Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:08, реферат
Моя задача систематизировать знания об основных средствах художественной изобразительности и научиться находить и распознавать их в произведениях русских писателей и поэтов, чтобы увидеть индивидуальность и стиль каждого творца, ведь всем свойственна избирательность в использовании выразительности речи.
Введение……………………………………………………......3
1.Тропы……………………………………………………......4
1.1.Метафора……………………………………………….......4
1.2.Метонимия………………………………………………….6
1.3.Синекдоха………………………………………………….7
1.4.Сравнение……………………………………………….…8
1.5.Эпитет………………………………………………….….10
1.6.Олицетворение…………………………………………....11
1.7.Перефраза………………………………………………...12
1.8.Аллегория………………………………………………...12
1.9.Гипербола………………………………………………...13
1.10.Литота…………………………………………………....14
1.11.Ирония…………………………………………………...15
2.Фигуры……………………………………………………..16
2.1.Антитеза…………………………………………………...17
2.2.Градация…………………………………………………..17
2.3.Инверсия…………………………………………………..18
2.4.Эллипсис…………………………………………………..19
2.5.Анафора……………………………………………………20
2.6.Эпифора……………………………………………………21
2.7.Параллелизм……………………………………………....22
2.8.Период……………………………………………………...23
2.9.Риторическое обращение, восклицание и риторический
вопрос …………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………......25
Список литературы…………………………………………….26
Противоположный гиперболе стилистический приём – литота – намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить…» (Н.Некрасов), а в поэме «Крестьянские дети» он использовал фольклорное выражение «мужичок с ноготок»:
«И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах…а сам с ноготок!
или «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить»; «Талии никак не толще бутылочной шейки» (Н.В.Гоголь)
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его; как шелковая шерстка»
На
литоте построено целое
« Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
И гулял.
Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал…»
Ирония – троп, заключающийся в употреблении наименования или целого высказывания в косвенном смысле, прямо противоположном прямому, это перенос по контрасту, по полярности. Выражает насмешку или лукавство, иносказание, осмеиваться может как сущность предмета, так и его отдельные стороны: «Слуга влиятельных господ, с какой отвагой благородной громите речью вы свободной всех тех, кому зажали рот» (Ф.И.Тютчев)
Ирония есть
поношение и противоречие под
маской одобрения и согласия; явлению
умышленно приписывают
Целиком
на иронии построено полное
горькой усмешки стихотворение
Н.А. Некрасова «Калиcтрат»,
«Надо мной певала
матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!»
И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается -
Носит лапти с подковыркою!..»
Разнообразна
ирония в русской литературе:
«насмешливая критика» В.Г.
2. Фигуры
Фигуры – приёмы выразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются в тексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых.
Специалисты выделяют три группы фигур:
1. Фигуры, основанные на соотношении значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис.
2.Фигуры,
основанные на повторе
3.Фигуры,
основанные на выражении
Если рассмотреть соотношение тропов и фигур, то можно сделать заключение, что фигуры – более сильные приёмы выразительности, чем тропы, потому что они часто дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу.
2.1. Антитеза
Антитеза – приём, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: «Велик телом, да мал делом», «На голове густо, да в голове пусто», «Ученье свет, а неученье тьма», «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Как аукнется, так и откликнется» и т.д. Для сравнения двух явлений могут использоваться антонимы – слова с противоположными значениями – на этом принципе построены многие строки из художественных, поэтических произведений. Можно привести массу примеров использование антитезы писателями и поэтами. Возьмём такой пример:
«Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная…» (Н.Некрасов) А вот строки Державина, который сумел достичь цели – сильнее подействовать на душу читателя быстрой сменой противоположных впечатлений:
«Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались крики,
Надгробные там воют лики…
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб, я червь – я Бог»
А вот ещё один пример, более сложный, но не менее интересно тут применена всё та же антитеза:
«Не отстать тебе. Я - острожник,
Ты конвойный. Судьба одна»
А
вот, например, пролог к поэме
А.Блока «Возмездие» целиком
«Жизнь – без начала и конца…
Познай где свет, - поймёшь где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума…»
Градация
– фигура речи, суть которой
состоит в расположении
«Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Не крупицы не прощу врагам» (О.Берггольц).
Приведу
ещё несколько примеров
Как же всё-таки градация усиливает эмоциональное значение и прозы, и стиха! Кому не известны эти прекрасные строки поэта?!:
«Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…» (С.Есенин)
Градация,
как и антитеза, часто встречается
в фольклоре, что
Ценное
средство выразительности –
«Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням…» (А.С.Пушкин)
Другими словами, инверсия проявляется в расположении слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного. В русском языке естественным является, к примеру, порядок «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово» или «предлог + имя существительное в падежной форме», а неестественным – обратный порядок. Чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец: «Как бы трудно ни было, сделать это должны мы…» (И.Тургенев).
Приведу
ещё несколько примеров
«Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние» (А.Неверов) – в этом отрывке инверсия согласованных определений. А вот в следующем примере инверсия дополнений: «Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили» (М.Салтыков – Щедрин).
«Сначала очень была огорчена…» (А.С.Пушкин) – инверсия обстоятельства меры и степени.
А вот ещё: «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин); «Досадно было. Боя ждали» (М.Ю.Лермонтов); «Ослепительно – яркое вырвалось из печи пламя» (Ф.Гладков); «Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково» (С.Аксаков); «Да, мы дружны были очень» (Л.Н.Толстой);
«Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев).
Благодаря всевозможным перестановкам, в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки, т.к. необычная позиция отдельного слова влияет на его интонационное выделение и инверсионная конструкция будет звучать выразительно и боле веско.
Эллипсис – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис – один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия:
«Мы сёла – в пепел, грады – в прах,
В мечи
– серпы и плуги…» (В.
Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.
Между тем, использование эллипсиса как выразительного средства в речи художественной может быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:
- …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?
- Я делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников
- Что делаешь?
- Работу…
- Какую работу?
- Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.
Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.
Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики – за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!...» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки» (М.Салтыков – Щедрин)
Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:
«Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)
или такой пример:
«Это - круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)
Информация о работе Речевые фигуры и тропы в произведениях русских писателей и поэтов