Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:26, реферат
Цель работы: изучить и проанализировать концепт «Воля». Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Уточнить понятие концепта как базового термина когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, психолингвистики, структурной семантики.
Описать концептологию как типологию концепта.
1. Введение … 3
2. Понятие «концепт» ... 4
3. Структура и понятие концепта ... 5
4. Концепт «Воля» в русском языке ... 7
5. Заключение ... 13
6. Список литературы ... 14
Содержание:
1. Введение … 3
2. Понятие «концепт» ... 4
3. Структура и понятие концепта ... 5
4. Концепт «Воля» в русском языке ... 7
5. Заключение ... 13
6. Список литературы ... 14
Введение.
Данная работа посвящена изучению концепта «воля» в современном русском языке. Многообразные языковые средства, объективирующие эти знания, формируют объемный фрагмент языковой картины мира, который мы обозначаем как «языковую картину внутреннего мира человека».
Объектом настоящего исследования являются содержание и структура концепта «Воля», представляющего фрагмент картины внутреннего мира человека.
В качестве предмета изучения выступают языковые средства и механизмы репрезентации концепта «Воля» в современном русском языке.
Цель работы: изучить и проанализировать концепт «Воля». Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
-3-
концепт воля язык вербализация
Термин «концепт» в
языкознании традиционно связан
с концептуализацией и
В наши дни распространение термина концепт в известной степени связано с информационным бумом, ментальной эволюцией (революцией), необходимостью упорядочивания конструируемого человеком социального мира.
Само слово «Концепт» происходит от латинского слова conceptus, что означает «понятие». Можно сказать, что концепт – явление того же порядка, что и понятие. Однако в современном научном языке это слово означает не просто понятие, а некое общее понятие, усредненное, обобщенное, своего рода концентрат представлений о предмете или явлении.
Концепт объединяет и выражает в
некой общей форме все
Концепт может трактоваться и как отдельный смысл, и как целая концептуальная структура, включающая в себя другие концепты и задающая другие степени абстракции. Предпринимаются многочисленные попытки типологизации концептов по содержанию и степени абстракции (конкретно-чувственный образ, представление, схема, понятие, прототип, пропозициональная структура, фрейм, сценарий (скрипт), гештальт и т.д.)
На основе новых работ мы можем судить о том, что постепенно
-4-
преодолевается радикальное разграничение ментального и предметного планов рассматриваемого явления, которое, возможно, восходит к вербально-невербальной теории концепта А.Вежбицкой. По мнению автора, в невербальной форме концепты представляют собой ряд значимых (ритуальных, обрядовых) ситуаций, действий, жестов, стереотипов поведения. В вербальной – это «ключевые слова» (тексты, культурные сценарии) данного языка и данной культуры. «Ключевые слова» культуры обращают на себя внимание частотностью употребления, они входят в состав различных идиоматических выражений. По мнению А.Вежбицкой, «в словах языка закодированы определенные способы концептуализации мира»
Исследователи (Н.Д. Арутюнова, Д.Н. Кубрякова, Ю.С. Степанов) утверждают, что у каждого человека есть свой, индивидуальный культурный опыт, запас знаний и навыков, которыми определяется богатство значений слова и богатство концептов этих значений. Концепт равен сумме лексического значения и опыта языковой личности. Концепт приближен к ментальному миру человека, следовательно, к культуре и истории, поэтому имеет специфический характер. Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа, его духовную культуру, культуру духовной жизни народа.
Ряд же исследователей включает концепт в состав когнитивных структур, лежащих в основе компетенций человека, в том числе и языковых. В.В.Красных считает, что совокупность таких структур формирует когнитивное пространство индивида, т.е. совокупность всех его знаний и представлений . При этом различаются лингвистические и феноменологические структуры.
2.Структура и типологпия концепта.
Существует множество
классификаций концептов, различные
типологии концептов в
1) по принципу организации:
-5-
сложные (представлены в словосочетаниях и предложениях) [В.А. Маслова,];
2) по структуре: рамочные
3) по признаку
4) по содержанию: представления,
схемы, гиперонимы, фреймы, скрипты/
сценарии, гештальты, инсайты,
5) по содержательным уровням:
одноуровневый концепт (один
6) по типу дискурса: познавательные
концепты и художественные
Художественный концепт рассматривается, прежде всего, как единица индивидуального сознания, авторской концептосферы, вербализованная в едином тексте творчества писателя.
Совокупность всех типов концептов
словарного запаса индивида, как и
всего языка в целом, образует
концептосферу – чисто
Н.А. Земскова же классифицирует концепты по признаку стандартизованности, обработанности на три разновидности: 1) индивидуальные, которые не стандартизованы вообще, 2) групповые (половые, возрастные, социальные) и
-6-
Концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Рассматривая концепт, как сложную структуру, ученые-лингвисты сходятся в одном: в структуре концепта четко обозначены понятийный, образный и ценностный компоненты, а также важно отметить наличие оценочного компонента, который передает отношение человека к тому или иному отражаемому объекту. Следует отметить, что в более широком смысле структуру концепта можно представить в виде круга, в центре которого лежит основное понятие – ядро концепта, а на периферии находится все то, что привнесено культурой, традициями, народным и личным опытом.
М.В. Пименова предложила трехчленную классификацию концептов, образующих концептуальную систему: I. Базовые концепты, к этому разряду можно отнести те концепты, которые составляют фундамент языка и всей картины мира; среди них: 1) космические концепты; 2) социальные концепты; 3) психические (духовные) концепты. II. Концепты-дескрипторы, которые квалифицируют базовые концепты. III. Концепты-релятивы, реализующие типы отношений.
Концепт «Воля» относится к разряду
базовых концептов
Концепт «Воля» широко рассматривается в трудах исследователей, отдельные замечания о данном концепте имеются в книгах.
В.А. Маслова относит концепт «воля» к специфическим русским национальным концептам наряду с концептами «душа», «тоска», «поле», «дом». Тогда как, Т.В.
-7-
Булыгина и А.Д. Шмелев выделяют концепт «воля» в качестве одного из наиболее значимых для русского национального сознания.
Как известно, слово «воля» полисемантично. Среди значений слова «воля» отчетливо выделяются два смысловых инварианта: 1) способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели; 2) свобода в проявлении чего-нибудь.
Анализ слов (на материале толковых словарей русского языка В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) показал, что семема слова воля объединяет семы «желание», «выбор», «власть», «право», и определяется как «состояние, характеризующееся отсутствием стеснений, ограничений». Словарь С.И. Ожегова трактует волю как «способность осуществлять свои желания».
Этимологический словарь М. Фасмера дает следующую референцию:
Воля 1 <…> // Связано чередованием гласных с велеть, довлеть. Родственно лит. valia «воля», лтш. vala «сила, власть», д.-в.-н. wala (ж. р.) «выбор», нов.-в.-н. wahl – то же, wollen «хотеть», др.-инд. varas «желание, выбор», авест. vara – «воля», «отбор»
Велеть, велю; чередование гласных: воля, довлеть// Родственно лит. velti, pavelti «хотеть» «позволять» <…> лат. volo «хотеть»<…> др.-инд. vrnati
«выбирает себе, что предпочитает». Таким образом, видно, что лексема воля, принадлежит индоевропейскому словарному фонду. В ее лексическом значении интегрированы семы «желание», «выбор», «власть».
В русском языке концепт воля включает в себя несколько структур:
1. Воля — божественная власть. В древнерусском языке, как отмечает В.В.Колесов, воля соотносилась только с высшей, божественной властью. В
-8-
одной из ранних летописей,
˝Повести временных лет˝, оно
наиболее частотно в составе формулы
Божия воля, что согласуется
с особенностями отражения
2. Также ядро концепта «воля» представлено в сознании носителей языка следующими смыслами: ‘самостоятельность/отсутствие подчинения’; ‘состояние/положение, характеризующееся полным отсутствием границ/рамок или правил/условий’, ‘предполагающее активные/интенсивные действия’, ‘предполагающее совершение действий исключительно в соответствии с собственными желаниями субъекта’; ‘состояние, вызванное ощущением полного отсутствия стеснений, ограничений’; специфический компонент ядра – это денотативный смысл ‘большое, ничем не стесненное пространство’.
Концепты «воля» и «свобода» – это разные русские концепты. В русской языковой картине мира они совпадают лишь в отдельных фрагментах, обозначающих универсальную идею самостоятельности, независимости, т.е. положения, характеризующегося отсутствием стеснений/ограничений в чем-либо, и тогда, когда свободу, подразумевающую некоторые ограничения, приравнивают к не считающейся ни с какими ограничениями воле (что само по себе отражает специфику русского менталитета).
Концепты «воля» и «свобода» отражают проявления человеческой психики (чувство, состояние). В качестве ключевых слов русской культуры воля и свобода отличаются смысловым богатством, тесно связаны с социально-культурными аспектами быта и бытия русских. Воля и свобода особым образом -9-
коррелируют в русском языке, на что неоднократно указывали русские философы и филологи Н. Бердяев (1992), А. Хомяков (1992), Д. Лихачев (1984) и др.
Для русских воля – это абсолют свободы, основанный исключительно на желании, хотении человека, свобода же подразумевает особость, отдельность, обособленность, независимость личности в обществе, какой-либо общности при полном признании законов жизнедеятельности этого общества (общности). Воля и свобода – частный случай оппозиции «свое» – «чужое», где воля – это изначально концепт русского сознания, а свобода – европейского. Воля переживается конкретно-чувственно, со всей интенсивностью, мощью своей энергии и порывов. Воля – это исключительно и только моя свобода. При этом «свое», «родное» для русских – это воля.
Информация о работе Рассматривается понятие концепта в русском языке на примере концепта "Воля"