Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:30, лекция
Борис Степанович Житков, один из зачинателей отечественной детской литературы, написал много замечательных произведений о природе и животных. В его рассказах животные всегда помогают человеку, они умны, сообразительны, верны хозяину. Среди этих рассказов: «Беспризорная кошка», «Про обезьянку» и другие. Все произведения Житкова не только забавны, но и поучительны. Они говорят о храбрости и трусости, о трудолюбии и лени, о жестокости и доброте.
Таков, например, интереснейший рассказ «Слон». Его главный герой — слон-великан работает из последних сил, помогает людям. А те не жалеют его, бьют чем попало, жестоко издеваются над ним. Нам бесконечно жаль слона, мы сильно негодуем против человеческого бездушия.
Лучший сборник произведений для детей - «Аленушкины сказки».
Писатель показал себя здесь не только прекрасным знатоком детской психологии, но и умным воспитателем и в аллегорических сказках писатель сохраняет в образе животных, птиц и насекомых их естественные природные качества.
Ёж в сказке «Умнее всех» не только олицетворяет народные добродетели. Из спора обитателей птичьего двора ребенок получает и полное представление об их образе жизни, повадках.
Сказки Мамин-Сибиряка - классический образец веселой детской книжки, богатой образным сюжетом. С изумительным понимание естественных побуждений, вызывающих у ребенка игровые эмоции, рисует он ход игры, ее неповторимое импульсивное движение.
Лучшие произведения Мамин-Сибиряка известны далеко за рубежом. Глубоко, правдиво и всесторонне изображая жизнь, пропагандируя нравственные принципы, детские книги писателя и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения.
Билет 21 Сказки Ш. Перро
Шарль Перро - один
из лучших французских писателей - сказочников,
родился 12 января 1628 года в Париже. Литературная
карьера Шарля Перро началась
в 1653 году. Он написал книгу "Стены
Трои, или Происхождение бурлеска".
После этой книги он написал "Век
Людовика Великого", которая посвящалась
королю Франции. Но самой главной
и важной книгой Шарля Перро стал
сборник сказок - "Сказки матушки
гусыни", в который вошло 9 сказок. Все
они были народными, Шарль Перро лишь обработал
их, за исключением одной -"Рике с хохолком",
которую автор написал сам.
Тем не
менее, именно этот сборник прославил
Ш. Перро, как сказочника. Фактически, Шарль
Перро основал целый жанр в литературе
- сказки. В дальнейшем Шарль Перро написал
довольно много сказок, вошедших в золотую
коллекцию литературы. Сказки Шарля Перро
помнят наизусть, потому что многие выросли
на этих сказках. Читать сказки Шарля Перро
очень интересно и захватывающе, все они
написаны очень красивым и понятным языком.
Золушка - одна из самых известных сказок во всем мире. По мотивам этой сказки снято огромное количество мультипликационных и художественных фильмов. Сказка Золушка - шедевр своего жанра. Очень оригинальный сюжет, насыщеннный волшебством, красотой и справедливостью. Очень многие маленькие девочки мечтают оказаться на месте Золушки - ведь судьба этой доброй, честной и трудолюбивой девушки хоть и трудна, но тем не менее благородна. Бедная Золушка, которую унижали и эксплуатировали мачеха и её дочери, в один прекрасный момент, благодаря доброй крестной-фее, которая с помощью волшебной палочки сделала ей карету с лакеями, красивое платье и хрустальные туфельки, попадает на шикарный бал, где очаровывает всех своей красотой, изяшностью и грацией. Молодой принц влюбляется в Золушку. На следующий день Золушка опять попадает на бал, но забывается и в назначенное время еле успевает выбежать из замка, незадолго до того, как волшебные чары спадут (а происходит это в 12 часов ночи). В спешке она роняет одну из своих хрустальных туфелек и скрывается в неизвестном направлении. Ошеломленный и влюбленный принц желает во что бы то ни стало отыскать Золушку, пусть даже ради этого придется перемерить все женские ступни во всем королевстве, чтобы найти ту ногу, которой будет впору эта хрустальная туфелька. Так и нашли Золушку - когда она примерила хрустальную туфельку, она оказалась ей как раз впору. А когда она достала и надела вторую, такую же, тут уже не оставалось никаких сомнений. Мачеха и её дочери были в шоке, а принц и Золушка в радости, они сыграли свадьбу и жили припеваючи, в любви и согласии.
Выдающийся поэт и критик Шарль Перро, в наше время известный главным образом как один из основоположников жанра литературной сказки, родился в семье чиновника и получил юридическое образование. Став влиятельным сановником, Перро сочетал свои придворные обязанности с разнообразной литературной деятельностью.
В 1694 году Перро издал три сказки в стихах: «Гризельда», «Потешные желания» и «Ослиная кожа». Две последние сказки Перро позже пересказал в прозе. Славу Перро принес сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), куда входило первоначально восемь сказок. Позже Перро добавил еще три стихотворные сказки. Для Перро обращение к национальному фольклору не было случайностью. Он не только вел полемику с представителями классицизма, но и возглавлял литературную борьбу с ним. В своем труде «Параллель между древними и новыми…» (1688-1697) Перро утверждал необходимость отказаться от канонов классицизма и вводить в литературу новый, свежий, близкий народу материал. Он противопоставил национальные сказки античным сюжетам. В предисловии к своим сказкам Перро подчеркивал, что его источником были сказки, «которые наши предки сочиняли для своих детей». Высокая мораль этих сказок доходит до сознания, «глубоко западает в душу детей»,- писал Ш. Перро.
В большой мере Перро сохранил в сказках черты народной жизни, отраженной в фольклоре. Вспомним, как трудно было дровосеку в сказке «Мальчик с пальчик» прокормить свою семью, особенно в тяжелый голодный год, или бытовые детали в «Красной Шапочке» и др. Герои Перро наделены теми чертами характера, которые так ценит народ: трудолюбием, находчивостью, великодушием. Чванству, зазнайству, жестокости противопоставляется скромность, доброта. Перро удалось сохранить поэтичность народной французской сказки, особое ее изящество, иронию, юмор. По словам И. С. Тургенева, «…в них еще чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла».
Однако как ни близки сказки Перро народному творчеству, у них есть спои особенности. Перро хотел сделать именно эти, народные, сказки интересными для «высшего общества», ввести их в чтение аристократических салонов. Это, в одних сказках больше, в других меньше, повлияло на самую манеру рассказа, на некоторую его «претенциозность», на характер отдельных, то с юмором, то с иронией введенных деталей, наконец, на особенность «нравоучений», которыми Перро заканчивает каждую сказку. Бытовые подробности жизни аристократии, шутливое переплетение разных стилей воспринимаются как забавная утонченная игра, шутка. В «Ослиной коже» фея Сирена рассказывает историю инфанты «с бесконечным изяществом». К этому стремится и сам Перро.
Например, в «Спящей красавице» король с королевой, огорченные тем, что у них не было детей, ездили на всякие целебные воды, давали обеты, совершали паломничества. А влюбленный принц, поднимая спящую красавицу, «поостерегся ей сказать, что платье у нее как у его бабушки, и что у нее высокий воротник, какие носили при короле Генрихе IV». В России сказки Ш. Перро впервые были изданы в 1768 году и назывались «Сказки о волшебницах с нравоучениями». Под редакцией И. С. Тургенева они вышли в 1866 году (без нравоучений) ‘. В наше время они также выходят без нравоучений.
1. Волшебница (Подарки феи).
2. Золушка.
3. Кот в сапогах.
4. Красная шапочка.
5. Мальчик-с-пальчик.
6. Ослиная шкура.
7. Пряничный домик.
8. Синяя борода.
9. Спящая красавица.
10. Хохлик (Рике с хохолком).
Билет 24. Современное состояние методики детского чтения
Современное состояние методики детского чтения.
Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства.
При обращении к проблемам детства, в том числе и детского чтения, сегодня уже не обойтись без знания педагогической антропологии, дающей возможность не только лучше узнать ребёнка, но и воспитать во взрослом потребность видеть в своём питомце и осознавать его индивидуальность и самоценность. Материалом для исследования тех, кто занимается педагогической антропологией, являются воспоминания, дневники, записки людей, в которых осмыслен жизненный, в том числе и читательский, опыт человека. Формирование читателя в каждой отдельной личности, описанное в мемуарах, даёт возможность не только понять, но и прочувствовать процесс восприятия, обдумывания, влияния книги на ребёнка, увидеть, как происходил отбор литературы, ставшей впоследствии классикой, каким параметрам она должна соответствовать, чтобы войти в круг чтения многих поколений детей, всегда ли в этом процессе определяющим будет художественное мастерство писателя.
Природа детства, образ детства и отдельного ребёнка всегда изучались художественной литературой. Современная как взрослая, так и детская литература, продолжая традицию, первой показала неблагополучные процессы, происходящие в детстве, в семье. В отношениях детей и родителей, детей и взрослых.
Одной из особенностей современной детской литературы и книгоиздания для детей являются установка на семейное чтение. Отдельное художественное произведение и книга в целом как бы приглашают взрослых вопреки всем обстоятельствам не устраняться от чтения детям и совместного переживания прочитанного.
Задача воспитания грамотного читателя, которую на современном этапе развития общества выдвинула сама жизнь, является составной частью общей задачи формирования ребёнка как высококультурной и высокоразвитой личности; ведь от состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества.
Выводы:
Снижение интереса к чтению, характерное для последнего времени, и возникновение связанных с этим процессом различных проблем детства требуют:
Осознать проблему детского чтения как общегосударственную проблему будущего развития культуры, науки и благосостояния России;
Понять, что детская литература – это искусство, а не «одно педагогическое занятие», что она лежит в основе базовой культуры личности, и изменить статус детской литературы, цели и задачи приобщения детей к книге;
Особое внимание обратить на формирование круга детского чтения. Предложенное программами быстро устаревает, не соответствует развитию литературного процесса, не всегда отвечает тем проблемам, которые выдвигает жизнь.
Информация о работе Рассказы о животных в детском чтении, их познавательная и воспитательная функция