Речевые фигуры и тропы в произведениях русских писателей и поэтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:08, реферат

Описание работы

Моя задача систематизировать знания об основных средствах художественной изобразительности и научиться находить и распознавать их в произведениях русских писателей и поэтов, чтобы увидеть индивидуальность и стиль каждого творца, ведь всем свойственна избирательность в использовании выразительности речи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………......3
1.Тропы……………………………………………………......4
1.1.Метафора……………………………………………….......4
1.2.Метонимия………………………………………………….6
1.3.Синекдоха………………………………………………….7
1.4.Сравнение……………………………………………….…8
1.5.Эпитет………………………………………………….….10
1.6.Олицетворение…………………………………………....11
1.7.Перефраза………………………………………………...12
1.8.Аллегория………………………………………………...12
1.9.Гипербола………………………………………………...13
1.10.Литота…………………………………………………....14
1.11.Ирония…………………………………………………...15
2.Фигуры……………………………………………………..16
2.1.Антитеза…………………………………………………...17
2.2.Градация…………………………………………………..17
2.3.Инверсия…………………………………………………..18
2.4.Эллипсис…………………………………………………..19
2.5.Анафора……………………………………………………20
2.6.Эпифора……………………………………………………21
2.7.Параллелизм……………………………………………....22
2.8.Период……………………………………………………...23
2.9.Риторическое обращение, восклицание и риторический
вопрос …………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………......25
Список литературы…………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Контрольная Русский язык.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

                                         1.10. Литота

 

    Противоположный гиперболе стилистический приём – литота – намеренное преуменьшение малых размеров предмета речи: «Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить…» (Н.Некрасов), а в поэме «Крестьянские дети» он использовал фольклорное выражение «мужичок с ноготок»:

«И шествуя  важно, в спокойствии чинном,

  Лошадку ведет под уздцы мужичок

  В больших сапогах, в полушубке овчинном,

  В больших рукавицах…а сам с ноготок!

 или «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить»; «Талии никак не толще бутылочной шейки» (Н.В.Гоголь)

    В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Молчалин говорит: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его; как шелковая шерстка»

    На  литоте построено целое стихотворение  А. Н. Плещеева «Мой Лизочек», положенное на музыку П. И. Чайковским:

« Мой Лизочек так уж мал, 
  Так уж мал, 
  Что из листика сирени 
  Сделал зонтик он для тени 
  И гулял. 
  Мой Лизочек так уж мал, 
  Так уж мал, 
  Что из крыльев комаришки 
  Сделал две себе манишки 
  И — в крахмал…»

 

                                        1.11. Ирония

 

    Ирония  – троп, заключающийся в употреблении  наименования или целого высказывания в косвенном смысле, прямо противоположном прямому, это перенос по контрасту, по полярности. Выражает насмешку или лукавство, иносказание, осмеиваться может как сущность предмета, так и его отдельные стороны: «Слуга влиятельных господ, с какой отвагой благородной громите речью вы свободной всех тех, кому зажали рот»  (Ф.И.Тютчев)

Ирония есть поношение и противоречие под  маской одобрения и согласия; явлению  умышленно приписывают свойство, которого в нём заведомо быть не может: «Откуда умная, бредёшь ты голова» (спрашивает герой одной басни И.А.Крылова у осла).

    Целиком  на иронии построено полное  горькой усмешки стихотворение  Н.А. Некрасова «Калиcтрат», написанное  в 1863 году:

«Надо мной певала матушка,  
Колыбель мою качаючи:  
«Будешь счастлив, Калистратушка!  
Будешь жить ты припеваючи!» 
 
И сбылось, по воле Божией,  
Предсказанье моей матушки: 
Нет богаче, нет пригожее,  
Нет нарядней Калистратушки! 
 
В ключевой воде купаюся,  
Пятерней чешу волосыньки,  
Урожаю дожидаюся  
С непосеянной полосыньки! 
 
А хозяйка занимается  
На нагих детишек стиркою,  
Пуще мужа наряжается -  
Носит лапти с подковыркою!..»

    Разнообразна  ирония в русской литературе: «насмешливая критика» В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина,  Н.Г.Чернышевского (образ «проницательного читателя» в романе «Что делать?»), сливающаяся со стихией юмора у Н.В.Гоголя, пародийная у Козьмы Пруткова, романтическая у А.А.блока. Различные виды и оттенки иронии присущи произведениям В.В.Маяковского, М.М.Зощенко, М.А.Булгакова, Ю.К.Олеши, В.П.Катаева.

 

 

                          2. Фигуры

 

    Фигуры  – приёмы выразительности, приёмы стилистического синтаксиса которые реализуются в тексте, равном предложению или большем, чем предложение. Иногда фигуры понимаются шире: как любые обороты речи, отступающие от некоторой нормы разговорной «естественности», изменение «естественного» порядка слов (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних»). В настоящее время существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которого положен тот или иной – количественный или качественный признак, мы рассмотрим одну из самых распространённых.

    Специалисты выделяют три группы фигур:

    1. Фигуры, основанные на соотношении значений слов: антитеза, градация, инверсия, эллипсис.

    2.Фигуры, основанные на повторе одинаковых  элементов: анафора, эпифора, параллелизм, период.

    3.Фигуры, основанные на выражении риторической  адресованности к читателю или  слушателю: обращение, вопрос, восклицание.

 

    Если  рассмотреть соотношение тропов и фигур, то можно сделать заключение, что фигуры – более сильные приёмы выразительности, чем тропы, потому что они часто дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу.

 

 

                             2.1. Антитеза

 

    Антитеза – приём, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков. Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках: «Велик телом, да мал делом», «На голове густо, да в голове пусто», «Ученье свет, а неученье тьма», «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Как аукнется, так и откликнется» и т.д. Для сравнения двух явлений могут использоваться антонимы – слова с противоположными значениями – на этом принципе построены многие строки из художественных, поэтических произведений. Можно привести массу примеров использование антитезы писателями и поэтами. Возьмём такой пример:

«Ты и убогая, ты и обильная,

 Ты и могучая, ты и бессильная…» (Н.Некрасов) А вот строки Державина, который сумел достичь цели – сильнее подействовать на душу читателя быстрой сменой противоположных впечатлений:

 

 «Где стол был яств, там гроб стоит;

  Где пиршеств раздавались крики,

  Надгробные там воют лики…

 

 Я телом в прахе истлеваю,

 Умом громам повелеваю,

 Я царь – я раб, я червь – я Бог»

 

    А вот ещё один пример, более сложный, но не менее интересно тут применена всё та же антитеза:

  «Не отстать тебе. Я - острожник,

  Ты конвойный.  Судьба одна»

    А  вот, например, пролог к поэме  А.Блока «Возмездие» целиком построен на противопоставлении антонимичных слов: начало-конец, ад-рай, свет-тьма, свято-грешно, жар-холод и др.:

«Жизнь –  без начала и конца…

Познай где  свет, - поймёшь где тьма.

Пускай же всё  пройдёт неспешно

Что в мире свято, что в нём грешно,

Сквозь жар  души, сквозь хлад ума…»

 

                                          2.2. Градация

 

    Градация  – фигура речи, суть которой  состоит в расположении нескольких  перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящая градация») или в порядке убывания значений («нисходящая градация»). Под «возрастанием», «убыванием» значений понимают степень экспрессивности (выразительности), эмоциональной силы, «напряжённости» выражения, слова, оборота или фразы. Пример восходящей градации: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»; «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь» (М.Волошин). А вот пример нисходящей градации: «Все грани чувст, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах» (А.Белый); или такой:

 

«Присягаю ленинградским  ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Не крупицы  не прощу врагам» (О.Берггольц).

 

    Приведу  ещё несколько примеров использования  градации в своих произведениях  писателями: «Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел» (Ю.Бондарев);

    Как же всё-таки градация усиливает эмоциональное значение и прозы, и стиха! Кому не известны эти прекрасные строки поэта?!:

«Не жалею, не зову, не плачу,

 Всё пройдёт,  как с белых яблонь дым…»  (С.Есенин)

    Градация, как и антитеза, часто встречается  в фольклоре, что свидетельствует  об универсальности данных риторических  фигур. Они делают речь лёгкой  для восприятия, выразительной, запоминающейся.

 

                                           2.3. Инверсия

 

    Ценное  средство выразительности – инверсия, т.е. изменение обычного порядка  слов в предложении со смысловой  и стилистической целью. Перестановка  частей фразы придаёт речи  своеобразный выразительный оттенок:

«Швейцара мимо он стрелой 

Взлетел по мраморным  ступеням…» (А.С.Пушкин)

Другими словами, инверсия проявляется в расположении слов в словосочетании или предложении  в порядке, отличном от естественного. В русском языке естественным является, к примеру, порядок «подлежащее + сказуемое», «определение + определяемое слово» или «предлог + имя существительное в падежной форме», а неестественным – обратный порядок. Чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному члену предложения, применяют самые различные перестановки, вплоть до вынесений в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего – в конец: «Как бы трудно ни было, сделать это должны мы…» (И.Тургенев).

    Приведу  ещё несколько примеров использования  инверсии писателями и поэтами: «Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства» (А.Коптяева) – здесь имеет место инверсия главных членов.

«Вышел месяц  ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние» (А.Неверов) – в этом отрывке инверсия согласованных определений. А вот в следующем примере инверсия дополнений: «Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили» (М.Салтыков – Щедрин).

«Сначала очень  была огорчена…» (А.С.Пушкин) – инверсия обстоятельства меры и степени.

    А  вот ещё: «Сметливость его и тонкость чутья меня поразили» (А.С.Пушкин); «Досадно было. Боя ждали» (М.Ю.Лермонтов); «Ослепительно – яркое вырвалось из печи пламя» (Ф.Гладков); «Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково» (С.Аксаков); «Да, мы дружны были очень» (Л.Н.Толстой);

«Тут сгорел мой приятель со стыда» (И.Тургенев).

    Благодаря всевозможным перестановкам, в предложении, даже состоящем из небольшого количества слов, зачастую можно создать несколько вариантов, и каждый из них будет иметь различные смысловые оттенки, т.к. необычная позиция отдельного слова влияет на его интонационное выделение и инверсионная конструкция будет звучать выразительно и боле веско.

 

                                         2.4. Эллипсис

 

    Эллипсис – фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передаётся напряжённая смена действий. Эллипсис – один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряжённость действия:

«Мы сёла –  в пепел, грады – в прах,

 В мечи  – серпы и плуги…» (В.Жуковский)

Данный приём часто используется в эпических и драматических произведениях при построении диалогов персонажей: с его помощью авторы придают жизнеподобие сценам общения своих героев. Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации эллипсис является одним из основных средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова.

    Между  тем, использование эллипсиса  как выразительного средства  в речи художественной может  быть мотивированно и установкой автора на психологизм повествования. Писатель, желая изобразить различные эмоции, психологические состояния своего героя, может от сцены к сцене менять его индивидуальный речевой стиль. Так в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Раскольников часто изъясняется эллиптическими фразами. В его разговоре с кухаркой Настасьей эллипсисы служат дополнительным средством выражения его отчуждённого состояния:

- …Прежде, говоришь, детей учить ходил, а теперь пошто ничего не делаешь?

- Я делаю… - нехотя и сурово проговорил Раскольников

- Что делаешь?

- Работу…

- Какую работу?

- Думаю, - серьёзно отвечал он помолчав.

Здесь мы видим, что пропуск одних слов подчёркивает особую смысловую нагрузку оставшихся других.

Можно привести ещё несколько примеров использования эллипсиса в произведениях писателей: «Мужики – за топоры» (А.Толстой); «Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчики» (А.Толстой); «Шампанского!...» (А.П.Чехов); «Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушки» (М.Салтыков – Щедрин)

 

                                           2.5. Анафора

 

    Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого ритма прибегают к такой фигуре, как повторы. Такие формы повтора бывают самые разнообразные. Анафора или «единочатие» – повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф или фраз:

 «Клянусь я первым днём творенья,

  Клянусь  его последним днём,

  Клянусь  позором преступленья

  И вечной  правды торжеством…» (М.Ю.Лермонтов)

   или такой пример:

 «Это - круто налившийся свист,

  Это –  щёлканье сдавленных льдинок,

  Это –  ночь, леденящая лист,

  Это  - двух  соловьёв поединок…» (Б.Пастернак)

Информация о работе Речевые фигуры и тропы в произведениях русских писателей и поэтов