Ранняя лирика И.Бродского. Ссылка поэта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Русская культура второй половины ХХ века представляет собой период новых направлений в литературе, музыке и искусстве. "Оттепель" 60-х годов позволила выйти в свет авторской песне, появляется самиздат. Это и время "поэтического бума" в поэзии, когда организовываются новые поэтические школы и кружки, творчество которых отражает иное мышление, иное мировоззрение, отличное от официально-идеологического. Именно в это время появляются люди, способные совершить "культурную революцию" в умах общественности.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………… 3
II. Основная часть:
1. Ранняя лирика И.Бродского. Ссылка поэта……………………………... 4
2. Эмиграция. Нобелевская премия. Споры вокруг творчества поэта…... 8
3. Художественные особенности поэзии Бродского………………………. 9
4. Оценки творчества Бродского его современниками……………………. 12
III. Заключение……………………………………………………………….. 13

Файлы: 1 файл

Реферат-Бродский.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

I. Введение…………………………………………………………………… 3

II. Основная часть:

1. Ранняя лирика И.Бродского. Ссылка поэта……………………………... 4

2. Эмиграция. Нобелевская премия. Споры  вокруг творчества  поэта…... 8

3. Художественные особенности поэзии  Бродского………………………. 9

4. Оценки творчества Бродского  его современниками……………………. 12

III. Заключение……………………………………………………………….. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I


Русская культура второй половины ХХ века представляет собой период новых направлений в литературе, музыке и искусстве. "Оттепель" 60-х годов позволила выйти в свет авторской песне, появляется самиздат. Это и время "поэтического бума" в поэзии, когда организовываются новые поэтические школы и кружки, творчество которых отражает иное мышление, иное мировоззрение, отличное от официально-идеологического. Именно в это время появляются люди, способные совершить "культурную революцию" в умах общественности.

Одним из таких стал Иосиф Бродский, который признается одним из ярчайших поэтов современности и одним из самых сложных и интересных людей нашего времени. Бродский пятым из русских писателей удостоился Нобелевской премии, причём стал одним из самых молодых лауреатов в области литературы. Этому самобытному поэту, создавшему свой собственный, максимально свободный от традиций и авторитетов поэтический мир, как и многим другим талантливым писателям, была уготована судьба отверженности, непонимания своей Родиной. Подвергавшийся травле и осужденный на пятилетнюю ссылку, поэт в 1972 году был вынужден эмигрировать в США, где стал почётным профессором ряда университетов.

Простимся,

До встреч в могиле.

Близится наше время.

Ну, что ж?

 

Мы не победили.

Мы умрём на арене.

Тем лучше.

Не облысеем

От женщин,  от перепоя.

Его творчество на сегодняшний день является ключевой темой исследований как для филологов, так и для литературоведов. Иосиф Бродский открыл новую поэтическую традицию, соединив уроки нескольких поэтических школ и направлений в своей поэзии. Эта тема интересна тем, что именно поэтическое новаторство Бродского стало следующей ступенью в развитии литературы конца ХХ века.

 

Выбранная мною тема реферата «Роль и значение поэзии Иосифа Бродского в литературе XX века» современна и актуальна, ставит следующие задачи:

  1. дать краткий обзор жизни и творчества И.Бродского;
  2. определить художественные особенности  поэтики Бродского.

 

 

II

 

 

Бродский так и не вернулся в Россию, не исполнил собственного обещания, данного в одном из самых известных своих стихотворений:

Ни страны, ни погоста

Не хочу выбирать.

На васильевский остров

Я приду умирать.

 

Твой фасад темно-синий

Я впотьмах не найду,

Между выцветших линий

На асфальт упаду…

(«Стансы», 1962)

Бродский возвратился лишь стихами и изменил пространство русской поэзии. Однако известными прежде стихов становились факты его биографии.

Поэт, переводчик, драматург Иосиф Александрович Бродский родился в семье морского офицера, военного фотографа. В пятнадцать лет оставил школу, пытался поступить в военно-морское училище (не принят по пятому пункту — национальность), работал на заводе «Арсенал», в морге (мечтал стать врачом), в геологоразведочной партии. Он упорно занимался самообразованием: изучал английский и польский языки, углубленно знакомился с американской, английской и польской литературой, религиозной философией и мифологией.

Иосиф Бродский появился в литературе в 60-х годах XX века — в период «оттепели». Это время "поэтического бума" в литературе, который был одним из естественных последствий "оттепели". Затвердевшее, оледенелое слово выплеснулось лирикой, которая тоже была под запретом. Стали издаваться сборники Мартынова, Асеева. И они воспринимались тогда как что-то совершенно новое и полнилось новизной и смелостью. Ведь после постановления 1946 года (отмененного в 1988 году) лирика могла выходить на свет лишь в переводах. И потому-то с такой радостью и восторгом воспринимались выпускаемые сборники запрещенных и непечатаемых Ахматовой, Пастернака, Цветаевой и Заболоцкого. За ними приходят молодые поэты, которые рвутся в эту приоткрытую "оттепелью" свободу. Это и Евтушенко, и Вознесенский. 60-е годы – это и появление авторской песни, родоначальниками которой явились, безусловно, Окуджава, Галич, Ким, Высоцкий.

В это время складывается особый пласт "творческой молодежи", масштабы которой исчислялись миллионами людей. Это были те, которых не просто волновали перемены в общественной жизни, их не просто тревожило неясное будущее, и уж тем более неопределенное настоящее. Они пытались изменить жизнь, и больше было протестующих и опровергающих новые изменения, нежели благоприятно относившихся к веяньям новой эпохи "потепления". Создалась такая двоякая ситуация – люди, с одной стороны, были рады переменам и пытались себя всячески выразить в творчестве, с другой, боялись перешагнуть эту невидимую черту, за которой была обещанная свобода.

50-60-е годы можно охарактеризовать  появлением еще и самиздата, поскольку  запрет на многих авторов ещё оставался. Бродский участвовал в самиздатском журнале «Синтаксис», который выходил подпольно в Москве в 1958-1960-х годах. И ещё — до выезда за рубеж — в парижской газете «Русская мысль» и нью-йоркской «Новое русское слово».

Быстро миновав в ранней юности период подражания другим поэтам, И.Бродский никогда не был простым орудием рифмованной конъюнктуры, способным менять свой мировоззрение и поэтическое видение в связи с переменами моды и политических ветров. Он очень рано начал создавать свой собственный поэтический мир, совершенно не вписавшийся в прокрустово ложе соцреализма;

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию — спиной.

К любви своей потерянной — лицом.

И грудь — велосипедным колесом.

А ягодицы — к морю полуправд.

 

Тематический диапазон стихотворений И.Бродского начала 60-х годов необыкновенно разнообразен, и многие из них стали городским фольклором, перекладывались на музыку, исполнялись под гитару, потому что были легко воспринимаемы на слух. Но Бродский никогда не останавливался на достигнутом, он постоянно стремился к самосовершенствованию, к движению вперёд:

Мимо ристалищ, капищ,

мимо храмов и баров,

мимо шикарных кладбищ,

мимо больших базаров,

мира и горя мимо,

мимо Мекки и Рима,

синим солнцем палимы,

идут по земле

пилигримы.

 

Увечны они, горбаты.

Голодны, полуодеты.

Глаза их полны заката.

Сердца их полны рассвета.

 

Занимаясь талантливыми переводами, очень много читая, Бродский всё принадлежал к поколению поэтов, искусственно оторванных от русской поэтической традиции, и в то же время явившихся ее продолжателями. Бродский никогда не говорил о главном прямо, он искал новые возможности подхода к тексту и читателю. Не называя переживаемые эмоции, поэт помогает нам разобраться в них самим строем речи, приподнятостью лексики и речевых оборотов:

 

Мы снова проживаем у залива,

и проплывают облака над нами,

и современный тарахтит Везувий,

и оседает пыль по переулкам,

и стекла переулков дребезжат.

Когда-нибудь и нас засыплет пепел.

 

Поэтический мир ранних стихов поэта, которым были свойственны движение и борьба, эмоциональность и раздумчивость, меняется к середине 60-х годов, потому что меняется картина мира в сознании Бродского. Ощущение трагизма бытия служит причиной появления в стихотворениях поэта мотивов одиночества, темноты, тупика.

В 1963 году состоялось выступление главы советского государства Н.С. Хрущева, началась новая кампания, направленная против интеллигенции, и один из первых ударов тогдашней ленинградской администрации пришелся по Бродскому. Очень скоро одарённый ленинградский поэт был арестован по обвинению в тунеядстве, приговорён к пяти годам административной ссылки и выслан в деревню Норенская Архангельской области в 1964 году. Когда Анна Ахматова узнала о суде над Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и приговоре — 5 лет тюрьмы, она воскликнула: «Какую биографию делают юноше!» Тюрьма, высылка, «отеческие наказания в воспитательных целях»… Что мог ответить Бродский государству? «Почему ты не работаешь честно?» — «Я работаю. Пишу стихи».

Навестившему его поэту Е.Рейну в мае 1965 года в поэзии Бродского открылось новое качество. «И когда я прочёл все эти стихи, — рассказывал он английскому литературоведу В.Полухиной, — я был поражён, потому что это был один из наиболее сильных, благотворных периодов Бродского, когда его стихи взяли последний перевал. После этого они уже иногда сильно видоизменяются, но главная высота была набрана именно там, в Норенской, — и духовная, и метафизическая высота. Так что я как раз нашёл, что он в этом одиночестве  в северной деревне, совершенно несправедливо и варварски туда загнанный, он нашёл в себе не только душевную, но и творческую силу выйти на наиболее высокий перевал его поэзии». Пережитое отозвалось внешне бесстрастными стихами о вечных ценностях, за которыми, однако, угадывается глубоко скрытая  личная боль.

Отчужденность – вот главное качество человека, которое выделяет Бродский. В своем взгляде на личность Бродский сближается с мнениями и положениями философов-экзистенциалистов – Камю, Сартра, Бердяева, Кьеркегора и Хайдеггера, которые утверждали обособленность, одиночество человека в мире. При этом они подчеркивают то, что человек, только полностью отказавшийся от общества, обретет "подлинное существование", найдет сам себя, и сможет реализовать заложенные природой уникальные способности. Однако, чтобы выйти на свой личностный путь самоутверждения в мире, человек должен отказаться и от личных представлений о самом себе, которые сложились также под влиянием социальной среды. В своих стихотворениях Бродский ясно определяет такую позицию по отношению к миру:

 

Сумев отгородиться от людей,

Я от себя хочу отгородиться.

Не изгородь из тесаных жердей,

А зеркало тут больше пригодится.

("Сумев отгородиться от людей…")

 

Чтобы человек ни делал, он всегда остается одиноким, отчужденным от общества. Но именно в своем одиночестве он приходит к абсолютной свободе. Однако свобода у Бродского – не награда, а тяжкое бремя для человека, потому что она предполагает ответственность и личный выбор. В этом он схож с Сартром и Камю, которые занимались этой проблемой достаточно подробно и детально.

 

Как хорошо, что некого винить,

Как хорошо, что ты никем не связан,

Как хорошо, что до смерти любить

Тебя никто на свете не обязан.

("Воротишься на родину…")

 

Усилиями писателей и деятелей культуры, благодаря волне протеста таких известных писателей, как А.Ахматова, К.Чуковский, К.Паустовский, С.Маршак, а также возмущённой реакции международной прессы Бродский был освобождён досрочно и в сентябре 1965 года вернулся в Ленинград. К тому времени был издан за границей первый сборник его стихотворений.

В том же 1965-м году Бродский формулирует свое кредо, оставшееся в силе до конца его жизни. В стихотворении "Одной поэтессе" он писал:

Я заражен нормальным классицизмом.

А вы, мой друг, заражены сарказмом...

Бродский обнаруживает три вида поэзии:

Один певец подготавливает рапорт.

Другой рождает приглушенный ропот.

А третий знает, что он сам лишь рупор.

И он срывает все цветы родства.

К 1965 году Бродский стал первой поэтической фигурой в русской неофициальной литературе; примерно с этого же времени он начал печататься на Западе.

Только за границей в последующие двадцать с лишним лет продолжали печататься его произведения. Туда в 1972 году был выслан и сам поэт. В рамках разрешённого советским првительством выезда евреев в Израиль, он покинул Россию и обосновался в Нью-Йорке. В США выходят его поэтические сборники «Часть речи» (1977), «Новые стансы к Августе» (1983), «Урания» (1987).

В 1987 году Бродскому была присуждена Нобелевская премия в области литературы, послужившая поводом к публикации его стихов в советских журналах. О лауреате нобелевской премии у нас начали спорить, прежде чем его внимательно прочли. У одних был заготовлен для него восторженный приём, другие были готовы ответить столь же решительным неприятием, вплоть до отказа Бродскому считаться русским поэтом.

Вчитаемся же в строки стихотворения «На смерть Жукова», похороны которого И.Бродский видел в Америке по телевизору:

Вижу колонны замёрзших внуков.

Гроб на лафете, лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

русских военных плачущих труб.

Вижу в регалии убранный труп:

в смерть уезжает пламенный Жуков.

 

Что поражает в первый момент? Поражает то, что стихотворение свидетельствует о неразрывной связи поэта с Россией, о его непреходящей любви к ней и горьких раздумьях о её судьбе.

Лишь мгновенно успеваешь удивиться архаической классичности жанра. Остаётся лишь чувство властной свободы, с которой произносились слова.

Информация о работе Ранняя лирика И.Бродского. Ссылка поэта