Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:30, лекция
Борис Степанович Житков, один из зачинателей отечественной детской литературы, написал много замечательных произведений о природе и животных. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, верны хозяину. Среди этих рассказов: «Беспризорная кошка», «Про обезьянку» и другие. Все произведения Житкова не только забавны, но и поучительны. Они говорят о храбрости и трусости, о трудолюбии и лени, о жестокости и доброте.
Таков, например, интереснейший рассказ «Слон». Его главный герой — слон-великан работает из последних сил, помогает людям. А те не жалеют его, бьют чем попало, жестоко издеваются над ним. Нам бесконечно жаль слона, мы сильно негодуем против человеческого бездушия.
Билет 17. Рассказы о животных
в детском чтении, их познавательная и
воспитательная функция.
Борис Степанович Житков, один из зачинателей
отечественной детской литературы, написал
много замечательных произведений о природе
и животных. В его рассказах животные всегда
помогают человеку, они умны, сообразительны,
верны хозяину. Среди этих рассказов: «Беспризорная
кошка», «Про обезьянку» и другие. Все
произведения Житкова не только забавны,
но и поучительны. Они говорят о храбрости
и трусости, о трудолюбии и лени, о жестокости
и доброте.
Таков, например, интереснейший рассказ
«Слон». Его главный герой — слон-великан
работает из последних сил, помогает людям.
А те не жалеют его, бьют чем попало, жестоко
издеваются над ним. Нам бесконечно жаль
слона, мы сильно негодуем против человеческого
бездушия.
Великолепные «Рассказы о животных» Житкова
учат читателя доброте и состраданию.
Каждое произведение писателя — это призыв
с любовью относиться к братьям нашим
меньшим, беречь родную природу.
Рассказы Льва Толстого о животных. Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности.
Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «„.он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер». В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера:
«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить».
Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются маленькими детьми. С повадками птицы писатель познакомил читателей в конкретных, зримых картинах, из сцепления которых состоит рассказ. Лев Толстой явился основоположником зообеллетристическо-го рассказа в русской детской литературе. Его традиции позже развивали Мамин-Сибиряк, Гаршин, Чехов. Произведения Л. Н. Толстого для детей разрабатывают важные нравственные проблемы, дают проникновенный анализ внутреннего мира героев, отличаются художественным совершенством формы, поэтической ясностью и лаконизмом языка.
Билет 18. Юмор в литературе для детей. Герои Н. Носова.
Свои произведения Николай Носов любит писать от имени мальчишек. В повести «Весёлая семейка» рассказ ведёт уже знакомый нам Мишкин друг Коля. Во всех подробностях описывает он, как они с приятелями построили инкубатор и вывели цыплят. В другом случае повествование идёт через дневник юнната Коли Синицына. В повести «Витя Малеев в школе и дома» четвероклассник ведёт школьную и домашнюю летопись учебного года.
Рассказ ребят о себе позволяет писателю ввести в произведение множество правдивых деталей школьной действительности, забавных ребячьих словечек и наивных суждений по разным поводам. Словесная ткань повествования предельно приближена к детской разговорной речи, достоверно и выразительно отражает непосредственность ребёнка. Рассказ окрашен чарующим детским воображением. Всё здесь показано крупным планом, очень броско и необычно.
С поразительной психологической
глубиной воспроизводит Носов
Герои повестей «Дневник Коли Синицына» и «Весёлая семейка» пусть и не сразу, но всё же находят для себя полезное и увлекательное занятие. В первом случае ребята занялись пчеловодством, во втором - собственными силами смастерили инкубатор, чтобы вывести цыплят. И в этих производственных описаниях автор не перестаёт быть юмористом. На пути к успеху с ребятами происходит много весёлого. Писатель находит смешные ситуации, возникающие во время трудового процесса, и помогает донести до сознания и сердца читателя ощущения трудовой радости, рабочей гордости. Писатель рассказывает об очень важном - о том, как в совместной работе крепнет дружба ребят, как труд вносит радостные перемены в их сознание, закаляет характеры. Улыбку вызывают несуразные, забавные положения, в которых оказываются два друга из-за собственных ошибок. Всего нагляднее детские характеры проявляются в повседневных делах, которые каждый из ребят совершает по-своему, в зависимости от того, у кого какой нрав, какие привычки, какое воспитание. Каждый мальчишка из повестей Носова - это, оригинальный, самобытный человек, уверенный в себе, в своей непогрешимости, непоседливый выдумщик, заводила мальчишеской компании. Мишка и бесхитростный, непонятливый и несколько безвольный Коля, легко поддающийся уговорам и увлечениям своего чрезмерно энергичного друга, - главные персонажи «Весёлой семейки». Мечтательный, наивный и рассеянный Коля Синицын, твёрдый и рассудительный Юра Кусков и их дотошные, любознательные одноклассники, юннаты Павлик и Серёжа, - действующие лица повести «Дневник Коли Синицына».
В произведениях Николая Носова с мальчишками приключается всякое, весёлое и печальное, и читатель остро чувствует их беды и радости, переживает за них. Они по душе нам, эти непоседливые ребята. И пусть из-за своих ещё не совсем устоявшихся детских характеров они совершают иногда поступки опрометчивые, мы понимаем - в общем-то они люди хорошие, симпатичные и стремления у них благородные. Герои повестей Носова всегда дружат, выступают как единомышленники, благотворно влияют друг на друга. Именно такими и растут советские школьники - у них общие интересы, общие цели, а живут они в радостной атмосфере пионерской дружбе, взаимовыручки.
Пожалуй, в советской прозе
никто ещё не изображал жизнь
ребят в семье и школе с
такой весёлой
Вот Витя Малеев. В нём много хороших качеств, значительно больше чем плохих. Очень живой, общительный мальчик, склонный к философствованию.
Излюбленное Витино занятие
- мысленно разговаривать с самим
собой, оценивать собственные
У Кости Шишкина характер не такой, как у Вити. Из-за Костиного характера в основном и случаются всякие неприятности и приключения в Витиной жизни.
Костя Шишкин отличается своеобразным взглядом на многие вещи. Вместо того чтобы порадовать маму хорошими отметками, он решил перед праздником скрыть от неё скрыть табель с двойкой по русскому языку, чтобы её «веселее было».
Обладая глубоким пониманием детей, писатель, однако, никогда не подаёт факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Он усиливает характерные, особенно комические свойства детской натуры, ставит своих героев в небывало смешные положения, придумывает всевозможные занятные истории.
Художественными преувеличениями насыщены знаменитые носовские романы-сказки «Приключение Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» и незнайка на луне». В них действует вымышленный герой - сказочный человек ростом с огурец по имени Незнайка. Писательской фантазии здесь простор: ведь в сказке могут случаться всякие невероятности.
Но несмотря на буйное воображение, которому в сказке нет предела, писатель не теряет чувства реальности.
Хотя забавный незнайка и сказочный герой, но в его хвастовстве, в его поведении мы обнаруживаем черты реально существующих мальчишек.
Хотя сказка описывает приключения несуществующих коротышек, но ведь книга то создана не для них, а для живущих на нашей земле детей, которые на примере сказочных героев учатся жить и дружить, уважать знания и труд, быть правдивыми и честными.
Жители сказочных городов чертами своего характера очень похожи на реальных, земных мальчишек и девчонок. Среди коротыше, по-детски озорных и наивных, мы встречаем и лежебок, и забияк, и капризуль, точно таких, каких можно найти и в наших школах, и в наших детских садах.
Особое предпочтение читатель отдаёт забавному Незнайке, неисправному хвастунишке, необузданной фантазии которого, право же, мог бы позавидовать сам барон Мюнхаузен.
Конечно, будь у Незнайки лишь одни эти отрицательные качества - зазнайство и хвастовство, не стал бы он всеобщим любимцем детворы. Писатель раскрыл перед нами немало и хороших, благородных душевных свойств Незнайки, его дружелюбие и непосредственность, что сразу же вызывает к нему доверие, подкупает детского читателя. Автор рисует характер Незнайки многопланово, показывает его в развитии, становлении. Мы видим, как постепенно он избавляется от всего дурного, постигает главную цель жизни - помогать тем, кто справедлив и честен, кто ведёт борьбу за свободу и счастье родного народа против произвола эксплуататоров.
Носов всегда пишет для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик».
Закончить хочется словами Валентина Катаева: «Носов - умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора, автор поистине классических книг: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Приключении Незнайки» - и множества маленьких шедевров в две-три странички каждый, из которых блестит, как яркая жемчужина, в довольно объёмистом ларце нашей детской литературы».
Билет 13 Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Идейно-художественный анализ 1 произведения.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился в Висимо-Шайтанском рабочем поселке, в семье заводского священника. С детских лет он наблюдал жизнь и быт заводских и приисковых рабочих, слушал их песни, предания, легенды. Он видел бесправие и нищету горнозаводского люда, его стихийное возмущение, - «глухую борьбу», «не умирающий дух протеста». Все это оставило неизгладимый след в духовном развитии писателя.
Мамин -Сибиряк написал около 140 произведений для детей. Они печатались в прогрессивных журналах: «Детское чтение», «Восходы» «Юная Россия», издавались отдельными книгами.
Многие детские книги навеяны любовью к его дочери Алёнушке. Однако решающую роль в пробуждении к детской литературе имели наблюдения писателя над трагической судьбой детей в самодержавной крепостнической России, влияние на него прогрессивных идей того времени, раздумья о судьбе подрастающего поколения. Поэтому Мамин-Сибиряк считал детскую литературу важнее всего остального, потому, что дети - будущее человечества, в них и будущие возможности.
Мамин - Сибиряком написаны для детей публицистические и художественные очерки («Славен город Великий Новгород», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»), социально бытовые рассказы и повести («Вертел», «Под землей», «Под домной», «Кормилец»), рассказы о животных («Медведко», пейзажные этюды («Зеленые горы»), сатиристические, этюдные и волшебные сказки («Сказка про царя Гороха», «Постойко», «Лесная сказка»)
Произведения писателя для детей противостояли детским книгам реакционных писателей того времени, которые скрывали от детей социальные противоречия современного общества, внушали ему наивную веру в промысел божий и в филантропию.
Писатель часто умышленно
строил свои рассказы на мотиве неожиданной
встречи изнуренного
Рассказы Мамин-Сибиряка о маленьких мастеровых носят антинароднический характер. Писатель развенчивает иллюзию либеральных народников о спасительной силе деревенской жизни.
Но он не скрывает и ужасного положения детей в условиях города. в ««Каменном колодце» перед читателем проходит галерея забитых, озлобленных, отупевших от непосильного труда ребят. Поразительно убог их кругозор. Они не видели и не знают ни чего, кроме своего двора, улицы, не могут даже представить себе, как растет хлеб, однако и жизнь крестьянских детей не лучше.
Писатель всегда изображает героя-ребенка в потоке народной жизни, в обстановке производственного, семейного и общественного быта рабочих.
Рабочий коллектив обрисован автором так же реально, как и маленький герой, которого мы видим то в окружении рудокопов, то ремесленников. В центре повествования всегда стоит ребенок, но читатель надолго запомнит и многие образы взрослых: доменного мастера, старателя Рукобитова и др.
Мамин-Сибиряк был и большим мастером литературной сказки. Его научные сказки (сборник «Светлячки», «Лесная сказка», «Зеленая война» и др.) по существу открывают ту замечательную традицию русской природоведческой сказки, которая получила такое широкое распространение в творчестве писателя ХХ века Пришвина, Бианки, Чарушина.
Информация о работе Рассказы о животных в детском чтении, их познавательная и воспитательная функция