Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:43, творческая работа
Каждый большой художник – это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую ступень духовного и эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя – драгоценный камень художественного и душевного, можно сказать, «человековедческого опыта», имеющего громадное развития общества.
Введение………………………………………………………………………2
Основная часть
Глава I. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Нечистая сила на страницах повести «Ночь перед Рождеством»…….4
Глава II. Сборник «Миргород». Нечисть, обитающая
в человеческих душах. (На примере повести «Вий»)…………………..6
Глава III. Сборник «Петербургские повести».
Нечистая сила, уничтожающая человеческую душу
(На примере повести «Нос»)………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы…………………...................................................11
Лишь исчезновение носа способно сокрушить сердце формального христианина, каким, подобно большинству, изображен майор Ковалев. И тогда, в минуту отчаяния, он невольно произносит крестные слова своего (по существу забытого) Бога: «Боже мой! Боже мой! За что это такое несчастие?». Так майор Ковалев встраивается в целую галерею гоголевских персонажей, вместе с собственным лицом утративших Бога и не заметивших этой утраты.
Многие критики отмечали, что повесть «Нос» - ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы (14, 29).
Есть мнение, очень распространенное, что «Нос» - шутка, своеобразная игра авторской фантазии и авторского остроумия. Оно неверно, потому что в рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость.
Заключение
Процесс исследовательской работы
состоит в анализе произведений
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь погрузил героев в сказочный мир, описал народный украинский быт сочными красками, широкими мазками. В этом сборнике нечистая сила, в основном, представлена чертями и ведьмами. Иногда они комичны, иногда опасны, но чаще побеждены и унижены.
В «Вечерах …» Гоголь показывает всю силу человека, верующего в Бога. Он хочет донести до людей эту веру, показать то, что будет с человеком, не оступившимся с верного пути.
В «Миргороде» писатель столкнул два мира - древний и современный, сказочный и обыденный, фантастический и скучно – реальный. В «Вие» Гоголь показывает нам человека, оступившегося с пути праведного. Нечисть не могла увидеть Брута пока он читал молитвы, но это не спасло его. Брут погибает не героической смертью, а смертью человека, поддавшегося искушению. То есть можно сделать вывод, что недостаточно обращаться к Богу лишь в трудную минуту, нужно верить в него всегда, и не поддаваться искушению.
А в «Петербургских повестях» Гоголь погрузил фантастику в самую гущу обыденной жизни, изобразил страшных, искажённых обитателей северной столицы, чиновного города, в котором всё ложь, всё обман, всё колеблется в неверном свете мерцающих фонарей. Здесь нечисть уже не представлена странными существами, но она гораздо страшнее и опаснее нечисти «обитающей» в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Миргороде». Эта нечисть, живущая в душе человека. Если в предыдущих повестях человека ещё можно было спасти, то в «Петербургских повестях» это пропащая душа.
Таким образом, Гоголь в своих повестях показывает три вида состояния человека: человек праведный, верующий; человек, считающий себя верующим, но в то же время сошедший с пути верного; человек пропащий.
Но с изменением состояния человека, изменяется и нечистая сила, искушающая его. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» это черти, не столько страшные, сколько комичные; в «Миргороде» ведьмы и «Вий» - существа более опасные; а в «Петербургских повестях» это пропащая душа человеческая.
Но есть у этих повестей и общее. Они все имеют религиозное направление: прямое или умело скрытое автором. Например, в «Носе» это выражено в «мелочах», на которые и внимание – то сначала не обращаешь. Во всём цикле Гоголь показывает значение Бога для человека и цену души. Он как бы предоставляет нам в своих повестях результат того, что случится, если сойти с верного пути.
Список литературы