Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:36, реферат
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”
1. Введение.
2. Внутренний мир Раскольникова.
3. Внутриличностный конфликт героя.
4. Романтические черты в портрете Родиона Раскольникова.
5. Заключение.
Федеральное агентство по образованию
Российский Государственный Университет имени Иммануила Канта
Кафедра речевой коммуникации и журналистики
Реферат
Родион Раскольников: структура образа
Выполнила:
Студентка 4 курса специальности
Журналистика Афанасьева Евгения
Калининград 2011
Содержание.
1. Введение.
2. Внутренний мир Раскольникова.
3. Внутриличностный конфликт героя.
4. Романтические черты
в портрете Родиона
5. Заключение.
1. Введение.
Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его...”
Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, “тварь ли он дрожащая или право имеет...”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, “никчемную старушонку”.
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”
2. Внутренний мир Раскольникова.
Родион Раскольников, молодой человек,
выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического
факультета Петербургского университета. Он, из-за отсутствия средств
для оплаты обучения, вынужден оставить университет. Его мать получает
маленькую пенсию, сестра работает гувернанткой и, естественно, они не
могут ему помогать. Сам Раскольников постоянно страдает от голода и
лишений, его угнетают безысходность, бедность и горе матери и сестры
и, в то же время, он обостренно чувствует чужую боль, каждая встреча с
обездоленными, окружающим их миром, ранит ему душу, он глубоко им
сочувствует.
Он заботился о больной девушке, вынес из огня детей, оставил
последние деньги голодающей семье Мармеладовых. Все это доказывает
благородство, отзывчивость и порядочность Раскольникова, способного
испытывать душевную боль при виде чужих страданий и готового прийти на
помощь людям.
Раскольников задумывается о том, что же происходит в окружающей
его жизни, как в ней найти выход для себя. Задолго до ухода из
университета, главный герой, чье знание отточено изучением юридических
наук, пишет статью «О преступлении», в которой он рассматривает
«психологическое состояние человека после преступления». Он отмечает,
что это состояние похоже на болезнь – помрачение ума, распад воли,
нелогичность поступков.
Кроме того,
он высказывает мысль, что
На «материал» и на «необыкновенных» людей, которые могут сказать свое
слово в истории. Раскольников доказывает и отстаивает право таких
людей на преступление, на отрицание существующих законов, если
преступления совершаются во имя великой цели, «спасительной для
человечества», и если требуется, «дать себе разрешение перешагнуть
через кровь».
Раскольников совершает свое преступление под влиянием созданной им
теории, рассматривая ее, как некий эксперимент, который должен
подтвердить гениальность и правильность его выводов.
Раскольников убивает старуху-процентщицу, ничтожную и вредную,
наживающуюся на чужом горе и нищете, безжалостную к страданиям и
бедности приходящих к ней людей, он чувствует к ней непреодолимую
ненависть и отвращение, он хочет помочь матери и сестре, хочет
обеспечить себя, чтобы затем делать только добрые дела для «всего
человечества».
Нравственные
и психологические
противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Начинается новый этап
в его жизни – этап отчуждения от людей, он как бы выключается из жизни
человеческого общества. Разрушились его семейные связи: «Мать, сестра,
как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?». Жизнь его проходит в
непрестанном напряжении, в непрекращающейся борьбе с самим собой. Он
вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь
опустошает душу героя. Своим преступлением он отрезал себя от людей,
фактически, получается, что он «не старуху убил, а себя» убил. Тяжелое
положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляется еще и
тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории, потеря веры
в нее, но он боится признаться в этом даже самому себе. Он сумел
переступить черту, разделяющую, по его мнению, обыкновенных людей от
необыкновенных, но сверхчеловеком он не стал, совесть не дала ему
забыть, что он – не властелин, он – «вошь, тварь дрожащая».
Раскольников пришел к краху, ему не к чему стремиться, у него нет
идеи, исчез смысл жизни. Раскольникову просто нечем больше жить.
В результате самоанализа герой приходит к выводу, что он –
преступник, что преступление было бессмысленно, что погубил он себя
напрасно. Но это еще не окончательное раскаяние, он лишь переживает,
что не смог стать «сверхчеловеком». «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь,
как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне
в ту минуту все равно должно было быть!».
Раскольников начинает понимать, что не вправе был убивать ни
старушонку, ни кого-либо еще, он понимает, что теперь никогда не
избавится от этих страшных воспоминаний, они будут его сопровождать и
мучить на протяжении всей жизни. Герой находит родственную душу в Соне Мармеладовой, не отвергающей его, он хочет ее сострадания и поддержки.
Тем не менее, он не может так дальше жить, не может пережить
отчуждения от людей, хочет опять вернуться к жизни, поэтому он
признается в своем преступлении, учинив явку с повинной, хотя все же
думает, что признание в преступлении – это сознание собственного
ничтожества. Но автор романа вносит поправку: побеждает человек
Раскольников, потрясенный людскими страданиями (сестры, матери, Сони),
в глубине своей души уверенный, что «не вошь человек», и с самого
начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих глубокую ложь».
3. Внутриличностный конфликт героя.
"Чувство разомкнутости
и разъединенности с
Конфликт между тенденцией "быть вне" людей и противостоящей ей, хотя и очень ослабленной, тенденцией "быть с" ними вылился в компромиссную установку "быть над людьми", которая как раз соответствовала соотношению сил этих стремлений: ведь хотя "над" – это отчасти и "вместе с", но все-таки в значительно большей степени "вне". Свое непосредственное психологическое выражение этот компромисс нашел в обостренной гордости Раскольникова, а свое содержательное идеологическое воплощение – в его "теории" двух разрядов людей. Такова была психологическая почва, на которой могла "приняться" идея преступления: гордость обещала обеспечить психологическую выносимость преступления, "теория" – его этическую оправданность, а осуществление преступления, в свою очередь, выглядело как доказательство правильности "теории" и удостоверение сверхчеловеческого "права" ее автора, его принадлежности к высшему разряду людей. И уже в другом, более заземленном, плане преступление казалось разрешающим как внешние, материальные затруднения, так и связанные с ними внутренние проблемы, в первую очередь – нежелание принимать жертву Дунечки, согласившейся ради брата на брак с Лужиным.
Внутренний спор так и не был принципиально решен сознанием в пользу преступления (достаточно вспомнить, в каком состоянии помрачения рассудка и утраты воли находился Раскольников перед убийством и особенно по пути к дому старухи процентщицы, чтобы понять, что оно не было следствием сознательного и произвольного решения), и даже само преступление не только не разрешило его, но грубой силой свершившегося факта лишь закрепило в его душе эту сжатую до отказа пружину нравственной борьбы, остановив ее колебания в самом невыносимом по напряженности состоянии.
До преступления центральный конфликт – между идеей преступления и совестью – постоянно пульсировал в сознании, это была непрекращающаяся внутренняя борьба, которая велась всему средствами сознания – рациональными, бессознательными (первое сновидение Раскольникова), эмоциональными. Эмоциональная динамика этого конфликта выражалась в возрастании у героя чувства отвращения к "идее" и к себе как ее носителю по мере принятия все более окончательных решений, т.е. по мере приближения "идеи" к "делу", и в появлении чувства облегчения по мере удаления ее от "дела", отречения от "проклятой мечты". Когда же преступление было совершено, чувство отвращения к самому себе достигло таких угрожающих размеров, стало настолько невыносимым, что возникла необходимость избавиться от него или по крайней мере как-то трансформировать его. Сознание избирает путь защитного проецирования этого чувства на внешний мир. Защитное проецирование этих эмоций, в результате которого Раскольников начинает ощущать "физическую ненависть", к близким, таким образом, не просто отводит их острие в сторону, но направляет их против порождающей их же причины.
Однако о достижении какого-либо устойчивого равновесия не может быть и речи, поскольку возникшее чувство ненависти к близким, ослабляя один конфликт, порождает новый – оно вступает в противоречие с любовью к ним. Ненависть не дает любить и выражать любовь, любовь препятствует ненависти и ее выражению. Выход у сознания один – не чувствовать и не выражать ни того, ни другого, отстраниться от близких. Это отчуждение осознается героем: "Все-то кругом точно не здесь делается... – говорит Раскольников матери, сестре и Разумихину, – вот и вас... точно из-за тысячи верст на вас смотрю".
4. Романтические черты в портрете Родиона Раскольникова.
Создавая образ Раскольникова с помощью традиционных изобразительных формул, принятых в романтизме, Достоевский рассчитывал на особую убедительность привычных для читателя, устоявшихся представлений, которые должны уравновесить невероятность поступков и переживаний героя. Кроме того, автор опирается на свойственную романтическому портрету отвлеченность, которая придает образу особую содержательную весомость, доведенную порой до символики. Многозначительный романтический жест-поступок способен стать главным духовным узлом, к которому устремляется вся цепь событий, который определяет судьбы героев, обозначает вершины сюжета. Такой жест-поступок господствует над событиями, ярко освещая жизнь героя, подводя ей зримый итог. В романе «Преступление и наказание» жест раскаяния Раскольникова, ставшего на колени посреди людной площади и испытывающего при этом чувство облегчения, символизирует сокрушительное поражение героя, крах его эгоистической идеи.
Условные романтические
черты в портрете главного героя
выявляют философскую
По сути дела, это наглядные и в то же время условные признаки, принятые в романтической литературе для обозначения начинающегося безумия. У Достоевского эта особенность поведения персонажа не только психологически мотивирована, но и насыщена глубоким смыслом. Она выражает нравственные страдания героя, изнемогающего в борьбе с собой.