Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 18:57, контрольная работа
Для своей дипломной постановки я выбрала пьесу А.Н. Осторвского «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Эта пьеса является заключительной в трилогии о Мишеньке Бальзаминове. Также в этой трилогии есть пьесы: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!». В своей трилогии о Бальзаминове А.Н. Островский отходит от драматизма своих произведений, присущим таким пьесам как «Доходное место» и «Гроза», возвращаясь к поэтическому описанию жизни простых людей, чьи проблемы могут вызвать улыбку, обычно смешанную со слезами.
1. Режиссерский анализ пьесы
1. Обоснование выбора пьесы
2. Автор-драматург-время
3. Эпоха в пьесе
Идейно-тематический замысел произведения
4. Тема
5. Идея
6. Фабула
Сюжетно-композиционная основа произведения
7. Композиция и архитектоника произведения
8. Событийный строй произведения
9. Драматургический конфликт
10. Анализ предлагаемых обстоятельств
11. Жанр пьесы
12. Схема-анкета об образах
13. Зерно пьесы
14. Сюжет
Достоевский организовал у себя чтение пьесы и об интересных для автора впечатлениях слушателей также сообщал в письме: «…Некоторые из слушателей и из слушательниц вашей комедии уже ввели Белотелову в нарицательное имя. Уже указывают на Белотелову и отыскивают в своей памяти девиц Пеженовых» (там же).
Эту пьесу можно отнести к зрелому периоду творчества Островского. Так как к моменту написания этой комедии, Александр Николаевич был уже очень известным и уважаемым писателем.
Неудачно сложилась театральная судьба «Женитьбы Бальзаминова». Островский просил заведующего репертуарной частью петербургских императорских театров П. С. Федорова принять его новую пьесу «так же благосклонно, как и все прежние» (т. XIV, стр. 89). Но истинное отношение к драматургу со стороны этого чиновника-администратора, как и вообще театрального начальства, бывшее и прежде далеко не благосклонным, теперь обнаружилось открыто – Литературно-театральный комитет, состоявший в большинстве из недоброжелателей Островского, рассмотрев пьесу, постановил: «Не одобряется к представлению».
Глубоко возмущенный, но лишенный возможности публично обжаловать заключение Литературно-театрального комитета, Островский приходит к мысли о том, что дальнейший его честный писательский труд для сцены невозможен.
На защиту писателя выступила прогрессивная пресса; инцидент получил общественную огласку.
Под давлением общественного мнения Литературно-театральный комитет пересмотрел свое постановление о «Женитьбе Бальзаминова» и 17 ноября 1862 года большинством голосов (шесть против четырех) допустил пьесу к представлению, с оговоркой, что автор, чье имя приобрело известность, будет сам отвечать за свое произведение, комитет же «не признает большого литературного и сценического достоинства в пьесе Островского» и делает для нее исключение ввиду бедности репертуара Александрийского театра
1 января 1863 года петербургский Александрийский театр впервые показал пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь» при следующем распределении ролей: Бальзаминов – Пав. В. Васильев, Бальзаминова – Ю. Н. Линская, Красавина – Воронова, Чебаков – П. С. Степанов, Белотелова – Е. Н. Васильева 2-я, Раиса – А. П. Натарова, Матрена – Рамазанова.
В московском Малом театре премьера состоялась 14 января 1863 года. Роли исполняли: Бальзаминов – А. А. Рассказов, Бальзаминова – Н. В. Рыкалова, Красавина – С. П. Акимова, Чебаков – В. А. Дмитревский, Белотелова – А. И. Колпакова, Анфиса – В. В. Бороздина, Раиса – А. И. Колосова, Матрена – X. И. Таланова.
А. А. Рассказова и П. В. Васильева, исполнителей роли Бальзаминова, А. Н. Островский выделял как высокоталантливых артистов. Д. В. Аверкиев вспоминал, что «Павел Васильев в этой роли был само совершенство» («Дневник писателя», 1886, стр. 252). Из актеров более позднего времени лучшим истолкователем образа Бальзаминова был В.Н. Давыдов.
В 1964 на киностудии «Мосфильм» была поставлена экранизация пьесы — фильм «Женитьба Бальзаминова»: режиссер К. Воинов, в ролях: Георгий Вицин, Л юдмила Шагалова, Екатерина Савинова, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Жанна Прохоренко, Надежда Румянцева и др.
Идейно-тематический замысел произведения
4. Тема
В данной пьесе автор поднимает тему маленького человека. Бедному неумному Бользаминову приходится выживать в московском обществе. А единственный способ быть признанным – это быть богатым, поэтому он ищет себе обеспеченную невесту. У главного героя от недостатка образования формируются неправильная система ценностей. Вместо того чтобы учиться, работать, он просто ходит. Складывается образ «обиженного Богом».
Еще Островский затрагивает тему выживания в обществе – каждый выживает как может: Бальзаминова пытается женить сына, Красавина пытается сосватать Белотелову, Чебаков хочет украсть богатую невесту, Пеженовы мечтают сбежать из дома.
Островский жалеет Бальзаминова, поскольку тот наивен как ребенок, прост в своих суждениях и не находит общего языка с тем миром, в котором ему приходится существовать.
Я считаю, что в наше время эта тема актуальна, так как деньги и связи играют в нашем обществе большую роль. Большинство людей и в наше время живут по принципам героев Островского.
5. Идея
6. Фабула
Завязка начинается в 1 картине, 4 явлении (Бальзаминов «Я еще и говорить-то с тобой не хочу. Вот что!»)
Появляются два враждующих лагеря : Бальзаминов с мамой и кухаркой; Красавина и невесты.
Кульминация находится во 2 картине, 7 явлении.
Начало - Бальзаминов. «Долго ль меня напугать? я человек робкий. Уж я тебе все, что ты хочешь, только ты не пугай меня».
«Кризис» - Бальзаминов. «Что же это такое? Я умру. В один день столько перемен со мной! Это с ума сойдешь! Я тебя золотом осыплю».
Разрешение - Красавина. «Завтра приду к тебе, условие напишем».
Развязка находится в 3 картине, 9 явлении (Красавина. «Да что тут сумлеваться-то! Хоть завтра же свадьба! Так он ей понравился, что говорит: "Сейчас подавай его сюда!" Ну сейчас, говорю, нехорошо, а завтра я тебе его предоставлю. "А чтоб он не сумлевался, так вот снеси ему, говорит, часы золотые!" Вот они! Отличные, после мужа остались. Ну, что, ожил теперь?» Бальзаминов (вскакивает). «Ожил! Ожил! Давай их сюда!» (Берет часы.)
Сюжетно-композиционная основа произведения
7. Композиция и архитектоника произведения
Композиция: Действие пьесы разворачивается в столице, в Москве. В небогатом районе города.
По типу композиция простая, поскольку все действие закручено вокруг одного героя. Но автор осложняет ее, так как дает две параллельных ситуации: история Бальзаминова и кража Чебаковым невесты.
В пьесе 3 части: 1-ая картина, в которой 9 явлений; 2-ая картина, в которой 8 явлений и 3-я картина, в которой 9 явлений. Мы можем сделать вывод, что композиция симметричная.
Массовых сцен нет, все камерные. Автор использует прием повтора в ситуации со сном. В начале спит Бальзаминов, приходит и рассказывает свой сон и дважды свои сны рассказывает Бальзаминова. Это показывает, что Бальзаминовы живут мечтами, другой реальностью. А Бальзаминова очень большое значение отдает снам, постоянно пытается их разгадать, найти в них решение реальных проблем, подсказку, как жить. Для нее сон – это реальность.
8. Событийный строй произведения
1. Матрёна сообщает
2.Бальзаминов упрекает маменьку, что Матрёна не дала ему досмотреть сон.
3.Бальзамнов рассказывает о своём сне.
4.Бальзаминов рассказывает
о своём знакомстве с
5.Явление свахи Красавиной.
6.Красавина сообщает о том, что нашла для Бальзаминова богатую невесту.
7.Бальзаминов ссорится с о свахой.
8.Явление Чебакова в доме Бальзаминовых.
9.Чебаков уговаривает Бальзаминова нарядиться башмачником, с целью передачи письма в дом Пеженовых.
10.Бальзаминов приходит в дом Пеженовых и предаёт письмо Анфисе.
11.Бальзаминов признаётся в любви младшей Пеженовой - Раисе.
12.Химка сообщает о грядущей опасности связанной с тем, что проснулись братья.
13.Бальзаминов спасается бегством через забор.
14.Красавина ведёт беседу с Белотеловой об устройстве личного счастья последней.
15.Бальзаминов в результате бегства оказывается в саду у Белотеловой.
16.Красавина грозит Бальзаминову тюрьмой, в случае, если он откажется признаться в любви Белотеловой.
17.Бальзаминов признаётся Белотеловой в любви.
18.Бальзаминова рассказывает кухарке матрёне о своём сне и пытается его разгадать.
19.Бальзаминов рассказывает маменьке о своих похождениях и о желании жениться сразу на обеих невестах.
20.Размышления Бальзаминова о богатой жизни.
21.Бальзаминов и Чебаков помогают Анфисе бежать из дома.
22.Раиса прогоняет Бальзаминова.
23.Красавина передаёт Бальзаминову часы от Белотеловой в знак будущей свадьбы.
24.Бальзаминов даёт своё согласие на свадьбу.
9. Драматургический конфликт
Основной конфликт «Женитьбы Бальзаминова» - социальный – между героями и обществом.
Внешний конфликт – конфликт Бальзаминова и Красавиной; внутренний – несоответствие запросов героя и его социального статуса. Выражается он в несоответствии реальности и того, каким он себя воображает. Ходил за деньгами – их и нашел, а думал, что ходил за счастьем.
Внутренний конфликт неразрешим, так как общество не поменяет своих принципов, и сам Бальзаминов не хочет менять своих, а пытается подстроиться под общественные стандарты. А внешний конфликт разрешается в тот момент, когда, волею случая, Бальзаминов оказывается в полном влиянии свахи. Конфликт межличностный, так как в нем участвуют все герои. Конфликт социальный, так как одной из причин этого конфликта является социальное положение Бальзаминова. Конфликт субстанциональный – между героем и обществом.
Причина конфликта – бездействие Бальзаминова. Он только мечтает о счастье, а ничего для этого не делает, только ходит и ждет счастливого случая.
Предмет конфликта – богатая жизнь.
10. Анализ предлагаемых обстоятельств
1. Исходные обстоятельства – Неудачные попытки Бальзаминова найти богатую невесту.
2. Ведущие обстоятельства – Поиск Бальзаминовым выгодной женитьбы.
3. Основные обстоятельства – Желание свахи Красавиной найти жениха для вдовы Белотеловой. Желание Чебакова украсть невесту, и обзавестись приличным капиталом. Желание Белотеловой найти молодого жениха; Желание сестёр Пеженовых сбежать из дома.
11. Жанр пьесы
Автор определяет жанр как комедию, но вносит уточнение в название «Картины московской жизни». У Островского целый цикл произведений обобщен этим названием. Автор подчеркивает будничность, простоту и повсеместность описываемых ситуаций.
Особенность комедийного конфликта в том, что он всегда разрешим. Здесь конфликт разрешается, когда Бальзаминов принимает часы от Белотеловой, тем самым дает согласие на женитьбу.
Автор использует комедийные ситуации, например, когда Бальзаминов убегает от Пеженовых, и, перелезая через забор, оказывается в саду у Белотеловой.
Все герои являются носителями определенной черты характера, которая все о них говорит. Бальзаминова постоянно советуется, даже ищет гадалку, большое значение придает снам, так как она сама не может ничего решить. Бальзаминов еще ребенок, который не может самостоятельно принимать решения. Он даже не может выбрать одну невесту из двух, ему, как с куклами, хочется играть обеими игрушками. Красавина любым способом пытается заработать. Белотелова мается от своего богатства. Она, как и все герои не обладает большим умом и фантазией, поэтому не может найти применения этим деньгам.
Язык в комедии простой, разговорный, бытовой с использованием упрощенных слов и поговорок. Например, в речи Бальзаминовой мы встречаем (кабы, мудреного, перезабыла). Красавина чаще всех использует в речи поговорки (У всякого плута свой расчет; За чем пойдешь, то и найдешь; А вот стрелец-то твой подстрелил лебедь белую). Бальзаминов в разговоре с Чебаковым прибавляет к словам –с для того, чтобы выказать свое почтение (вы здесь-с; говоритъ-с; в сумерках-с).Главный герой – маленький человек, простак, дурачок, мечтатель.
Ранние "сцены" ("картины") Островского, при всей колоритности изображения нравов, замедленности экспозиции (вообще характерной для его стиля), все же, как правило, развивают интересный сюжет, имеющий четкую развязку - это как раз в полной мере относится ко всем частям трилогии о Бальзаминове.
При частых возвращениях к старым типам и мотивам Островский,однако, почти не прибегал к циклизации пьес. Но один авторский цикл у него есть – трилогия о Мише Бальзаминове, состоящая из частей: "Праздничный сон – до обеда. Картины из московской жизни" (1857), "Свои собаки грызутся, чужая не приставай. Картины московской жизни" (1861), "За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Картины московской жизни" (1861). Написав "Праздничный сон…", автор, по-видимому, не думал о продолжении, но в начале второй пьесы мать Миши вспоминает "случай у Ничкиных", т.е. событие, изображенное ранее. Артист Малого театра С.В.Васильев рекомендовал играть все пьесы "в один вечер, в форме трилогии". Жанровая однородность (подчеркнутая подзаголовками), время и место действия, сквозные персонажи (главный герой и его мать, сваха и кухарка), сюжетный мотив (поиски богатой невесты) объединяют пьесы. Общий сюжет выстраивается по кумулятивному принципу (характерному для народных сказок): показаны три неудачные попытки героя жениться на богатой женщине, после чего наступает счастливая развязка. Каждая пьеса представляет собой самостоятельное целое, со своим сюжетом и системой персонажей, однако в контексте цикла все они приобретают дополнительный смысл.О "Праздничном сне…" Л.Н.Толстой, прочитавший комедию в 1857 г., отозвался так: "Мотивы все старые, воззрение мелкое. Правдиным оказывается иногородний купец, но талантливо очень и отделано славно" (из письма к В.П. Боткину от 27 янв.1857 г.). Однако в финале цикла торжествует не "Правдин" (Неуеденов), с его нравоучениями, а Миша Бальзаминов, пускающийся в пляс со свахой. Сбывается надежда, о которой говорит Бальзаминова еще в первой пьесе: "Глупенький ты мой! А ведь, может быть, и счастлив будет. Говорят, таким-то Бог счастье дает" (II,113). В трилогии причудливо совмещаются картина нравов патриархального Замоскворечья, куда начинает проникать галломания, и мир народных юмористических сказок, пословиц и поговорок, "перед нами чисто русское лукаво-ироничное отношение к счастью – счастье достается дуракам".
Информация о работе Разбор пьесы А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова»