Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:57, контрольная работа
Для своей дипломной постановки я выбрала пьесу А.Н. Осторвского «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Эта пьеса является заключительной в трилогии о Мишеньке Бальзаминове. Также в этой трилогии есть пьесы: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!». В своей трилогии о Бальзаминове А.Н. Островский отходит от драматизма своих произведений, присущим таким пьесам как «Доходное место» и «Гроза», возвращаясь к поэтическому описанию жизни простых людей, чьи проблемы могут вызвать улыбку, обычно смешанную со слезами.
1. Режиссерский анализ пьесы
1. Обоснование выбора пьесы
2. Автор-драматург-время
3. Эпоха в пьесе
Идейно-тематический замысел произведения
4. Тема
5. Идея
6. Фабула
Сюжетно-композиционная основа произведения
7. Композиция и архитектоника произведения
8. Событийный строй произведения
9. Драматургический конфликт
10. Анализ предлагаемых обстоятельств
11. Жанр пьесы
12. Схема-анкета об образах
13. Зерно пьесы
14. Сюжет
Управление культуры белгородской области
ГБОУ ВПО Белгородский государственный институт искусств и культуры
Факультет режиссуры, актёрского искусства и хореографии
Кафедра актёрского искусства
Контрольная работа по дисциплине«Режиссура»
Разбор пьесы А.Н. Островского
«Женитьба Бальзаминова»
(«За чем пойдешь, то и найдешь»)
Выполнила: ст. гр. 34РТК
Никифорова Я.
Проверила:
Доцент кафедры
актёрского
искусства
Дубянская В.Н.
Белгород, 2013г.
1. Режиссерский анализ пьесы
1. Обоснование выбора пьесы
2. Автор-драматург-время
3. Эпоха в пьесе
Идейно-тематический замысел произведения
4. Тема
5. Идея
6. Фабула
Сюжетно-композиционная основа произведения
7. Композиция и архитектоника произведения
8. Событийный строй произведения
9. Драматургический конфликт
10. Анализ предлагаемых
11. Жанр пьесы
12. Схема-анкета об образах
13. Зерно пьесы
14. Сюжет
1. Режиссерский анализ пьесы
1. Обоснование выбора пьесы
Для своей дипломной постановки я выбрала пьесу А.Н. Осторвского «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Эта пьеса является заключительной в трилогии о Мишеньке Бальзаминове. Также в этой трилогии есть пьесы: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!». В своей трилогии о Бальзаминове А.Н. Островский отходит от драматизма своих произведений, присущим таким пьесам как «Доходное место» и «Гроза», возвращаясь к поэтическому описанию жизни простых людей, чьи проблемы могут вызвать улыбку, обычно смешанную со слезами. Комедии повествуют о поисках богатой невесты чиновником с несерьезной фамилией Бальзаминов, попадающим в самые неожиданные ситуации. Водевильный характер пьес на помешал Островскому ярко и живо показать в них картины столь хорошо ему знакомой замоскворецкой жизни. В то же время вроде бы шутливые приключения Бальзаминова были показаны с таким сочувствием к «маленькому человеку», что ничтожный и пустой герой поневоле начинает вызывать симпатию. Сама среда, в коротой он жил сформировала в нем человека простодушного и недалекого.
Основой пьес трилогии является не столько изображение действительности в многообразии объективных связей, сколько её «преломление» в индивидуальном сознании читателя. Творческой задачей художника, таким образом, становится не столько сотворение мира, аналогичного реальному, сколько воздействие на сферу восприятия.
Мне очень импонирует то, что Островский пишет образы своих героев с глубокой симпатией и любовью. Поэтому я выбрала одну из его пьес «Праздничный сон – до обеда».
Мечты о красивой и беззаботной жизни, аккуратно завитые локоны, прогулки под окнами богатых юных красавиц – это всё составляет ежедневные заботы 25-летнего Миши Бальзаминова. Его красивый сон, который обещал исполнение всех желаний и уже почти стал реальностью, разбивается.
Островский любит эту среду патриархального купечества и черпает из нее подавляющую массу своих образов. Система персонажей многосоставна и характерна. Ее образуют – забитая жена купца, всецело ему подчиняюаяся сердобольная женщина («Бедность не порок», «В чудом пиру похмелье»); жеманная и пустая дочка купца, томящаяся на выданьи («Свои люди - сочтемся»), контрастный с нею образ нежной и любящей девушки (Любови Гордеевны в «Бедность не порок», Параши в «Горячем сердце», Катерины в «Грозе»); бедный сентиментальный приказчик, влюбленный в хозяйскую дочку и в результате ряда счастливых совпадений женящийся на ней («Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Не все коту масленица»); строгая с виду, но добрая характером нянька («Бедность не порок», «Свои люди – сочтемся», «Правда хорошо, а счастье лучше»), наконец речистая и бойкая сваха («Свои люди – сочтемся», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь»). С несомненным сочувствием рисует Островский и весь несложный и каждодневный быт купеческого дома – нескончаемые чаепития, сватанья, тайные свидания влюбленных и т. д. В этих комедиях он широко и любовно раскрыл новый никем не изображавшийся мир, представ пред русским читателем «Колумбом Замоскворечья».
Один из ярчайших бытовистов русской литературы, Островский постоянно вращается в сфере изображаемой им действительности, не выходя за ее пределы даже в своих опытах на исторические или фольклорные темы. Этот бытовизм пронизывает всюструктуру его произведений, начиная от характеристик действующих лиц и вводных, пейзажных и жанровых ремарок, предваряющих начало того или иного действия, и кончая более существенными компонентами.
Для полноты характеристики стиля Островского, хочу сказать об исключительном богатстве и яркости его языка. Замечательной особенностью Островского является то, что он чувствует глубокое разнообразие речевых диалектов. Каждая социальная группа говорит у него по-разному, и это различие языка, эти особенности индивидуальной речи каждого персонажа как нельзя глубже соответствуют особенностям его природы. По языку всегда можно отличить у Островского говорящего, словесный стиль которого полностью отображает его душу.
Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. Меня, как человека родившегося и выросшего в сельской местности очень привлёк живой русский язык, живописность характеров и образов в пьесе.
2. Автор-драматург-время
Замечательный русский драматический писатель Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 г. В Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого систематического образования не получил. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству; но отец непременно хотел сделать из него юриста. Окончив гимназический курс, Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров. По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в совестный, потом – в коммерческий суд. Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку. К 1846 г. Им было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия: «Несостоятельный должник» (впоследствии – «Свои люди - сочтемся»). Небольшой отрывок из этой комедии был напечатан в № 7 «Московского Городского Листка» 1847 г.; В № 60 и 61 той же газеты явилось, без подписи, другое, уже вполне самостоятельное произведение Островского – «Картины московской жизни. Картина семейного счастья». Эти сцены были перепечатаны, в исправленном виде и с именем автора, под заглавием: «Семейная картина», в «Современнике» 1856 г., № 4. «Семейную картину» сам Островский считал своим первым печатным произведением и именно с нее вел начало своей литературной деятельности. «С этого дня, - говорит Островский, - я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание». Он пробовал силы также и в повествовательном роде, в фельетонных рассказах из замоскворецкого быта.
Комедия Островского, под измененным заглавием: «Свои люди - сочтемся», после долгих хлопот с цензурой, доходивших до обращения к самым высшим инстанциям, была напечатана во 2-ой мартовской книге «Москвитянина» 1850 г., но не разрешена к представлению; цензура не позволяла даже и говорить об этой пьесе в печати. На сцене она явилась только в 1861 г., с переделанным против напечатанного окончанием. Вслед за этой первой комедией Островского в «Москвитянине» и других журналах ежегодно стали появляться и другие его пьесы: в 1850 г. – «Утро молодого человека», в 1851 г. – «Неожиданный случай», в 1852г. – «Бедная невеста», в 1853 г. – «Не в свои сани не садись» (первая из пьес Островского, попавшая на сцену Московского Малого театра, 14 января 1853 г.), в 1854 г. – «Бедность не порок», в 1855г. – «Не так живи, как хочется», в 1856 г. – «В чужом пиру похмелье». Во всех этих пьесах Островский явился изобразителем таких сторон русской жизни, которые до него почти вовсе не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Глубокое знание быта изображаемой среды, яркая жизненность и правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык, отчетливо отражающий в себе ту настоящую русскую речь «московских просвирен», учиться которой Пушкин советовал русским писателям – весь этот художественный реализм со всей простотой и искренностью, до которых не поднимался даже Гоголь, был встречен в нашей критике одними с бурным восторгом, другими – с недоумением, отрицанием и насмешками.
В то время как А. Григорьев, провозглашая себя «пророком Островского», неустанно твердил, что в произведениях молодого драматурга нашло выражение «новое слово» нашей литературы, именно – «народность», критики прогрессивного направления укоряли Островского за тяготение к допетровской старине, к «славянофильству» погостинского толка, видели в его комедиях даже идеализацию самодурства, называли его «гостинодворским Коцебу». Чернышевский резко отрицательно отнесся к пьесе «Бедность не порок», усмотрев в ней какую-то сентиментальную слащавость в изображении беспросветного,якобы «патриархального» быта; другие критики негодовали на Островского за то, что он возводит на степень «героев» какие-то чуйки и сапоги бутылками. Свободная от эстетической и политической предвзятости театральная публика бесповоротно решила дело в пользу Островского. Талантливейшие московские актеры и актрисы – Садовский, С. Васильев, Степанов, Никулина-Косицкая, Бороздина и другие, - сразу почувствовали в пьесах Островского веяние живой, близкой и родной им русской жизни и отдали все свои силы правдивому ее изображению на сцене. И театральная публика увидела в исполнении этих артистов действительно «новое слово» сценического искусства – простоту и естественность, увидела людей, живущих на сцене без всякого притворства. Своими произведениями Островский создал школу настоящего русского драматического искусства, простого и реального, настолько же чуждого вычурности и аффектации, насколько чужды ей великие произведения нашей литературы. Эта его заслуга была прежде всего понята и оценена в театральной среде, наиболее свободной от предвзятых теорий.
Не ограничиваясь жизнью замоскворецкого купечества, Островский вводит в круг действующих лиц мир крупного и мелкого чиновничества, а затем и помещиков. В 1857 г. Написаны «Доходное место» и «Праздничный сон – до обеда» (первая часть «трилогии» о Бальзаминове; две дальнейшие части – «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «За чем пойдешь, то и найдешь», - появились в 1861 г.), в 1858 г. – «Не сошлись характерами» (первоначально написано в виде повести), в 1859 г. – «Воспитанница». В том же году появились два тома сочинений Островского, в издании графа Г.А. Кушелева-Безбородко. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобретателя «темного царства». Сам Островский по своей природе был вовсе не сатирик, даже почти не юморист; с истинно эпической объективностью, заботясь только о правде и жизненности изображения, он «спокойно зрел на правых и виновных, не ведая ни жалости, ни гнева» и нимало не скрывая своей любви к простому «русачку», в котором даже среди уродливых проявлений быта всегда умел находить те или иные привлекательные черты. Островский и сам был таким «русачком», и все русское находило в его сердце сочувственный отзвук. По собстенным его словам, он заботился прежде всего о том, чтобы показать на сцене русского человека: «пусть видит себя и радуется. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее». В драматической хронике «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» Островский впервые взялся за обработку исторической темы, подсказанной ему нижегородскими преданиями, так и внимательным изучением нашей истории XVII века. Чуткому художнику удалось подметить в мертвых памятниках живые черты народного быта и в совершенстве овладеть языком изучаемой эпохи, на котором он и впоследствии, ради шутки, писал целые письма. «Минин», получивший одобрение государя, был, однако, запрещен драматической цензурой и мог появиться на сцене только 4 года спустя. На сцене пьеса не имела успеха вследствие своей растянутости и не всегда удачного лиризма, но критика не могла не заметить высокого достоинства отдельных сцен и фигур. С этого времени начинается ряд пьес Островского, написанных, по его выражению, в «новой манере». Их предметом служит изображение уже не купеческого и мещанского, а дворянского быта: «На всякого мудреца довольно простоты», 1868; «Бешеные деньги», 1870; «Лес», 1871. Вперемежку с ними идут и бытовые комедии «старой манеры»: «Горячее сердце» (1869), «Не все коту масленица» (1871), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872). В дальнейших своих произведениях 70-х и 80х годов Островский обращается к быту различных слоев общества – и дворянского, и чиновничьего, и купеческого, причем в последнем отмечает перемены воззрений и обстановки, вызванные требованиями новой русской жизни. К этому периоду деятельности Островского относятся: «Поздняя любовь» и «Трудовой хлеб» (1874), «Волки и овцы» (1875), «Богатые невесты» (1876), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1877), «Последняя жертва» (1878), «Бесприданница» и «Добрый барин» (1879), «Сердце не камень» (1880), «Невольницы» (1881), «Таланты и поклонники» (1882), «Красавец-мужчина» (1883), «Без вины виноватые» (1884) и, наконец, последняя, слабая по замыслу и исполнению, пьеса: «Не от мира сего» (1885). Оригинальных пьес им написано всего 49. Все эти пьесы дают зпмечательную по своей жизненности и правдивости галерею самых разнообразных русских типов, со всеми особенностями их повадки, языка и характера.
Он мечтал о возможности преобразовать художественный вкус артистов и публики и создать театр-школу, одинаково полезную как для эстетического воспитания общества, так и для подготовки достойных деятелей сцены. В 1866 г. В Москве он создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. К началу 80-х годов, Островский прочно занял место вождя и учителя русской драмы и сцены. Усиленно работая в учрежденной в 1881 г. При дирекции Императорских театров комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов и давших возможность более целесообразной постановки театрального образования. В 1885 г. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Здоровье его, к этому времени уже пошатнувшееся, не отвечало тем широким планам деятельности, какие он себе ставил. Усиленная работа быстро истощила организм; 2 июня 1886 г. Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове, не успев осуществить своих преобразовательных предположений.
Александр Николаевич Островский – великий русский драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров.
3. Эпоха в пьесе
Пьеса «За чем пойдешь, то и найдешь» замыкает трилогию о Бальзаминове.
Написана в 1861 году. Впервые пьеса была опубликована в том
же году в сентябрьском номере журнала Федора Достоевского «
Достоевский ответил 24 августа 1861 года: «Вашего несравненного «Бальзаминова» я имел удовольствие получить третьего дня… Что сказать Вам о Ваших «сценах»? Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме… из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место. Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я ее помню». («Ф. М. Достоевский, Письма», ГИЗ, 1928, стр. 306) .
Информация о работе Разбор пьесы А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова»