Родион Раскольников: структура образа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”

Содержание работы

1. Введение.
2. Внутренний мир Раскольникова.
3. Внутриличностный конфликт героя.
4. Романтические черты в портрете Родиона Раскольникова.
5. Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Российский Государственный  Университет имени Иммануила  Канта

Кафедра речевой коммуникации и журналистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Родион Раскольников: структура образа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса специальности

Журналистика Афанасьева Евгения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2011

 

Содержание.

1. Введение.

2. Внутренний мир Раскольникова.

3. Внутриличностный конфликт  героя.

4. Романтические черты  в портрете Родиона Раскольникова.

5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Федор Михайлович Достоевский  — писатель-философ, ставивший и  решавший в своих произведениях  сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его  герои — необычные люди. Они  мечутся и страдают, совершают  злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его...”

Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем  право на убийство. Родион Романович  хочет на себе проверить, “тварь ли он дрожащая или право имеет...”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, “никчемную старушонку”.

Почему же возникла в  голове довольно образованного юноши  такая дикая теория? Из-за ужасной  бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”

 

 

 

 

2. Внутренний мир Раскольникова.

    Родион  Раскольников,  молодой  человек,

выходец  из   обедневшей   дворянской  семьи,   студент   юридического

факультета Петербургского университета.  Он, из-за отсутствия  средств

для оплаты обучения, вынужден оставить университет. Его мать  получает

маленькую пенсию, сестра работает гувернанткой и, естественно, они  не

могут ему помогать.  Сам Раскольников постоянно  страдает от голода  и

лишений, его угнетают безысходность, бедность  и горе матери и  сестры

и, в то же время, он обостренно чувствует чужую боль, каждая встреча с

обездоленными, окружающим  их миром,  ранит ему  душу, он  глубоко  им

сочувствует.

    Он заботился   о  больной девушке,  вынес   из огня  детей,  оставил

последние деньги  голодающей семье  Мармеладовых. Все  это  доказывает

благородство, отзывчивость  и порядочность  Раскольникова,  способного

испытывать душевную боль при виде чужих страданий  и готового прийти на

помощь людям.

    Раскольников  задумывается о  том, что  же  происходит в  окружающей

его жизни,  как  в  ней  найти  выход для себя.  Задолго до  ухода из

университета, главный  герой, чье знание отточено изучением  юридических

наук, пишет  статью  «О  преступлении»,  в  которой  он  рассматривает

«психологическое состояние  человека после преступления». Он  отмечает,

что это состояние  похоже на  болезнь – помрачение  ума, распад  воли,

нелогичность поступков.

    Кроме того, он высказывает мысль, что люди  делятся на два разряда:

На «материал» и на «необыкновенных» людей, которые могут сказать свое

слово в  истории. Раскольников  доказывает  и отстаивает  право  таких

людей  на  преступление,  на  отрицание  существующих  законов,   если

преступления  совершаются  во  имя  великой  цели,  «спасительной  для

человечества», и  если требуется,  «дать себе  разрешение  перешагнуть

через кровь».

    Раскольников  совершает свое преступление  под влиянием созданной им

теории,  рассматривая  ее,  как  некий  эксперимент,  который   должен

подтвердить гениальность и правильность его выводов.

    Раскольников  убивает  старуху-процентщицу,  ничтожную  и  вредную,

наживающуюся на  чужом  горе и  нищете,  безжалостную к  страданиям  и

бедности приходящих  к ней  людей, он  чувствует  к  ней  непреодолимую

ненависть и  отвращение,  он  хочет  помочь  матери  и  сестре,  хочет

обеспечить себя,  чтобы затем  делать только  добрые дела  для  «всего

человечества».

    Нравственные  и  психологические  последствия   преступления  прямо

противоположны тем, которых  ожидал Раскольников. Начинается новый  этап

в его жизни – этап отчуждения от людей, он как бы выключается из жизни

человеческого общества. Разрушились его семейные связи: «Мать, сестра,

как любил я их!  Отчего теперь я их  ненавижу?». Жизнь  его проходит  в

непрестанном напряжении, в непрекращающейся  борьбе с  самим собой.  Он

вынужден постоянно, на  каждом шагу лгать  себе и другим,  и эта  ложь

опустошает душу героя. Своим преступлением  он отрезал  себя от  людей,

фактически, получается, что он «не старуху убил, а себя»  убил. Тяжелое

положение Раскольникова, его страшное  одиночество усугубляется еще  и

тем, что ему начинает открываться ошибочность его  теории, потеря  веры

в нее,  но он  боится признаться  в этом  даже самому  себе. Он  сумел

переступить черту, разделяющую, по  его мнению, обыкновенных людей  от

необыкновенных, но  сверхчеловеком он  не стал,  совесть не  дала  ему

забыть,  что  он  –  не  властелин,  он  –  «вошь,  тварь   дрожащая».

Раскольников пришел к  краху, ему  не к  чему стремиться,  у него  нет

идеи, исчез смысл жизни. Раскольникову просто нечем больше жить.

    В результате  самоанализа герой приходит  к выводу,  что он  –

преступник, что преступление  было бессмысленно, что  погубил  он  себя

напрасно. Но это еще  не  окончательное раскаяние, он лишь  переживает,

что не смог стать «сверхчеловеком». «Не  для того,  чтобы матери  помочь, я  убил  – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!  Я просто убил;  для себя убил,  для себя одного; а там стал бы  я чьим-нибудь благодетелем или всю  жизнь,

как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал,  мне

в ту минуту все равно  должно было быть!».

Раскольников  начинает  понимать,  что   не  вправе  был  убивать   ни

старушонку, ни  кого-либо  еще, он  понимает,  что теперь  никогда  не

избавится от этих страшных воспоминаний, они будут его сопровождать  и

мучить на протяжении всей  жизни. Герой находит  родственную  душу  в  Соне Мармеладовой, не отвергающей его, он хочет ее сострадания и поддержки.

    Тем не  менее,  он  не может  так дальше  жить, не  может  пережить

отчуждения от  людей,  хочет  опять  вернуться  к  жизни,  поэтому  он

признается в своем  преступлении, учинив  явку с повинной, хотя все  же

думает, что  признание  в  преступлении –  это  сознание  собственного

ничтожества.  Но автор романа  вносит  поправку:  побеждает человек

Раскольников, потрясенный  людскими страданиями (сестры, матери, Сони),

в глубине своей  души уверенный,  что «не  вошь человек»,  и с  самого

начала «предчувствовавший в себе и в убеждениях своих  глубокую ложь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внутриличностный конфликт героя.

"Чувство разомкнутости  и разъединенности с человечеством"  нараставшее в Раскольникове  задолго до преступления, – вот  главный внутренний корень его  преступления и одновременно  общая жизненная проблема, стоявшая перед ним. На первых страницах "Преступления и наказания" мы застаем уже далеко зашедший процесс "изоляции героя, разрыва всех связей общения, объединявших его с другими людьми: Раскольников "бежал всякого общества", у него выработалась "привычка к монологам", "с прежними товарищами своими теперь он вообще не любил встречаться". Хотя в нем изредка еще ощущается "какая-то жажда людей", однако, едва дело доходит до реального контакта, Раскольников испытывает "неприятное и раздражительное чувство отвращения ко всякому чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности".

Конфликт между тенденцией "быть вне" людей и противостоящей ей, хотя и очень ослабленной, тенденцией "быть с" ними вылился в компромиссную  установку "быть над людьми", которая как раз соответствовала соотношению сил этих стремлений: ведь хотя "над" – это отчасти и "вместе с", но все-таки в значительно большей степени "вне". Свое непосредственное психологическое выражение этот компромисс нашел в обостренной гордости Раскольникова, а свое содержательное идеологическое воплощение – в его "теории" двух разрядов людей. Такова была психологическая почва, на которой могла "приняться" идея преступления: гордость обещала обеспечить психологическую выносимость преступления, "теория" – его этическую оправданность, а осуществление преступления, в свою очередь, выглядело как доказательство правильности "теории" и удостоверение сверхчеловеческого "права" ее автора, его принадлежности к высшему разряду людей. И уже в другом, более заземленном, плане преступление казалось разрешающим как внешние, материальные затруднения, так и связанные с ними внутренние проблемы, в первую очередь – нежелание принимать жертву Дунечки, согласившейся ради брата на брак с Лужиным.

Внутренний спор так и не был принципиально решен сознанием в пользу преступления (достаточно вспомнить, в каком состоянии помрачения рассудка и утраты воли находился Раскольников перед убийством и особенно по пути к дому старухи процентщицы, чтобы понять, что оно не было следствием сознательного и произвольного решения), и даже само преступление не только не разрешило его, но грубой силой свершившегося факта лишь закрепило в его душе эту сжатую до отказа пружину нравственной борьбы, остановив ее колебания в самом невыносимом по напряженности состоянии.

До преступления центральный  конфликт – между идеей преступления и совестью – постоянно пульсировал в сознании, это была непрекращающаяся внутренняя борьба, которая велась всему средствами сознания – рациональными, бессознательными (первое сновидение Раскольникова), эмоциональными. Эмоциональная динамика этого конфликта выражалась в возрастании у героя чувства отвращения к "идее" и к себе как ее носителю по мере принятия все более окончательных решений, т.е. по мере приближения "идеи" к "делу", и в появлении чувства облегчения по мере удаления ее от "дела", отречения от "проклятой мечты". Когда же преступление было совершено, чувство отвращения к самому себе достигло таких угрожающих размеров, стало настолько невыносимым, что возникла необходимость избавиться от него или по крайней мере как-то трансформировать его. Сознание избирает путь защитного проецирования этого чувства на внешний мир. Защитное проецирование этих эмоций, в результате которого Раскольников начинает ощущать "физическую ненависть", к близким, таким образом, не просто отводит их острие в сторону, но направляет их против порождающей их же причины.

Однако о достижении какого-либо устойчивого равновесия не может быть и речи, поскольку  возникшее чувство ненависти  к близким, ослабляя один конфликт, порождает новый – оно вступает в противоречие с любовью к ним. Ненависть не дает любить и выражать любовь, любовь препятствует ненависти и ее выражению. Выход у сознания один – не чувствовать и не выражать ни того, ни другого, отстраниться от близких. Это отчуждение осознается героем: "Все-то кругом точно не здесь делается... – говорит Раскольников матери, сестре и Разумихину, – вот и вас... точно из-за тысячи верст на вас смотрю".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Романтические черты в портрете Родиона Раскольникова.

Создавая образ  Раскольникова с помощью традиционных изобразительных формул, принятых в романтизме, Достоевский рассчитывал на особую убедительность привычных для читателя, устоявшихся представлений, которые должны уравновесить невероятность поступков и переживаний героя. Кроме того, автор опирается на свойственную романтическому портрету отвлеченность, которая придает образу особую содержательную весомость, доведенную порой до символики. Многозначительный романтический жест-поступок способен стать главным духовным узлом, к которому устремляется вся цепь событий, который определяет судьбы героев, обозначает вершины сюжета. Такой жест-поступок господствует над событиями, ярко освещая жизнь героя, подводя ей зримый итог. В романе «Преступление и наказание» жест раскаяния Раскольникова, ставшего на колени посреди людной площади и испытывающего при этом чувство облегчения, символизирует сокрушительное поражение героя, крах его эгоистической идеи.

Условные романтические  черты в портрете главного героя  выявляют философскую многозначительность образа. Автор ведет нас к пониманию закономерностей реальной действительности через исключительные, чрезвычайные события. Гиперболическая сгущенность сюжета, нагнетание случайностей, сменяющие друг друга критические ситуации постоянно держат героя в состоянии крайнего напряжения всех духовных, нравственных сил. В душе Раскольникова не прекращается внутренняя борьба, он постоянно стоит перед выбором: сделать или нет, сказать или нет. От этого зависит его судьба. Силы героя на пределе, он на грани помешательства. Постоянная болезненная сосредоточенность на своих мыслях внешне выражается в отключении от действительности, в бормотании, в разговоре с самим собой.

По сути дела, это наглядные и в то же время  условные признаки, принятые в романтической  литературе для обозначения начинающегося безумия. У Достоевского эта особенность поведения персонажа не только психологически мотивирована, но и насыщена глубоким смыслом. Она выражает нравственные страдания героя, изнемогающего в борьбе с собой.

Информация о работе Родион Раскольников: структура образа