Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:43, творческая работа
Каждый большой художник – это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного и эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя – драгоценный камень художественного и душевного, можно сказать, «человековедческого опыта», имеющего громадное развития общества.
Введение………………………………………………………………………2
Основная часть
Глава I. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Нечистая сила на страницах повести «Ночь перед Рождеством»…….4
Глава II. Сборник «Миргород». Нечисть, обитающая
в человеческих душах. (На примере повести «Вий»)…………………..6
Глава III. Сборник «Петербургские повести».
Нечистая сила, уничтожающая человеческую душу
(На примере повести «Нос»)………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы…………………...................................................11
Городской
конкурс научно-
посвящённый 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
номинация:
«Украинские мотивы
в творчестве Н.В. Гоголя»
Исследовательская работа
на тему «Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя»
Выполнила Иванчик
Эльвира Николаевна,
ученица 7 «А» класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41
г. Белгорода»
Введение…………………………………………………………
Основная часть
Глава I. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Нечистая сила на страницах повести «Ночь перед Рождеством»…….4
Глава II. Сборник «Миргород». Нечисть, обитающая
в человеческих
душах. (На примере повести «Вий»)………………….
Глава III. Сборник «Петербургские повести».
Нечистая сила, уничтожающая человеческую душу
(На примере
повести «Нос»)…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………….............
Приложение……………………………………………………
Введение
У всякого есть что-то, чего нет у другого, у всякого чувствительнее не та нерва, чем у другого, и только дружный размен и взаимная помощь могут дать возможность всем увидеть с равной яркостью и со всех сторон предмет.
Н.В. Гоголь
Каждый большой художник – это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного и эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя – драгоценный камень художественного и душевного, можно сказать, «человековедческого опыта», имеющего громадное развития общества.
Щедрин называл художественную литературу «сокращённой вселенной». Изучая её, человек обретает крылья, оказывается способным шире, глубже понять историю и тот всегда беспокойный современный мир, в котором он живёт. Великое прошлое невидимыми нитями связано с настоящим. В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно – неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения. Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю. « Мы не знаем, - писал Чернышевский, - как могла бы Россия обойтись без Гоголя» (1, 82).1 Одна из причин загадочности великого писателя - мистика в его творчестве. И именно мистика Гоголя - тема, которой посвящена исследовательская работа, сейчас особенно
1
Здесь и далее первая цифра в скобках обозначает порядковый номер источника в списке использованной литературы, вторая – страницу.
актуальна. Как она повлияла на людей времени Гоголя и нашего времени? О Гоголе до сих пор ходят слухи о его таинственности, а некоторые его произведения могут посоперничать с современными фантастическими рассказами.
Кто же он? Гений, опередивший своё время, или простой сумасшедший? «Только мыслитель, подобный Гоголю, сумеет постигнуть всю глубину его страданий и боли и достигнет величайшего счастья, если сумеет также постигнуть литературную продукцию «разового» исполнения, но вечного пользования.», - пишут исследователи (2, 64).
Проблеме, вынесенной в название исследовательской работы, посвящено ряд книг, где авторы излагают свой взгляд на роль мистики в творчестве великого писателя: А.Н. Архангельский (2), В.А. Воропаев (7), В.И. Любич-Романович (13), Ю.В.Манн (14), М.Б. Храпченко (15).
О Н.В. Гоголе писали лучшие умы России, но понять и разгадать его тайну так никому и не удалось. Почему никто не смог понять Гоголя? Вот как отвечает на этот вопрос В.П. Астафьев: « Для того чтобы постичь Гоголя, надо или родиться Гоголем, или, совершенствуясь духовно, преодолев в себе читательские стереотипы и мыслительную инерцию, научиться читать и мыслить заново…» (3, 51). «Гоголевское творчество - ряд острейших парадоксов, иначе говоря, совершений традиционно несовместимого и взаимоисключающего. И понять секреты Гоголя- это, прежде всего, объяснить парадоксы со стороны поэтики, со стороны внутренней организации его художественного мира», - приходит к выводу И.И. Гарин (5, 109).
Цель исследовательской работы – выявить значимую роль мистики и ее проявление на этапах творческого пути Н.В. Гоголя.
Цель определяет постановку задач:
Методы исследования:
сравнительно-исторический, структурно-
Глава I. Сборник
Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь впервые зародились в нём любовь к украинской народной поэзии.
Главное в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»- это вдохновение и поэтическое изображение простого человека. Обычно герои повести- сильные и молодые люди, которые желают, чтобы восторжествовала справедливость. Они ничего не боятся и твёрдо идут к своей цели, зачастую подчиняя себе «нечистую силу». Эти произведения воспринимались как поэтическая легенда, народная сказка.
В «Вечерах…» прекрасно показано чувство любви: любви двух людей, любви к песням и танцам, любви к украинской еде, любви автора к природе: « Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно - душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!..» (9, 132).
Весь сборник пропитан вольнолюбием. Автор показывает, что человек в этом мире стоит выше всех. Он «закрепляет» за ним место владыки и правителя мира, и всякие колдуны, ведьмы, черти и лешие ему не указ. Они унижены, одурачены, растоптаны. Даже само описание нечистой силы не позволяет относиться к ней с уважением и боязнью, а даже наоборот: мы смеёмся над ней, над её нелепостью и примитивностью: «…только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт…» (9, 92)
Гоголь как бы перенимает у народной сказки присущие ей простодушие, доверчивость, наивную непосредственность, всегда оказывающиеся источником истинной поэзии.
Рассмотрим, как проявляется мистика в повести «Ночь перед Рождеством». Герой произведения Вакула простодушен, чист сердцем, набожен. Отправившись в поисках волшебного помощника к пузатому Пацюку, про которого говорят, что он не просто «сродни чёрту», он и есть самый настоящий чёрт. И при этом кузнец запросто покидает «заколдованное место», чтобы буквально в следующем эпизоде оседлать другого черта: поменьше, поглупее и посговорчивее Пацюка.
Гоголевский чёрт охает, хватается за сердце, целует руку Солохи, нашёптывает ей жаркие речи. И даже в сцене исчезновения месяца он изображён мелким воришкой, сунувшем похищенную вещь себе в карман: «Между тем чёрт крался потихоньку, к месяцу и уже потянул, было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. (9, 136).
Одураченный Вакулой он везёт его на своей спине в столицу за черевичками. Маленький, какой-то беззащитный, чёрт мёрзнет на морозе, перепрыгивая с «одного копытца на другое», увивается за ведьмой.
Так, Гоголь делает чёрта простым, нестрашным, а каким-то даже жалким. Он показывает, что его не надо бояться, не надо уважать.
Фольклорно – фантастический материал в сборнике повестей Гоголя «Вечерах на хуторе близ Диканьки» не был самоцелью. Задача писателя заключалась в том, чтобы раскрыть тему внутренние качества героя, показать цену человеческой души, её значимость. В Гоголевских «Вечерах...» человек обменивает или продаёт душу благодаря «нечистым». Именно «нечистые» являются олицетворением пороков и границ, за которые человек может переступить. Они соблазняют, манят, обещая замечательную жизнь, но в итоге – обман, горечь, пропасть... И уже ничего нельзя поделать: обратного пути нет.
Глава II. Сборник «Миргород».
Нечисть, обитающая в человеческих душах
(На примере повести «Вий»)
Единственно опасный из всех зверей, на которого нет охоты и выходят на которого лишь поневоле, - это зверь, обитающий в человеке. Конечно, есть и настоящие люди, охотники на этого зверя: ими жизнь продолжается. Но не радостная эта охота, что-то вроде охоты на смерть. Этим занимался у нас Гоголь.
Дневниковые записи М.М.Пришвина, 1935год.
Гоголь – реалист. Его поэзия реальна, поэзия жизни действительной, жизни кротко знакомой нам. Если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» автор рассматривал три типа души (чистая – гибнущая – погибшая), то в «Вие» душа, погибшая окончательно. И Гоголь, верующий в Бога, показывает, какая участь ждет такую душу. Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и реальностью. «Вий» - один из примеров такого произведения. Эти «набожные» люди лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего себя. В «Вие» Хома Брут гибнет от мести ведьмы, его неопытная душа поклонилась обольщению бесовскому.
Основной психологический мотив этого рассказа – страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным – мистический страх. Именно мистический страх представлен на страницах повести «Вий».
Хома Брут боится предсмертного желания дочери сотника (ведьмы), но несмотря на страх, он помышляет о корысти: «…зато пан набьет мне оба кармана чистыми червонцами…» (10, 23).
Гоголь с редким мастерством поставил в центр страхов равнодушного человека: надо было много ужасов, чтобы доконали они Хому Брута. Величайшее мастерство Гоголя высказалось в этой постепенности, с которой нам сообщается в рассказе таинственное: оно началось в полукомической прогулке на ведьме и правильным развитием дошло до ужасной развязки – смерти сильного человека от страха. Автор заставляет нас пережить шаг за шагом с Хомой все ступени развития этого чувства.
Главный герой поддается искушению, он не может сопротивляться, и в итоге это его губит. Он не одолел силу ведьмы, так как пренебрег правильным обращением с Писанием, не захотел услышать внутренний голос: «Не гляди!»
Так, Гоголь видел наступление зла на Россию. Зло входит в человеческие души, грядут русские страдания и мучения за Христа. Повсюду торжество смерти. Многие идут путем погибели. Велик ужас Гоголя перед этим шествием. Но мир наш не весь отдан во власть тьмы. Если борьба и есть спасение для верных Христовых.
Глава III. Сборник «Петербургские повести»
Нечистая сила, уничтожающая человека
(На примере повести «Нос»)
Тема невероятного, загадочного, мистического ярко, на основе гротеска, показана в повести «Нос» (1835 года, опубликована в 1836 году) сборника «Петербургские повести».
Сюжет этого произведения невероятен: как и положено в гротеске, Гоголь заранее устранил возможность рационального объяснения приключений, выпавших на долю его героя.
Образ носа – художественный эквивалент жизненно необходимого человеку качества. Тема этой повести – потеря персонажем «части» своего «я» в результате действия «нечистой силы». Организующую роль в сюжете играет мотив преследования, хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы в повести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковалева – не указано. Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно.
Неожиданным предстает и финал повести: «Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно» (11, 168).