Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:44, реферат
Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве». Задачи:
изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении;
познакомиться с литературоведческими работами по «Слову о полку Игореве»;
найти в тексте описания природы или её явлений;
проанализировать, как описания природы связаны с сюжетом произведения;
определить, какую роль выполняют в произведении описания природы.
ВВЕДЕНИЕ.…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ………..…………………………………………………………………… 9
2.1. «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе.………………9
2.2. Союз природы и человека.…..………………………………………… 13
2.3. Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…».………………19
ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»..………………………………………………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………… 33
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ...………………………35
В приведенной цитате
дана характеристика одной из
самых важных особенностей
Эта типичная особенность нашла себе одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей современников к активным действиям против врагов родины.
Автор «Слова» «действительно заполняет собою все произведение от начала до конца. Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, „автор“, вносит в „Слово“ и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения.
Те же черты мы найдем во всех исторических повестях древней Руси, но особенно характерны они для XII и XIII вв. - для «Слова о погибели Русской земли», для «Повести о разорении Рязани Батыем», для повестей о битве на Калке, о взятии Владимира татарами и многих других. [8]
Для домонгольского периода в развитии древней русской литературы была характерна «эстетика дистанций» - дистанций пространственных и временных. Чтобы быть эстетически ценным, явление должно быть представлено в громадной перспективе, с далекого расстояния, как бы «с птичьего полета».
В летописях этого времени сопрягаются различные географические точки. Изложения событий перекидываются из одного княжества в другое. И это не только потому, что летописные своды соединяли в себе различные по своему географическому происхождению источники, но и потому, что именно такое повествование производило впечатление наибольшей значительности.
«Слово о полку Игореве» - произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля, и в повествование «Слова» также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере и до Тмуторокани на Черном море на юге, от Волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием «Слова» и создают его титанический фон.
Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов – Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. – вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не выключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвагов и деремеллу (литовские племена) – быть непосредственно втянутыми в ход событий.
Монументальность XI-XIII веков требовала силы, выраженной в быстроте, способности преодолевать огромные пространства, энергии походов, переездов. Герои древнерусской литературы этого периода постоянно находятся в переездах, но переездах не мирных, а с войском – с «силою великой» («идоша князь в силе великой», «в силе тяжцей»).
В «Слове» широкие
пространства действия условно
объединяются гиперболической
Размеры битвы русских
с половцами охватывают всю
степь благодаря слиянию
Не менее велики образы «Плача Ярославны». Ярославна в «плаче» обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
«Там, где в искусстве динамика, там в нем и история. Движение в пространстве едино с движением во времени. В «Слове» сказывается необычайная чуткость к истории. Оно проникнуто историзмом – не тем, конечно, к которому мы привыкли сейчас, а своим – средневековым и опять-таки очень монументальным». [3, с. 20-22]
Таким образом, для «Слова о полку Игореве» как произведения древнерусской литературы характерно следующее:
1. Эпическая тема произведения
разрешается лирическими средст
2. Образ автора вносит в „Слово…“ лирическую стихию и общественно-политический пафос, причем лиричность во многом связана с природными образами.
3. «Слово о полку Игореве» - произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля.
2.2. Союз природы и человека
Природа в «Слове»
введена в события. Она
Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк: ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья от горя приклоняются до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава.
Между природой
и человеком стираются границы.
Итак, природа не выключена из событий
истории. Пейзаж «Слова» тесно связан
с человеком. Русская природа принимает
участие в радостях и печалях русского
народа. [3, с. 26-27]
Это связано с религиозными представлениями человека XII века.
В славянских сказках
встречается множество
Все божества делились на человекоподобные божества (леший, русалка, полудницы), домашние божества (домовой), божества – чудовища (змей, ящерица, морской царь и др.). В образах этих божеств связь человека с природой ясно видна. Читая «Слово…», мы видим человека среди рек, полей и лесов.
Язычники, как уже было сказано, верили во многих богов. Древним мужским божеством был Род – бог неба, грозы и плодородия. Язычники так же верили в бога зерна. - Ярило, громовержца и царя морских стихий – Перуна, бога – отца – Стрибога, небесного бога – Сварога и многих других. Например, при описании солнечного затмения в «Слове…», автор упоминает Сварога, при рассказе о грозе и ливне – Рода и Перуна. Поклонение им происходило в самых различных формах: от простой веры до жертвоприношения.
В «Слове…» славянские боги упоминаются очень часто, причем не только прямо, но и косвенно. «Боян – Велесов внук», пахари – Дажьбожьи внуки, даже ветер назван Стрибожьим внуком. Значит, автор «Слова…» видит вокруг себя мир, сотворенный богами. Этот мир живет под их покровительством. Жизнь людей неотделима от невидимого, могущественного мира богов.
Очень ярко представления русичей о мире, отражались и в плаче Ярославны. Она поочередно обращается к ветру, к Днепру и к солнцу. [2]
Исследователи древнерусской литературы считают, что плач Ярославны – это не только плач по погибшим воинам, но и древнее заклинание, в котором содержится прямое обращение к высшим силам. «В плаче – заклинании столько… чувства…, что не остались равнодушными даже силы природы… По крайней мере, так думал автор, и так мыслили его современники».
В 988 году произошло крещение Руси, т.е. принятие христианства.
«Если говорить совсем коротко, то христианство – это религия, в основе которой лежит вера в то, что… бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскрешение изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Христиане верят, что мир создан единым, предвечным богом».
Но к XII веку на Руси прежние верования не погибли, они существовали наравне с новой верой, а, может быть, были даже сильнее.
Автор «Слова …» практически не выражает своего отношения к новой вере. В произведении лишь некоторые эпизоды показывают, что автор – христианин.
Игорь едет по Боричеву
к святой Богородице Пирогощей.
Боричев – это спуск от центральной части Киева, где находился княжеский терем и храмы, на городской Посол, где находилась церковь Богородица Пирогощая.
В «Слове о полку Игореве» все явления природы основаны на вере в различные божества.
Итак, опираясь на мнения исследователей, можно утверждать, что, с одной стороны, природа представлена, как мир различных божеств, таинственных сил, а с другой – мир человека, окруженного духами, божествами, силами природы. Мир человека, живущего в согласии с силами природы или, наоборот, в противоречии с ними.
Человек XII века одушевлял природу, окружающую его, все необычное (природные явления, смена фаз луны, день и ночь и т. д.) они объясняли как действие богов. В «Слове…» сверхприродный мир олицетворетворен. Он таинственный, одушевленный и не может быть равнодушным. Таким образом, в «Слове…» представлен взгляд человека, одушевляющего природу, т. е. язычника [2]
Хотя природа занимает исключительно большое место в «Слове», как такого пейзажа самого по себе в нем нет. Природа воспринимается автором «Слова» только в её изменениях. Древнерусские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние, когда она проявляется в действии: в грозе, в буре, в разливах рек, в засухе, затмениях солнца, в явлениях комет, в темноте ночи, мешающей сражаться, в жаре, истомляющей воинов и т. д. В древнерусских произведениях нет описания бездействующей природы, служащей только фоном для повествования. В тех немногих случаях, когда природа присутствует в древнерусских произведениях, она играет в них прямую, а не косвенную роль, она «событийна», описываются ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования, в развитие сюжета.
Система образов включает в себя образ природы, который играет существенную роль в жизни людей и является одним из главных действующих лиц, роль которого - ввести читателя в события, помочь реальней, точней представить все переживания и чувства героев произведения. Описывая печальные предзнаменования, которые предшествовали походу Игоря и сопровождали князя на его роковом пути, автор как бы хочет остановить его и тем самым сводит читателя в тревожную обстановку похода.