Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 05:25, реферат
Цель: разобрать произведение Сент-Экзюпери с новой стороны, открыть новый источник мудрости.
Задачи:
1. Рассказать о биографии писателя, о том, как она повлияла на сказку, и на всё творчество в целом.
2. Рассмотреть творчество писателя, сопоставить со сказкой "Маленький принц".
3. Изучить работы других ученых на эту тему.
3. Проанализировать сказку Антуана со всех сторон и сделать выводы из полученного исследования.
Введение……………………………………………………………………3
1.Краткая биография Антуана Де Сент-Экзюпери………………………4
2.Краткая характеристика произведений писателя………………………6
3.История возникновения романа «Маленький принц» и его схожесть с другими произведениями писателя……………………………………….7
4.Какой путь спасения видится Антуану Де Сент-Экзюпери? ................9
5.Жанровые особенности сказки «Маленький принц»…………………10
6.Анализ произведения Экзюпери с философской точки зрения………11
7.Подведение итогов исследования………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………… 23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Краткая биография Антуана Де Сент-Экзюпери………………………4
2.Краткая характеристика
3.История возникновения
4.Какой путь спасения видится Антуану Де Сент-Экзюпери? ................9
5.Жанровые особенности сказки «Маленький принц»…………………10
6.Анализ произведения
7.Подведение итогов
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………… 23
Введение
Данная работа содержит две главы. Первая глава состоит из пяти параграфов, в которых описана жизнь Антуана де Сент-Экзюпери, охарактеризовано его творчество, задатки исследования по моей теме. Вторая глава полностью посвящена анализу произведения "Маленький принц" с философской стороны. Она представляет собой обзор, сравнение взглядов литературоведов и критиков на реплики персонажей, их поступки, и то, как это все соединяется с внешним миром.
Цель: разобрать произведение Сент-Экзюпери с новой стороны, открыть новый источник мудрости.
Задачи:
1. Рассказать о биографии
2. Рассмотреть творчество
3. Изучить работы других ученых на эту тему.
3. Проанализировать сказку
В данной работе я постаралась представить различные мнения и теории литературоведов, критиков и исследователей, сопоставить их. Изучение образов сказки с философской позиции является весьма сложным процессом, так как нравственно-поучительная сказка - феноменальное явление в литературе тех годов, а Сент-Экзюпери личность принципиально новая. Заключение представляет собой подведение итогов исследования, содержит выводы и результаты.
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 в городе Лион, Франция. Он был французским лётчиком, который героически погиб в воздушном бою с фашистами. Он создавал трогательные философские произведения, что было необычно для того времени, поэтому можно спокойно сказать, что он оставил огромный след в истории литературы XX века.
Писатель с самого детства увлекался творчеством: рисование, музыкой, стихотворчеством. Кроме этого ребенок интересовался и техникой и тем самым можно сказать, что он был крайне всесторонне развитым и талантливым человеком. Детство писатели так ярко осело в его памяти, что практически во всех его произведениях присутствуют воспоминания о детстве, например, о то, как он играл в машинистов и пассажиров, в рыцарей и королей. Детство для Сент-Экзюпери - это самый важный этап в развитии его как разносторонней личности [Лунгина Л., 1986, с.18]
Антуан среди всех моральных качеств выделял прежде всего дружбу, она была для него Экзюпери всегда ценил дружбу, она была для него "самым драгоценным, что есть на планете".
Как отмечает Л. Лунгина, противовес детской жизни, его взрослая жизнь была полна драматизма. Он часто оказывался на краю, когда один шаг отделял его от смерти: постоянные авиакатастрофы, участие в борьбе испанских республиканцев. "Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё! ” - говорили о нем друзья. Исходя из этого, можно отметить, что писатель был очень сильным и волевым человеком, готовым к любым поворотам судьбы.
Находясь периодически в страшной жизненной ситуации, Экзюпери исповедовался в своих произведениях-рукописях, письмах, романах - открывал всю свою душу. В.П. Григорьев подчеркивает, что несмотря на постоянные катастрофы во время перелетов, авиация также была очень важна для писателя, она была "второй его великой страстью", после литературы. "Для меня летать и писать - одно и то же”, - говорил Антуан, он чувствовал, что жил, только когда находился в движении, в полете.
экзюпери маленький принц философский
"Мы - жители одной планеты, пассажиры
одного корабля”, - говорил Экзюпери,
мечтая о спасении всего
Во время второй мировой войны в годы фашистской оккупации он мечтал попасть в ряды летчиков-истребителей французской авиации. "Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места. Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям”, говорил писатель. Он героически погиб 31 июля 1944 года, когда выполнял боевое задание, защищая свою Родину [Григорьев В.П., 1973, с.47].
В произведениях Экзюпери герои всегда замечательны - их чистый и доверчивый характер полностью открывает нам писатель. С ними приключаются разные вещи, но они остаются верны своей идеологии, их душа невинна, они не способны на подлость [Грачев Р., 1964, с.211].
Антуан показывает нам всю красу мира и природы, раскрывает душу каждого цветка, травинки, восхода и заката, для него это своеобразные идеалы. Писатель-летчик как будто смотрит на всех нас с высоты птичьего полета, с высоты своих мыслей. Оттуда земля представляется единой, все люди дружны.
Актуальность выбранной мной темы обуславливается вечным интересом к книгам писателя благодаря их высокому нравственному содержанию. Писатель надеется, что он будет услышан людьми, и они пойдут по его стопам, и в таком случае на земле воцарится справедливый мир. Такие мотивы мы можем наблюдать в таких произведениях, как "Южный почтовый", "Планета людей " и "Ночной полет".
История о маленьком принце возникла из одного из сюжетов романа "Планета людей" - история о случайной посадке писателя и механика в пустыне. Однако различные мотивы встречаются и в других предыдущих произведениях писателя: любовь Берниса и Женевьевы очень похожи на отношения, складывающиеся между принцем и розой, а тема отношений взрослого и ребенка встречается нам в романе "Южный почтовой". Л. Лунгина отмечает, что из всех произведений выпадает только одно - "Ночной полет”. Здесь другая тема, вернее, здесь не звучит любимая автором тема отношений взрослых и детей. Но, скорее всего, это не из-за сменившейся позиции писателя и не из-за смены интересов и принципов, а лишь потому, что она "не уложилась" в композицию произведения, писателю пришлось вычеркнуть ее, но только как негармоничную в данной ситуации и не более [Лунгина Л., 1986, с.23]
В теме "блудного сына”, раскрытой в произведении Антуана "Письма к заложнику" вновь предстают перед нами рано повзрослевшие дети, совсем забывшие свою внутреннюю детскую природу.
В "Военном летчике" писатель также раскрывает "детскую" тему, показывая детские воспоминания мальчика главного героя, перед нами предстают воспоминания детства. Через образ мальчика, расспрашивающего о служанке Пауле, можно провести параллель со смертью младшего брата писателя, Франсуа. Эта смерть не была обычной, страшной смертью - даже она была какой-то благостной, трогательной. Похожие чувства и настроения присутствуют и на протяжении всего романа "Маленький принц".
В "Цитадели” также есть подобные моменты. Делая вывод, мы отмечаем, что практически в каждом произведении Экзюпери читатель находит отголоски тем рассматриваемого нами романа.
Н.И. Вайсман и Р.Ф. Гарват отмечают, что это определяется тем, что у Экзюпери существуют определенные образы, символы, сюжетные линии и ключевые моменты, которые "кочуют" из произведения в произведение. Например, такой элемент как вода - символ жизни, "утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения". В рассматриваемом нами романе писатель наполнил данный символ философским содержанием. Как известно, вода это одна из вечных истин, которые существовали и будут существовать всегда, она обладает жизненной мудростью. И наоборот, в противовес ей символ пустыни означает разрушенный, безжизненный мир, который убивает человека как физически, так и духовно.
Рассмотренная выше тема получает развитие и в романе "Маленький принц", но с уже более философской точки зрения. Как становится понятно, над данным произведением Экзюпери очень долго работал, и его можно с успехом назвать самой лучшей его работой. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал и не вынашивал столько времени, сколько "Маленького принца” [Вайсман Н.И., Гарват Р.Ф., с.38]
Если же брать за основу произведения работы других писателей, то прообразом "Маленького принца" можно считать народную сказку с примерно таким сюжетом: прекрасный принц страдает из-за несчастной любви и покидает родительский дом и путешествует в поисках приключений и счастья. Он ищет так же славу, чтобы с помощью неё покорить сердце прекрасной принцессы. Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его, добавляет ироничности. Его принц - еще ребенок, страдающий от любви к безумному и шаловливому цветку. Малышу приходится сражаться не с монстрами, а с людьми, которые потеряли себя как личность, и стали эгоистичными и мелочными. В произведении писателя не идет речь о счастливом конце.
4.Какой путь спасения видится Антуану Де Сент-Экзюпери?
Знаменитая цитата "любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении”, - становится впоследствии своеобразной идиомой для многих людей, она же является главной мыслью всего романа "Маленький принц”. Он был написан в 1943 году, во время второй мировой войны, и она естественно дает свои отголоски в произведении. Писатель описывает свои воспоминания о разгроме Франции, об ужасающей обстановке, которая творилась вокруг. С помощью этой светлой и мудрой сказки Экзюпери пытался достучаться до людей, сохранить в них человечность, гуманность и добрую душу; в некотором смысле произведение можно назвать осмыслением всей жизни Антуана, и как человека, и как писателя [Григорьев В.П., 1973, с.151].
Потребность в обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для данного жанра, позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи помогает писателю рассказать о своих размышлениях о сущности человеческого бытия.
Сказка, как и притча, - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит людей жить, понимать, где добро, а где зло. За фантастическим сюжетом всегда скрываются реальные человеческие отношения и ситуации; в сказке всегда присутствует своя правда. Рассматриваемое нами произведение нельзя отнести к одному из этих двух жанров полностью, оно является одновременно и притчей, и сказкой. Н.И. Полторацкая указывает, что оно написано не только для детей, как обычно ориентируются сказки, но и для взрослых, для тех, кто еще не утратил детское душевное начало и способность воображать. Сам автор говорил о себе, что обладает особым детским взглядом на мир, что помогает ему писать для детей искренне.
Есть так же некоторые черты, которые помогают нам удостовериться в жанре произведения: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Роза, Змея, Лис) и прочее [Полторацкая Н.И., 1988, с.245].
6. Анализ произведения Экзюпери с философской точки зрения
Б.Л. Губман отмечает, что в первую очередь, "Маленький принц" - философская сказка, поэтому на первый взгляд за простым сюжетом скрываются глубокие мысли. Автор затрагивает такие вечные темы, как добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть: помогают Антуану в выражении собственных мыслей такие художественные средства, как метафора, иносказание, символы и прочее.
Автор, делая акцент на том, что принц является ребенком, все же дает ему открыть такие истины которые недоступны многим взрослым. Отношения между принцем и Розой намного запутаннее, чем отношения между принцем и принцессой в народной сказке, ведь принц даже жертвует жизнью ради Розы, а на такое не каждый способен.
Анализируя произведения, мы постоянно наталкиваемся на различные романтические черты. Во-первых, это жанр самого произведения - фольклор, ведь его называют "детством человечества", а тема детства в романтических произведениях является одной из главных тем [Губман Б.Л., 1992, с.10].