтому для одного образа значений может быть великое множество. Как упоминает А. Зверев, основными образами в сказке являются Маленький принц, Роза, Лис и пустыня. Далее, уточним, что значит каждый образ:
Маленький принц - это символ человека-путешественника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.
Роза - это символ любви, красоты, женского начала
Пустыня - это символ духовной жажды. Она замечательна, потому что в ней таятся источники жизни, найти которые человеку помогает только сердце.
Одна из главных сюжетных линий в сказке - авария, в которую попадает рассказчик, по сути, сказка и родилась в пустыне. Такой элемент довольно-таки непривычен для читателя - мы привыкли к историям, происходящим в лесу, в горах, на берегу моря; в произведении Экзюпери лишь пустыня и звезды, потому что это нестандартная ситуация, а лишь в такое время человек переживает всю свою жизнь, переосмысливает, переоценивает ценности [Зверев А., 1997, с.7]
Рассказчик остается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, поэтому значение этого образа очень важно, оно помогает увидеть то, что скрыто от поверхностного взора.
А. Зверев утверждает, что сущность вышеизложенного сводится к тому, что тема детства с его свежестью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине - "устами младенца глаголет истина".
Сюжетные линии и особенности композиции сказки.
В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни.
Первая глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем произведения - проблеме "отцов" и "детей", к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и неудачу, которую он потерпел с рисунками № 1 и № 2, рассуждает так: "Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать". Эта фраза служит подводкой к последующему развитию темы "отцов" и "детей", к детским воспоминаниям автора. Взрослым не дано было понять детский рисунок рассказчика, и только Маленький принц смог быстро распознать слона в удаве. А. Коротков подчеркивает, что именно этот рисунок, который летчик всегда носил с собой, помогает установить взаимосвязь между ребенком и взрослым.
Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему барашка, но каждый раз рисунок получается неудачным: то барашек слишком хилый, то слишком старый. "Вот тебе ящик, - говорит рассказчик ребенку, - а в нем сидит такой барашек, какого тебе хочется". Мальчику эта выдумка понравилась: он мог фантазировать сколько угодно, по-разному представляя себе барашка. Ребенок напомнил взрослому его детство, они обрели способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять - вот что сближает мир взрослых и мир детей.
Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. "Маленький принц" - не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжета в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл, новую точку зрения на проблему, находит решение [Коротков А., 1995, с.26].
Начало и конец повести "Маленький принц" имеют отношение к прибытию героя на Землю или к покиданию Земли летчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету, ухаживать и растить прекрасную Розу.
Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Автор узнает лишь то, что малыш прилетел с далекой планеты, которая называется "астероид Б-612". Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, "это очень скучная работа". Но у него есть твердое правило: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".
Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому, утверждает принц. Так, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для современно быстроразвивающегося мира. М. Филатова акцентирует внимание на том, что создается впечатление, что автор сказки предвидел будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета.
Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее - философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы [Филатова М., 1993, с.40].
Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. "Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!" - говорит он летчику. И немного погодя добавляет: "Знаешь. Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце”. Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.
Установившаяся гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается в седьмой главе. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да - тогда зачем цветку нужны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечает на вопросы невпопад, раздраженно бросая: "Ты видишь, я занят серьезным делом”. Маленький принц изумлен: "Ты говоришь, как взрослые” и "ничего не понимаешь”, как тот господин "с багровым лицом”, что живет один на своей планете и за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: "Я человек серьезный! Я человек серьезный!. Совсем как ты”. Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно - уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который "в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. "Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно! ”
Ребенок учит взрослого, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя ужасно неловко.
Рассмотрим дальнейшие главы "Маленького принца". Далее следует рассказ о Маленьком принце и его планете, и здесь особое место занимает история Розы. Н.И. Соломно утверждает, что роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но "зато она была так прекрасна, что дух захватывало! ”, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.
Роза - это символ любви, красоты, женского начала, как мы уже говорили в главе про символичность произведения. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты, но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. "Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас”.
Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. "Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить! ” Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно "увидеть" только сердцем [Соломно Н.И., 1983, с.53].
Малыш деятелен и трудолюбив, он каждое утро поливает Розу, беседует с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки. И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.
Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством. По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки [Моруа А., 1970, с.69]. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.
На планете короля Маленький принц не может понять, зачем вообще нужна власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает о том, что правитель должен быть мудр и что власть должна опираться на закон.