Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве». Задачи:
изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении;
познакомиться с литературоведческими работами по «Слову о полку Игореве»;
найти в тексте описания природы или её явлений;
проанализировать, как описания природы связаны с сюжетом произведения;
определить, какую роль выполняют в произведении описания природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ………..…………………………………………………………………… 9
2.1. «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе.………………9
2.2. Союз природы и человека.…..………………………………………… 13
2.3. Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…».………………19
ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»..………………………………………………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………… 33
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ...………………………35

Файлы: 1 файл

ГОТОВОЕЕЕЕ!!.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 Затмение солнца своим зловещим колоритом подчеркивает мужественность решения Игоря и определяет весь тон повествования. Противопоставление решимости Игоря затмению дает действию завязку: воля Игоря как бы противопоставляется судьбе, воплощенной в природе, в окружающем. 
          Автор рисует тревожную картину, как хищные звери и птицы следуют в походе за войском Игоря в ожидании человеческой добычи. Все бесповоротнее надвигается поражение. Томительно долго спускается ночь. Вечер, ночь, утро последовательно описываются как бы для того, чтобы подчеркнуть мучительную длительность бессонной ночи накануне битвы: «Длъго ночь мръкнеть. Заря свЬтъ запала. Мъгла поля покрыла. Щекотъ славий успе; говоръ галичи убуди.»

 Войско рассеивает передовые отряды половцев, поэтому на этот раз утомленные в битве князья спят, не подозревая о новой, еще большей опасности для себя. Богатая добыча заглушает у воинов чувство тревоги, но оно не оставляет автора «Слова». Он как бы хочет предупредить Игоря о грозящей ему опасности, остановить его на роковом пути. Реальный пейзаж грозового утра сливается с символической картиной движения главных половецких сил со стороны Азовского моря: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свЬть повЬдаютъ; чоръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ прикрыти 4 солнца, а в нихъ трепещуть синии млънии…» Изображение надвигающейся грозы (поднявшийся ветер, отдаленный гул, пыль, стяги развеваются по ветру, и замутившиеся реки) сливается с изображением наступления войска половцев. Автор все время приковывает внимание читателя к постепенно приближающемуся войску половцев, заставляет читателя пережить неуклонность этого движения прямо на него и только в последний момент обращается вновь к русскому войску, отметив твердо занятую им оборонительную позицию. Возникает тема - беззаветного мужества небольшого русского войска.

 Саму битву Игорева войска с половцами, длившуюся целых три дня, автор в дальнейшем не описывает. Он как бы не может о ней говорить и предается лирическому раздумью. Конец битвы сравнивает с пиром, столь типичным для конца земледельческих работ в крестьянском быту; кровь автор сравнивает с вином, а половцев прямо называет сватами: «Ту кроваваго вина не доста; ту пиръ докончаша храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую».

 О поражении Всеволода и Игоря Святослав узнает через неясный сон, смутные предчувствия тревожат князя: всю беспокойную ночь каркали вороны под Киевом в предградье у Плесныка, и понеслись эти вороны к синему морю - туда, к месту поражения войска.

 Природа помогает Игорю: река Донец вступает в разговор с пленником, дятлы своим стуком в густых зарослях вокруг запрятанных в глубоких долинах рек указывает Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от погони. 

 Природа постоянно «следит» за русским войском и представляет собой необъяснимую силу добра, которая пытается предупредить Игоря о беде и позднее исправить его ошибку.

Таким образом, мы можем утверждать, что:

1. В «Слове о полку Игореве» нет описаний природы, служащих только фоном происходящего.

                  2. Как такого пейзажа в «Слове…» нет, но образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

        3. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

 

 

 

2.3. Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении

 

Представление о том, как человек средних веков  воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской  литературе и искусстве. В самом  начале Игорева похода солнечная  символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».

На третий день после  тяжелого поражения в «Слове о  полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.

Когда же Игорь освободился  из плена и на Руси установился  мир: «Солнце светится на небесе, Игорь  князь в Русской земле».

В поэме много раз  автор говорит о солнце. Оно  то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда  Игорь шел в поход, автор говорил  о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.

«…Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты.»

Вообще в произведениях  устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.

«Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто  вороны граяли,

трупы между  собой разделяя.

А галки свою речь говорили –

хотели лететь на кормление – уедие.»

А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:

Соловьи веселыми песнями

рассвет возвещают

Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

Красив также и образ  лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится  несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.

Разнообразно представлена символика света и цвета в  «Слове о полку Игореве». В частности  представляет интерес, как автор  использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное  связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны».

Близок к черному  в отдельных определениях и синий  цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

А белый цвет имеет  противоположный смысл – добро  и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий  Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.

- О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал  зеленую

На своих  серебряных берегах,

Одевал его  теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».

И еще одну реку описывает  автор – Каялу. Река с таким  названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.

Таким образом реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве», которая играет огромную роль в образе Русской земли.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы  рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю  ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

Таким образом, читая  «Слово о полку Игореве» мы отмечаем, что:

      1. Основной образ произведения – образ Русской земли.
      2. Основные образы-символы: солнце, птицы и звери.
      3. Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому.

 

ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

 

 Первые строки «Слова  о полку Игореве» начинаются  со слов Бояна:

…Ибо Боян вещий, 
если хотел кому песнь воспеть, 
то растекался мыслию по древу, 
серым волком по земле, 
сизым орлом под облаками

  В «Слове…» очень много сравнений с различными птицами и зверями. Русские войны – соколы; половцы – вороны, галки, выводок пардусов. Всеслав Полоцкий неоднократно сравнивается с волком, Ярославна – с кукушкой, Игорь – с соколом, горностаем, волком. Всеволод, брат Игоря, носит прозвище «буй тур». Святослав Киевский сам себя сравнивает с перелинявшим соколом. Гзак бежит серым волком. Храбрые дружины Рюрика и Давыда «рыкают, как раненые туры», Роман летит на подвид подобно парящему соколу и т.д. Эти сравнения из области животного мира очень характерны для народной поэзии.

  Сюжетное же повествование  начинается с описания пророческого  затмения. О нем в произведении  говорится дважды: после вступления:

…Тогда Игорь взглянул 
на светлое солнце 
и увидел воинов своих тьмою прикрытых…

и после обращения  к Бояну и речи Всеволода:

…Князь вступил  в золотое стремя

И поехал по чистому  полю

Солнце тьмою  дорогу  ему заступило

Ночь громовыми  стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Див кличет с  вершины древа,

Велит послушать  – земле незнаемой,

И Поморию, и  Посулию,

И Сурожу, и  Корсунию,

И тебе, тмутороканский болван.

 

Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны – радость, а с другой – печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю – «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса – все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.

Сюжетное повествование  продолжается описанием ночи накануне битвы русских и половцев:

…Долго ночь меркнет.

Заря свет уронила,

Мгла поля покрыла.

Щекот соловьиный уснул,

Говор галок  пробудился.

 

«…Долго ночь меркнет…» Войско Игоря ожидало сражения на следующее утро и провело тревожную ночь. Автор «Слова…» верно подметил, что бессонная ночь накануне решающего дня всегда кажется томительной и долгой. После этих слов описывается, как постепенно спустилась ночь, а затем утро. Этим повествовательным описанием того, как наступала ночь, а затем утро, передается ощущение длительности ночи. Русские войны не спали и могли наблюдать смену ночных явлений – от вечерних до утренних:

…Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.

Информация о работе Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве»