Речевые фигуры и тропы в произведениях русских писателей и поэтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:08, реферат

Описание работы

Моя задача систематизировать знания об основных средствах художественной изобразительности и научиться находить и распознавать их в произведениях русских писателей и поэтов, чтобы увидеть индивидуальность и стиль каждого творца, ведь всем свойственна избирательность в использовании выразительности речи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………......3
1.Тропы……………………………………………………......4
1.1.Метафора……………………………………………….......4
1.2.Метонимия………………………………………………….6
1.3.Синекдоха………………………………………………….7
1.4.Сравнение……………………………………………….…8
1.5.Эпитет………………………………………………….….10
1.6.Олицетворение…………………………………………....11
1.7.Перефраза………………………………………………...12
1.8.Аллегория………………………………………………...12
1.9.Гипербола………………………………………………...13
1.10.Литота…………………………………………………....14
1.11.Ирония…………………………………………………...15
2.Фигуры……………………………………………………..16
2.1.Антитеза…………………………………………………...17
2.2.Градация…………………………………………………..17
2.3.Инверсия…………………………………………………..18
2.4.Эллипсис…………………………………………………..19
2.5.Анафора……………………………………………………20
2.6.Эпифора……………………………………………………21
2.7.Параллелизм……………………………………………....22
2.8.Период……………………………………………………...23
2.9.Риторическое обращение, восклицание и риторический
вопрос …………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………......25
Список литературы…………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Контрольная Русский язык.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

    Анафора  бывает:

 1) звуковой (повторение одних и тех же сочетаний звуков): «Грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища…» (А.С.Пушкин);

2) морфемной  (повторение одних и тех же  морфем или частей сложных  слов): «…Черноглазую девицу, черногривого коня!» (М.Лермонтов);

3) лексической  (повторение одних и тех же  слов): «Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза…» (С.Есенин);

4) синтаксической (повторение одних и тех же  синтаксических конструкций):

«Брожу ли я  вдоль улиц шумных,

 Вхожу ль во многолюдный храм,

 Сижу ль  меж юношей безумных,

 Я предаюсь  моим мечтам…» (А.С.Пушкин)

5) строфической (повторение одних и тех же элементов в начале строф). Пример строфической анафоры – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

    Иногда  повторяются несколько раз целые  предложения в прозе, чтобы  подчеркнуть, выделить, сделать более  наглядной стержневую мысль, заключённую в них. И на всё той же анафоре и с той же целью может строиться целое стихотворение:

 «Почему, как сидишь озарённой,

 Над работой  пробор наклонят,

 Мне сдаётся,  что круг благовонный

 Все к  тебе приближает меня?

 Почему светлой речи значенья

 Я с таким  затрудненьем ищу?

 Почему  и простые реченья

 Словно  тёмную тайну шепчу?

 Почему  как горячее жало

 Чуть заметно  впивается в грудь?

 Почему  мне так воздуху мало,

 Что хотел  бы глубоко вздохнуть? (А.Фет)

 

                                     2.6. Эпифора

 

    В  противовес анафоре, как бы  в паре с ней, существует  ещё одна фигура повтора, которая  называется эпифора или «единоконцовка», повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз: «Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики…» или «Мне бы хотелось знать отчего я титулярный советник, почему именно титулярный советник?» (Н.В.Гоголь).

А вот пример использования эпифоры в поэзии:

 «Милый друг, и в этом тихом доме

 Лихорадка  бьёт меня.

 Не найти  мне места в тихом доме

 Возле мирного  огня!» (А.Блок)

    В  чистом виде эпифора употребляется  реже, чем анафора и она менее  заметна в произведениях, однако нельзя говорить о том, что русские писатели и поэты её игнорировали. Известно, что эпифора очень полюбилась С.Есенину, вот лишь один пример из обилия его стихов, которые я перечитывала:

 «Я обманывать себя не стану,

 Залегла  забота в сердце мглистом.

 Отчего  прослыл я шарлатаном?

 Отчего  прослыл я скандалистом?

 ……………………………………….

 И теперь  уж я болеть не стану.

 Прояснилась  омуть в сердце мглистом.

 Оттого  прослыл я хулиганом,

 Оттого  прослыл я скандалистом»

 

                                   2.7. Параллелизм

 

    Следующая  фигура называется параллелизм – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ; ну или если сказать немного иначе, то параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположенных в них сходных членов предложения, например: «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…» (Н.Некрасов) или «Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы» (В.Брюсов); «Спит животное Собака, дремлет птица Воробей» (Заболоцкий «Меркнут знаки зодиака…»); «Помедли, помедли вечерний день. Продлись, продлись очарованье…» («Последняя любовь» Тютчева); «Забором крался конокрад, загаром крылся виноград…» (Б.Л.Пастернак) А вот, я считаю, ещё один прекрасный пример использования параллелизма нашим любимым классиком, А.С.Пушкиным:

 «В синем небе звёзды блещут,

 В синем  море волны хлещут

 Бочка по  морю плывёт,

 Туча по  небу идёт…»

    Параллелизм  особенно характерен для произведений  устного народного творчества (былин,  частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Василий Тёркин» (А.Т.Твардовского).

    Различают  также параллелизм отрицательный, в котором, однако, отрицанием подчёркивается не различие, а совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

 «Не стая воронов слеталась

 На груды  тлеющих костей,

 За Волгой, ночью, вкруг огней

 Удалых  шайка собиралась…» (А.С.Пушкин)

 

    Чаще  всего параллелизм встречается в периодах.

 

                                          2.8. Период

 

    Период  – особая ритмическая конструкция,  мысль и интонация в которой  постепенно нарастают, достигают  вершины, после чего тема получает своё разрешение, и, соответственно снижается интонационное напряжение: «Как ни старались люди, собравшиеся в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц,- весна была весною в городе» (Л.Толстой)

    Т.к.  период является так же фигурой  из разряда повтора, на примере мы видим, что первая большая часть текста делится на несколько единообразных, сходных частей, а вторая является короткой, заключительной. Совершенно очевидно, что для представления серьёзной глубокой мысли, сформулированной в рамках одного предложения, очень хорошо подходит структура периода. Как может быть проинтерпретирована подобная периоду синтаксическая структура? Первая часть – обоснование, вторая – вывод. Первая часть – аргументация, вторая – тезис. Или первая часть – как условие, а вторая – как следствие, результат и т.д. Любая глубокая мысль имеет внутреннее обоснование, систему причинно-следственных связей, что легко представимо в периоде: «Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я…»

(Н.В Гоголь)

 

2.9.Риторический  вопрос, риторическое         обращение и восклицание.

 

    Риторический вопрос – эффективный стилистический приём, является средством выделения смысловых и эмоциональных центров речи. Особенность его заключается в том, что он не требует ответа, а служит для утверждения или отрицания чего-либо. Риторический вопрос усиливает воздействие на читателя, слушателя, пробуждает соответствующие чувства, несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, например: «Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан?» (Л.Толстой). Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению, например: «Кому в голову придёт, что заключённый решится бежать днём, на глазах всей тюрьмы?» (М.Горький), т.е. «никому в голову не придёт…»; «Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира?» (А.Н.Толстой); «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» (В.Маяковский)

   

   Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выражены интонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

 «Да так любить, как любит наша кровь

  Никто из  вас давно не любит!» (А.Блок);

 

 «Вот оно, глупое счастье

 С белыми  окнами в сад!» (С.Есенин);

 

 «Увядающая сила!

  Умирать  так умирать!

  До кончины  губы милой 

  Я хотел  бы целовать…» (С.Есенин)

   

    Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Данная стилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи: «О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или «Цветы, любовь, деревня,  праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)

    По форме риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.:

«Звёздочки  ясные, звёзды высокие!

 Что  вы храните в себе, что скрываете?

 Звёзды, таящие мысли глубокие,

 Силой  какою вы душу пленяете?» (С.Есенин)

    В некоторых случаях пространное  обращение поэтической речи становится содержанием предложения:

«Солдатский сын, что вырос без отца

 И  раньше срока возмужал заметно, 

 Ты  памятью героя и отца 

 Не  отлучён от радостей земных…» (А.Твардовский)

    В поэтической речи риторические  обращения могут выстраиваться в однородный ряд: «Пойте, люди, города и реки, пойте горы, степи и моря!» (А.Сурков); «Услышь меня, хорошая, услышь меня красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая…» (М.Исаковский); «Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса» (А.С.Пушкин);

«О, город! О, ветер! О, снежные бури!

 О,  бездна разорванной в клочья  лазури!

 Я  здесь! Я невинен. Я с вами! Я с вами!..» (А.Блок)

 

                                        Заключение

 

    В заключение данной работы хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. И знать их весьма полезно, особенно писателям и поэтам, живущим творчеством, т.к. использование фигур и тропов накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль. 

   Удачное применение тропов и  фигур повышает планку восприятия  текста, а неудачное же применение  таких приёмов, наоборот, опускает  её. Текст с неудачным применением приёмов выразительности определяет пишущего как человека неумного, а это самый тяжёлый побочный результат. Интересно, что, читая произведения молодых писателей, как правило, стилистически несовершенные, можно сделать заключение об уровне ума автора: одни – не понимая, что они не умеют пользоваться различными приёмами выразительности, перенасыщают, тем не менее, ими текст, и читать его становится невозможно; другие, понимают, что им не справиться с мастерским применением тропов и фигур, делают текст нейтральным с этой точки зрения, используя так называемый «телеграфный стиль». Это тоже не всегда уместно, но воспринимается лучше, чем нагромождение приёмов выразительности, неумело использованных. Нейтральный, почти лишённый приёмов выразительности текст выглядит как скудный, что совершенно очевидно, но он, по крайней мере, не характеризует автора как глупца. Лишь настоящий мастер может умело применять тропы и фигуры в своих творениях, а гениальных авторов даже можно «узнавать» по  своему индивидуальному стилю написания.

    Приёмы выразительности, такие  как тропы и фигуры должны  удивлять читателя. Эффективность  достигается лишь в тех случаях,  когда читатель потрясён прочитанным  и впечатлён картинами и образами  произведения. Литературные произведения русских  поэтов и писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства русского языка, которые наши русские писатели очень умело применяют в своих произведениях.

 

 

                                   Список литературы:

 

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.П., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов на Дону: Феникс, 2010
  2. Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт-Петербург: Слово, 2007
  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. Москва: Знание, 1987
  4. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: курс лекций, 1959
  5. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. Санкт-Петербург: Слово, 2001
  6. Русский язык и культура речи: Учебник/ под ред. В.И.Максимова – Москва: Гардадики, 2008
  7. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов на Дону: Феникс, 2001
  8. Горшков А.И. Русская стилистика: Стилистика текста и функциональная стилистика. Москва: Астрель, 2006
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. Москва: Наша книга, 2002
  10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Москва, 1996

 

  

   

 

 

   

   

   

 

   

   

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

                                              

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

                       




Информация о работе Речевые фигуры и тропы в произведениях русских писателей и поэтов