Роль комического в трагедиях Шекспира. Ромео и Джульетта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:47, контрольная работа

Описание работы

Мы познаем жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за рамки своего мирка и попадаем в большой мир. Благодаря этим и подобным творениям мы начинаем понимать, что такое настоящая жизнь. Историк, философ, моралист и психолог находят у Шекспира подтверждения открываемых ими истин. А он, художник, не мудрствуя и не поучая, воплощал эти истины как историю отдельных человеческих судеб. И делал он это так, что читатель и зритель его драм приобщается к пониманию того, как движется история, проникается желанием поразмыслить над сущностью важнейших жизненных явлений, лучше постигает себя и окружающих.

Содержание работы

Введение 3
Сочетание интеллектуального и пафосного, высокого и низкого 5
Прекрасное в низком. Изображение шутов 10
Сочетание комического и трагического. «Ромео и Джульетта» 13
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Зарубежная лит-ра.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский государственный университет печати


имени Ивана Федорова

 

 

 

 

Контрольная работа

По курсу а«История зарубежной литературы»

 

 

 

«Роль комического в трагедиях Шекспира. Ромео и Джульетта»

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса, группы ЗКжБ-1-1,

заочного отделения факультета журналистики

Гундин Михаил

 

Проверила:

Доцент

Герасимова С.В.

 

 

 

Москва а2012

Оглавление

 

 

 

Введение

 

 

Шекспир - одно из тех чудес света, которым не перестаешь удивляться: история движется колоссальными шагами, изменяется облик планеты, а людям все еще нужно то, что создал этот поэт, отдаленный от нас несколькими веками. Чем более зрелым становится человечество в духовном отношении, тем больше открывает оно глубин в творчестве Шекспира. Десятки, сотни жизненных ситуаций, в каких оказываются люди, были точно уловлены и запечатлены Шекспиром в его драмах. Ими можно мерить жизнь конкретного человека и можно отмечать стадии развития целого народа. Все драматичное, что случается с различными людьми и с обществом в целом, было показано Шекспиром с той степенью типизации и художественного обобщения, какая разрешает в разные времена и в, казалось бы, модифицировавшихся условиях узнавать себя и свою жизнь. Да, самое большое, самое сильное впечатление, создаваемое Шекспиром, - жизненность его искусства. Оно не обусловливаться точностью деталей, совпадением частностей с тем, что непосредственно знакомо каждому. Быт, нравы, обстоятельства, изображенные в его драмах, порой далеки от наших, и, тем не менее, в том, что он показал, ощущается та высшая правда, какая доступна только самому великому искусству. Она не зависит от схожести с жизнью каждого из нас. Можно не быть в тех ситуациях, в каких оказались Ромео и Джульетта, Гамлет или король Лир, но через их судьбы и переживания наш собственный опыт становится богаче.

Шекспир расширяет наш духовный горизонт. Мы познаем жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за рамки своего мирка и попадаем в большой мир. Благодаря этим и подобным творениям мы начинаем понимать, что такое настоящая жизнь. Историк, философ, моралист и психолог находят у Шекспира подтверждения открываемых ими истин. А он, художник, не мудрствуя и не поучая, воплощал эти истины как историю отдельных человеческих судеб. И делал он это так, что читатель и зритель его драм приобщается к пониманию того, как движется история, проникается желанием поразмыслить над сущностью важнейших жизненных явлений, лучше постигает себя и окружающих.

 

Сочетание интеллектуального и пафосного, высокого и низкого

 

 

В Шекспире обязательно чередуются поэзия с антипоэтическим, гармония с дисгармонией, обыденное, низкое, уродливое с романтическим, высокое и прекрасное, действительное с вымыслом…1

 

 

 

Теоретически едва ли кто-нибудь станет оспаривать достоинства смешения трагического и комического. Иначе обстоит дело в действительности. Преобладание серьезного тона в великой литературе XIX и XX веков обусловило то, что в восприятии многих трагические мотивы вытесняют все, что могло бы отвлечь и рассмешить. И это сказывается не только в том, как читают, но и в том, как ставят Шекспира. Однотонность характерна для многих постановок трагедий Шекспира. Новаторские элементы драмы XX века, выражающие трагическое приёмами гротеска, воспринимаются как нечто чуждое классике и, в частности, Шекспиру2. 

Магистральный сюжет шекспировской комедии (по Л. Е. Пинскому) — приоритет естественной жизни. Социальная жизнь, столь важная в хрониках, уступает место частной жизни, чувствам человека, среди которых главные — дружба и любовь. На смену закономерной поступи Времени, отмеченному в хрониках, в комедиях на внешнем уровне приходит торжество счастливой случайности, игра недоразумений, неожиданностей, которые щедро дарит природа. Полнота ощущения жизни рождает характерный для комедий Шекспира жизнерадостный смех (сатира почти отсутствует), формирует светлую лирическую линию в их сюжетах и обрисовке персонажей. В системе образов причудливая игра природы сказывается, например, в появлении среди персонажей близнецов, немыслимых ни в хрониках, ни тем более в трагедиях. Близнецы порождают множество комических недоразумений, веселую путаницу. Драматизм, грусть в комедиях мимолетны и только подчеркивают ощущение счастья, праздника жизни, неизбежно наступающего в финале. Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи» идет по пути отказа от внешних комических приемов. Так, в «Комедии ошибок» комическое основано на путанице, которую производят две пары близнецов (близнецы-хозяева и близнецы, находящиеся у них в услужении). В «Двенадцатой ночи» тоже есть близнецы, но недоразумения, порожденные их сходством, не определяют природы комического, а лишь дополняют ощущение жизни как праздника. Если в ранней комедии «Укрощение строптивой» унижения, которым подвергает Петруччио Катарину, оправданы концепцией Единой цепи бытия, требующей главенства в семье мужа, то в зрелой комедии «Много шуму из ничего» в дуэте Беатриче и Бенедикта лидирует женщина, а в дуэте Геро и Клавдио никто не лидирует, а все определяет чувство взаимной любви3.

Драматические повороты действия, сближающие комедию с трагедией, появляются в «Венецианском купце» (образ еврея Шейлока и связанная с ним сюжетная линия) и «Много шуму из ничего» (линия дона Хуана и связанная с ним интрига, едва не разрушившая любовь Геро и Клавдио). Тенденция драматизации приводит к появлению «мрачных комедий» третьего периода. Шекспир поразительно соединил в себе трагическое и комическое начала, и их союз проходит через многие его произведения: трагическое присутствует в комедиях, а комическое — в трагедиях, оба начала уравновешиваются в поздних драмах-утопиях4.

Способ мотивации в трагедиях Шекспира вызывает и пресловутое «разнообразие действия». До сих пор еще достаточно распространено тривиальное представление об абсолютном отсутствии единства действия в «свободной» композиции шекспировских драм. Обычно из монографий о Шекспире или из вступительных статей к его драмам читатель узнает о том, как Шекспир для разнообразия действия переплетает два-три различных и независимых источника в комедию или трагедию. Шекспир был бы при этом не больше как ловким «переплетчиком», но весьма неискусным драматургом. Не слишком много проницательности требовалось для критики во все времена, чтобы разгадать большую или меньшую внутреннюю связь различных линий в «Гамлете», в «Короле Лире» или «Тимоне Афинском» и установить таким образом «единство в разнообразии» шекспировской композиции. При этом, однако, роль побочных линий понималась обычно слишком «технически», в плане психологического параллелизма — по сходству или контрасту с характером героя. Значение тем Фортинбраса, Лаэрта и Пирра, как мстителей за отца, сводилось к оттенению «мстителя за отца» Гамлета, его особого характера и поведения, к выделению и обособлению судьбы протагониста.

Подлинная вершина творчества Шекспира – пять трагедий: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», и «Макбет». Они поражают титанической силой страстей и характеров, глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Всё это позволяет им обретать новую жизнь во все последующие эпохи.

Трагедия «Ромео и Джульетта» созвучна всему периоду творчества Шекспира своей антифеодальной направленностью  и прославлением молодой любви. Но если в комедиях этого периода любовь сметает все препятствия, то в здесь это столкновение приводит к трагическому исходу.  Главное препятствие для пылкой и верной любви Ромео и Джульетты – родовая вражда их семейств. Трагедия о Ромео и Джульетте необычайно поэтична и внутренне музыкальна.

Многогранно и содержание трагедии «Король Лир». На первом плане – сложные взаимоотношения отцов и детей, философско-нравственный вопрос дочерней и сыновней благодарности, причём проблемы эти решаются на примере двух семей: короля Лира с его дочерями и герцога Глостера с его сыновьями. Для Шекспира характерно такое удвоение и утроение основных линий. Это придаёт событиям и характерам типичность.

В 1601 г. появилась величайшая трагедия Шекспира «Гамлет», которую Белинский назвал «блистательнейший алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов.

Перебивка трагического сюжета комической сценой даже в самых мрачных произведениях Шекспира — это уходящее корнями в средневековую традицию напоминание о близости смерти и, в то же время, непрекращающемся течении жизни и постоянном её обновлении.

Богатство идеальных человеческих отношений заключено в комедиях у Шекспира, юмор которого был чрезвычайно разносторонним; смешное уродство сочеталось с жизнерадостным весельем ("Двенадцатая ночь"), с красотой цельных сильных характеров ("Укрощение строптивой"), с поэтическим миром сказки ("Сон в летнюю ночь"). Сближая комическое и трагическое, Шекспир вводил в К. таких далеко не однозначных персонажей, как меланхолик Жак ("Как вам это понравится") или простолюдин Лаунс, в к-ром смешное и доброе нераздельны ("Два веронца"). 5

Комический элемент в трагедии впервые ярко предстает в «Ромео и Джульетте». Об этой пьесе давно существует мнение, что она начинается как комедия, а заканчивается как трагедия. Действительно, смешная влюбленность Ромео в Розалину, веселые проделки Меркуцио и Бенволио, тайная любовь, вопреки родительской голе, вполне могли бы иметь место в любой из комедий Шекспира. Здесь есть и клоунская суетня слуг перед свадьбой, и простак посыльный Капулетти, от которого Ромео с друзьями узнают о предстоящем бале, но. все это бледнеет перед кормилицей Джульетты, этим Фальстафом в юбке. К сожалению, неясно, в чем заключалась роль слуги Питера, которого играл главный комик шекспировской труппы Кемп. Во всяком случае, его участие — лишнее свидетельство того обилия комического, которое введено Шекспиром в самую лирическую из его трагедий. Вплоть до поворотного момента в действии (смерть Меркуцио, Тибальта и изгнание  Ромео)   лиризм  и комедия уравновешены. После этого лиризм обретает все более трагическое звучание.

В «Гамлете» Шекспир отказался от фигуры шута, хотя присутствие его при дворе было бы естественным. Но персонажей, родственных комедии, в трагедии несколько. Гамлет недаром называет Полония шутом. Впрочем, Полоний бывает и серьезен. Его советы сыну и дочери едва ли надо считать шутовскими. Он скорее шут поневоле, из-за своей угодливости по отношению к царственным особам. Комична и фигура Осрика в конце трагедии. Есть чтото комическое и в парности таких типов, как Розенкранц и Гильденстерн. Вначале они тщатся острить (11,2), но потом сами становятся предметом злой, обличающей их шутки принца6.

Но главным носителем комедийного в пьесе является не кто иной, как принц датский. Надо ли напоминать, что он самое остроумное лицо в трагедии? Он презабавно разыгрывает Полония, Розенкранца и Гильденстерна, Осрика. Такое поведение не свойственно величественным трагическим героям древности. Наиболее прославленный из героев Шекспира, самый мыслящий из всех созданных Шекспиром позволяет себе шутить если не пофальстафовски, то, во всяком случае, как принц Генри. Но и это не все.

 

Прекрасное в низком. Изображение шутов

 

 

Название «Шут»  объединяет персонажей двух родов. Во-первых, Шекспир любит изображать "профессиональных шутов"; таковы шуты в пьесах: "Как вам это понравится", "Двенадцатая ночь", 
"Король Лир". Но кроме того, он выводит иногда в своих пьесах крестьян, слуг и т. п., все время потешающих зрителей своими промахами или дурачествами. 
Это собственно не "шуты", а "шутовские персонажи"; таков, например, слуга 
Шейлока - Ланчелот Гоббо или слуга доктора Кайуса в "Веселых виндзорских кумушках". Настоящие шуты у Шекспира гораздо разнообразнее и интереснее. Они часто под видом шутки высказывают очень глубокие и смелые мысли, издеваясь над разными предрассудками, обличая всякого рода глупость и пошлость.

Сюжеты шекспировских комедий всегда занимательны и живописны; они полны всяких приключений, случайностей, недоразумений, совпадений. Человеческая жизнь изображена в них состоящею из опасностей, неожиданностей и счастливых удач. Здесь в полной мере отражен взгляд на жизнь смелых и предприимчивых людей Возрождения, охотно шедших на риск, жаждавших новых открытий и полагавшихся на свои способности и свое счастье. Иногда Шекспир вставляет в свои трагедии короткие комические сценки. В "Гамлете", в начале V акта, мы находим сцену с могильщиками, которые задуманы Шекспиром как "шутовские персонажи". Во второй Сцене III акта "Макбета" такой же шутовской характер носит монолог привратника. Но в обоих случаях этим приемом создается резкий, волнующий контраст. Плоские шутки могильщиков оттеняют возвышенный характер размышлений Гамлета о смерти; болтовня заспанного привратника о покойниках в аде создает зловещий фон для только что совершенного убийства Дункана. Что касается речей шута в "Короле Лире", то они лишь с виду комичны, и их горькая правда совсем не предназначена для того, чтобы вызывать смех.

Образ шута занимает большое место в творчестве Шекспира, буффонный, комический шут был и раньше частым гостем на английской сцене. Как известно, в ту эпоху среди челяди королевского двора и знатных вельмож непременно находился шут. Обязанность его заключалась в том, чтобы постоянно развлекать своих господ всяческими шутками и прибаутками. Положение он занимал самое жалкое: его не считали за человека, и хозяин, как и любой знатный гость в доме, мог издеваться над ним, оскорблять его сколько душе угодно. Да и сам он считал себя "отпетым": из шутов не выходили в люди. С другой стороны, шутам разрешалось, в отличие от остальной челяди, говорить более вольно и смело. "Знатные господа иногда любят потешить себя правдой", - читаем у одного современника Шекспира. Впрочем, за излишнюю откровенность шуту грозило наказание.  

Информация о работе Роль комического в трагедиях Шекспира. Ромео и Джульетта