Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:36, реферат
Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... “или отказаться от жизни совсем!”
1. Введение.
2. Внутренний мир Раскольникова.
3. Внутриличностный конфликт героя.
4. Романтические черты в портрете Родиона Раскольникова.
5. Заключение.
В опустившемся бывшем студенте, кроме вызова и презрения к обществу, живут внутреннее достоинство, душевное благородство, сила мысли. Читатель остро ощущает трагическое несоответствие между задатками, возможностями человека и тем страшным существованием, на которое он обречен.
Нам понятны деятельная позиция героя, его стремление вмешаться в жизнь, устранить ее противоречия, социальную несправедливость. Но по ошибочному расчету гордого ума Раскольников переступил нравственный закон и понес за это страшную кару: пережил горькие, ни на минуту не прекращающиеся душевные мучения, осознал полную разорванность всех внутренних связей с человеческим обществом. Вот что придает изломанность, болезненность мыслям героя, его делам и чертам. Все это как бы сфокусировано в его портрете, в возвышенной экспрессии мимики и жестов, судорожных резких движениях, контрастах настроения. Тревожные романтические тона, которые Достоевский смело включает в свою художественную систему, вовлекают образ героя в поле высокого идейного напряжения.
5. Заключение.
Все в романе «Преступление и наказание» сконцентрировано вокруг человека и его внутреннего мира и состояния души. Остальное – второстепенно: город, быт и т.д.
Это лишь внешние символы духовного человеческого мира, лишь
обстановка, в которой проявляется драматизм человеческой судьбы.
Достоевский в эпилоге романа оставляет героя на пороге новой,
неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива
бесконечного духовного развития. Человек, опустившийся, казалось бы,
до самого страшного, до убийства, принявший за основу своего
существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и пришел к необходимости сменить свое мировоззрение.
Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление.
Очень чутко, во многом пророчески Достоевский понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями - по Достоевскому - нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.
Родиона Раскольникова, который построил образ себя, основанный на интеллектуально обоснованной идее превосходства. Однако этот образ не выдержал столкновения с реальной жизнью и привел не только к краху задуманного Раскольниковым предприятия, но и к смысловому краху.
Список литературы:
1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Роман. Л.
2. С. Белов «Роман «Преступление и наказание». Комментрий». Книга для учителя/под редакцией Д.С. Лихачева. – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
3. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание: Д70 Анализ текста.
4. В. Кожинов «Преступление и наказание Достоевского» - М., 1971
5. К. Тюнькин «Бунт Родиона Раскольникова», статья.
6. Д. Джордаш «Морально - этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского «Преступление и наказание», критическая статья.
7. Ахшарумов Д. «О романе «Преступление и наказание», критическая статья
«Художественная Литература», 1974.
8. Основное содержание. Сочинения/ Авторы-составители К.К. Страхов, Л.Д. Страхова. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2001. – 160 с.
9. Материалы с сайта http://ilib.ru/
10. Л. Кричевская «Портрет героя: пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов», М.: Аспект-Пресс, 1994.