Происхождение древней аттической комедии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:23, реферат

Описание работы

Ни одно описание культурной ситуации последней трети V века не может пройти мимо такого явления, как аттическая комедия, столь же чуждого, сколь и привлекательного для нас. Правда, когда древность называла ее "зеркалом жизни", при этом имелась в виду неизменная человеческая природа и ее слабости, но комедия одновременно является и совершеннейшим историческим отражением своего времени. Ни один другой вид искусства или литературы в этом не может с ней сравнится.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………....2
Происхождение древней аттической комедии………………………………..3
Жанры и построение…………………………………………………………………………..4
Аристофан – творец древней аттической комедии………………………...6
Заключение………………………………………………………………………………………………………7
Список использованной литературы………………………………………………………………8

Файлы: 1 файл

Зарубежка срс.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………....2

  1. Происхождение древней аттической комедии………………………………..3
  2. Жанры и построение…………………………………………………………………………..4
  3. Аристофан – творец древней аттической комедии………………………...6

Заключение………………………………………………………………………………………………………7

Список использованной литературы………………………………………………………………8

 

Введение

 

      Ни одно описание культурной ситуации последней трети V века не может пройти мимо такого явления, как аттическая комедия, столь же чуждого, сколь и привлекательного для нас. Правда, когда древность называла ее "зеркалом жизни", при этом имелась в виду неизменная человеческая природа и ее слабости, но комедия одновременно является и совершеннейшим историческим отражением своего времени. Ни один другой вид искусства или литературы в этом не может с ней сравнится. Кто хочет познакомиться только с внешними действиями и стремлениями афинян, конечно, обнаружит не меньше поучительного и в рисунках на вазах, но милая чувственная наглядность этого жанра, пеструю книгу которого мы читаем как эпос городского бытия, не захватывает более высокие слои того вибрирующего духовного движения, из которого произошли наиболее выдающиеся дошедшие до нас произведения из древней комедии. Ее непреходящая ценность для нас заключается в том, что мы видим в ней государство, философские идеи и поэтические произведения вовлеченными в живой поток этого движения и омываемыми им. Таким образом нарушается их самодовлеющая замкнутость, и они переживаются в динамике их непосредственного воздействия на свою эпоху.

       Комедия, вторая отрасль греческой драмы, получила в Афинах официальное признание значительно позже, чем трагедия. Состязания «комедийных хоров» были установлены на «Великих Дионисиях» только около 488 — 486 гг., на Ленеях еще позже. До этого комедия входила в состав Дионисовых празднеств лишь как народная обрядовая игра, и государство не брало на себя ее устройства. Первые этапы становления аттической комедии, как литературного жанра, были неизвестны античным исследователям; они знали ее уже в той установившейся форме, которую она имела во второй половине V в. Комедия этого времени называется (в отличие от своих более поздних форм) древней комедией.

       Только для периода, который мы нам известен из комедии, мы в состоянии наблюдать формирование духовной жизни как общественный процесс; во всех иных случаях мы имеем дело с завершенными и самодовлеющими творческими плодами ее кристаллизации. Здесь становится вполне очевидно, что антикварная история культуры, желающая достичь этой цели на путях реконструкции, — в основе своей безнадежное предприятие, даже если материальная традиция куда более обильна, чем для древности. Только поэзия может непосредственно из жизни эпохи постичь как самое жизнь в ее яркости и многокрасочности, так и ее бессмертное человеческое ядро. Таким образом мы сталкиваемся с парадоксом, — на самом деле совершенно естественным, — что ни один век истории, даже не столь хронологически отдаленный от нас, не является таким близким и по-существу понятным нам, как век аттической комедии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Происхождение древней аттической комедии

 

      Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н. э. комедия.

          Древняя аттическая комедия - ранний вид литературной комедии в Древней Греции, получивший распространение в Аттике. Начало «древней» комедии восходит к сельским празднествам в честь бога Диониса. Первые сведения о древней аттической комедии относятся приблизительно к 487 до н. э. Около 464 до н. э. комедия была впервые допущена к представлению на государственных празднествах. «Древняя» комедия развивалась в условиях афинской демократии и носила политический характер. В ней постоянно затрагивались вопросы государственного устройства, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, общественного воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились представители власти, поэты, философы. Художественного расцвета древняя аттическая комедия достигла в творчестве Аристофана (до нас дошло полностью 11 комедий, написанных им).

       Происхождение комедии столь  же сложно, как и происхождение  трагедии. Термин «комедия» восходит  к древнегреческому слову comōidía, буквально обозначающему «песню комоса», т. е. песню участников праздничного деревенского шествия, посвященного прославлению животворящих сил природы и связанного обычно с наступлением зимнего солнцеворота или весеннего равноденствия. С этимологией понятия согласуется сообщение Аристотеля, возводящего начало комедии к импровизациям зачинателей фаллических песен («Поэтика», гл. IV), которые являлись непременной частью комоса, выражая надежды земледельцев на богатый урожай и хороший приплод скота.

        Обрядовая откровенность первобытного  комоса облегчила проникновение в него обличительных элементов, когда в процессе социального расслоения выявились тенденции разбогатевших членов рода к угнетению основной массы земледельцев. Во всяком случае, поздние античные источники сообщают о том, что некогда простые люди, притесняемые каким-нибудь богатым человеком, собирались ночью около его дома и распевали песни, изобличающие жестокость и корыстолюбие обидчика. Со временем государство оценило-де общественное значение этих крестьянских инвектив и велело их исполнителям повторять свои насмешливые песни днем и при всем народе. Называли даже имя некоего поэта Сусариона, жившего в первой половине VI в. до н. э. и облекшего земледельческие импровизации в поэтическую форму, причем деятельность Сусариона связывали с кратковременным расцветом демократии в пелопоннесском городе Мегаре.

      Другим ее источником послужила  элементарная и столь же древняя  форма народного балагана —  шуточная сценка, в которой глупый  богач, плут или вор пытается  обмануть, обокрасть или еще как-нибудь  ущемить интересы основного героя, но всегда терпит поражение  и с позором покидает эстраду, сопровождаемый ударами палки  и дружным хохотом зрителей. Действующими  лицами в таком фарсе могли  быть даже боги или мифические  герои: веселая атмосфера дионисовского празднества допускала вольное обращение и с ними.

 

 

 

 

 

    1. Жанры и построение

 

        Жанр фольклорных, бытовых и пародийно-мифологических  сценок впервые получил литературную  обработку, по-видимому, в творчестве  сицилийского комедиографа Эпихарма (конец VI — первая половина V в. до н. э.), известного нам только по названиям и незначительным фрагментам его комедий. Здесь есть среди действующих лиц и богов, и ненасытного обжору Геракла, и плута Одиссея, но также и некоторые бытовые типы (например, паразита), характерные впоследствии для аттической комедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый, и современная история литературы придерживается этого деления, поскольку оно позволяет достаточно четко охарактеризовать жанровые особенности комедии на каждом этапе ее существования.

   «Древняя» аттическая комедия  представляет собой нечто исключительно  своеобразное Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики, сохранив при этом неприкосновенными внешние формы обрядовой игры. С этой фольклорной стороной «древней» комедии необходимо прежде всего познакомиться для того, чтобы понять специфику жанра.

     Аристотель возводит начало комедии  к «зачинателям фаллических песен, и поныне остающихся в обычае  во многих общинах». «Фаллические  песни» — песни, исполнявшиеся  в процессиях в честь богов  плодородия, особенно в честь  Диониса, с несением при этом  фалла, как символа плодородия. Во  время таких процессий разыгрывались  насмешливые мимические сценки, отпускались шутки и бранные  слова по адресу отдельных  граждан; это те самые песни, из  которых в свое время развился  сатирический и обличительный  литературный ямб. Все эти игры  и песни считались способствующими  основной цели обряда — обеспечению  победы производительных сил  жизни: в смехе и сквернословии  видели жизнетворящую силу, и обычные представления о благопристойности на это время снимались.

     Указание Аристотеля на связь  комедии с фаллическими песнями  в полной мере подтверждается  рассмотрением составных элементов  «древней» аттической комедии.

         Комос — «ватага гуляк», совершающих после пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного, а иногда и любовного содержания. Комосы имели место и в религиозной обрядности и в быту. В древнегреческом быту комос иногда служил средством народного протеста против каких-либо притеснений, превращался в своего рода демонстрацию Рассказывают, что аттические крестьяне, будучи обижены кем-либо из горожан, направлялись по ночам ватагой в город к дому обидчика и подвергали его общественному поруганию. В комедии элемент комоса представлен хором ряженых, одетых подчас в весьма фантастические костюмы. Нередко встречается, например, животный маскарад. «Козы», «Осы», «Птицы», «Лягушки» — все эти заглавия древних комедий даны им по костюму хора. Хор славит, но чаще всего обличает, причем его насмешки, направленные против отдельных лиц, обычно не стоят ни в какой связи с комедийным действием.

       В отличие от изменчивой костюмировки  хора актер комедии одет вплоть  до IV в. в сравнительно постоянный, очень своеобразный костюм. Его  особенности — толстое брюхо, толстый зад и кожаный фалл; к этому присоединяется карикатурная  маска, которая, однако, менялась в  зависимости от изображаемых  профессий или лиц и в иных  случаях имела черты портретного  сходства с выводимыми в комедии  современниками. Толстобрюхие фаллические  фигуры были чужды аттическому фольклору, но они неоднократно встречаются на памятниках изобразительного искусства Пелопоннеса (например в коринфской вазовой живописи) как свита Диониса. Это, по-видимому, такие же демоны плодородия, как сатиры или силены. Мимические сценки, разыгрываемые фигурами в этом комическом костюме, характерны для фольклора дорийских областей. Очень много археологического материала с изображениями подобных сценок сохранилось в южной Италии, где исполнители их назывались флиаками. Комбинируя археологические данные с сообщениями античных писателей, исследователи приходят к выводу, что основным типом фольклорной дорийской драмы была карикатурная сценка с мифологическими или обыденными действующими лицами. В первом случае мы имеем мифологическую пародию, обрядовую насмешку, обращенную в сторону богов и героев. Любимой фигурой является здесь Геракл, самый популярный герой греческого фольклора. Он изображается как простоватый неотесанный богатырь, который много ест, много пьет, много, но не всегда удачно, волочится. Обыденные фигуры фольклорной игры — это вор, ученый шарлатан-лекарь, далее шут («бомолох»), одерживающий победу над своими антагонистами, и тому подобные типические маски народного балагана, близкого к нашему «Петрушке». Карикатурная сценка с актерами дорийского типа, разодетыми в костюм толстобрюхих спутников Диониса, является, наряду с комосом, вторым составным элементом «древней» аттической комедии.

          Таким образом, и хор и актеры  комедии восходят к песням  и играм празднеств плодородия. Обрядность этих празднеств отражена также и в сюжетах комедии. Важное место в системе земледельческих обрядов занимает разыгрыванне победы лета над зимой, нового года над старым годом, вообще состязания между «старым» и «молодым»; обрядовые действия этого типа неизменно сопровождаются обжорством и разгулом как фантастическим средством «закрепления» растительного и животного плодородия, хорошего урожая и сытого года. В структуре «древней» комедии момент «состязания» обязателен. Сюжеты чаще всего строятся таким образом, что герой, одержав в «состязании» победу над противником, устанавливает некий новый порядок, «переворачивающий» (по античному выражению) вверх дном какую-либо сторону привычных общественных отношений, и тогда наступает блаженное царство изобилия с широким простором для еды и любовных радостей. Заканчивается такая пьеса свадебной или любовной сценой и шествием комоса.

         Общественно-политическая активность, вмешательство в обсуждение злободневных  вопросов, резкая критика любых  политических деятелей, поэтов, философов  составляла другую существенную  черту древней аттической комедии. Выросшая из задорных крестьянских  обличений, призванная развлекать  и поучать в дни всенародных  празднеств людскую массу, состоявшую  в огромной степени из тех  же аттических земледельцев, древняя  комедия не знала никаких границ  ни в осуждении неугодных ей  лиц, учреждений, обычаев, ни в откровенности  и фантастике сюжетных ситуаций. По существу своему она была  глубоко демократическим жанром  и не случайно получила доступ  на Великие Дионисии в 487/486 г., три года спустя после победы  при Марафоне, когда укрепилось  влияние аттического крестьянства. Авторы комедий, как и трагические  поэты, выступали в порядке художественного  состязания: ежегодно соревновались  три драматурга, каждый с одной  комедией. Около 444 г. комедии стали  ставить также на Ленеях.

     Число афинских комедиографов  было очень велико: известно свыше  пятидесяти имен поэтов, писавших  в V — начале IV в. Из них античная  критика выделила — вероятно, по аналогии с трагической  триадой — Кратина, Евполида и Аристофана, но от первых двух до нас дошли только фрагменты. Таким образом, единственные памятники древнеаттической комедии для нас — комедии Аристофана.

    1. Аристофан – творец древней аттической комедии

 

          Аристофана, единственный творец  аттической, точнее, так называемой  старой аттической, комедии, чьи  произведения дошли до нашего  времени не только во фрагментах, но и целиком. Его предшественниками, смело соединившими фаллические  шутки  с политической сатирой, были Эвполид и Кратин, которые вместе с Аристофаном образуют такую же триаду выдающихся талантов в комедии, какую Эсхил, Софокл и Еврипид составляют в трагедии. Старая аттическая комедия строится на многих фантастических представлениях, перевертышах, пародии. В несохранившейся своей комедии «Дионисалександрос» Кратин изображает дело так, будто судьей, призванным решить спор трех богинь о том, какая из них самая красивая, был не Парис, а сам бог Дионис. Он-то и получил от Афродиты прекрасную Елену, увез ее в Трою; когда началась война, убежал, но был пойман и отдан в руки ахейцев, Елена же досталась Парису. Внимание афинян привлекали не только смелое пародирование эпического сказания, мифа, но и прямой политический намек на первое лицо в государстве, Перикла: как Дионис троянцев, так он вовлек в войну афинян. Образ Диониса становился лишь маской, под которой должен был скрываться Перикл, считавшийся виновником Пелопоннесской войны.

Информация о работе Происхождение древней аттической комедии