Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:53, реферат
Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.
В изучении романа существует две основные проблемы, связанные с относительностью его жанрового единства:
Генетическая. Между историческими разновидностями романа можно установить лишь пунктирную, с трудом различимую преемственность.
Задача памяти: подвести итог видимой и невидимой истории. Видимая история дает нам довольно ясные жизненные уроки. Мы можем многое узнать из книг, и эти знания нужны для того, чтобы мы имели возможность выбрать свое будущее... Сам Айтматов — сын народа, видимая история и письменная культура которого гораздо короче невидимой истории и искусства, живущего в традициях. Невидимое прошлое? Мир тысячелетия ничего не знал о киргизах, но они жили, боролись и работали, скрытые от глаз мира, от других народов. Вот почему Айтматов особенно чувствителен к этой невидимой истории, к единству развития природы и человеческого общества. Недаром он одаривает волков памятью, недаром так важны для него взаимоотношения людей и животных... Манкурты не могли помнить своих матерей... но их руки ловко натягивали лук, потому что нервы помнили его наощупь: с этой памятью Айтматов тоже считается.
Айтматов во весь голос протестует против морали банды поставщиков наркотиков, против человека, утерявшего самосознаниие. По мнению писателя, наркоманы и алкоголики—люди, подобные манкуртам. Они неспособны к действию. Акцентируя внимание на этой актуальной идее, писатель в то же время выдвигал программу создания новых нравственных устое
.
Читая романы Айтматова,_напрашивается вывод, что писателя интересуют и волнуют два существенных вопроса: это судьбы людей и судьба всего мира. Именно эти проблемы неустанно анализирует автор в своих творениях, обращаясь ли при этом; в прошлое или путешествуя в будущее.. И все это,
чего он касается, о чем говорит, интересует и касается всех, заставляет задуматься каждого. Он затрагивает самые сокровенные струны человеческих сердец, пробуждает чувства, рождает мысли. Это то самое волшебство, что делает из человека настоящего большого писателя. Своим писательским талантом Айтматов способен оказывать влияние на читателя к какой бы национальности он ни принадлежал. И еще очень существенное для меня в Айтматове: это его смелость, непоколебимость, настойчивость, с которым он пишет не только в наши дни, когда значительно возросли возможности честного и открытого слова,, он и в годы застоя, когда касание или раскрытие деликатных вопросов влекли за собой неприятные последствия..
Произведения Айтматова, мне кажется, дают человеку уверенность, силу и надежду. Беря в руки какое-либо из его произведений, читатель по его прочтении приходит к выводу, что хотя и ценой трудной борьбы и страданий в жизни человечества, в конечном итоге, победят здравый смысл, добро, мирный созидательный труд, а не зло, которое смогло бы привести к бессмысленной гибели всего мира, всего человечества.
Произведения Айтматова, его творчество всегда готовы оказать человеку помощь, как добрая рука друга, на которого можно всегда рассчитывать, можно опереться, если в этом будет необходимость. И именно этим славен Айтматов.
«...Роман Айтматова труден для восприятия, а потому необходимо сделать к нему некоторые пояснения. Прежде всего это произведение нельзя считать традиционным романом. Оно состоит из нескольких разнородных эпических пластов — взаимосвязанных сюжетов, в каждом из которых проводится своя тема...
«Плаха» представляет собой в полном смысле слова современный эпос, цикл собранных воедино эпических рассказов, объединенных грандиозной мыслью о единстве человека и природы».
«Больше всего замечаний было высказано в связи с публицистическими размышлениями Авдия об истоках нравственного очищения и о том, как вызволить ближних из пут паразитизма и равнодушия. Одним критикам это напоминает споры героев Достоевского, другие видят в этих сценах подражание Булгакову.
Я думаю, автор не стремился здесь к какому-то новому «богоискательству» или к отождествлению философии и религии, речь идет об определении абсолютного начала этических законов человеческого общения, о создании прочных жизненных ценностей. Без этого немыслимо нравственное возрождение человека и человечества в современных условиях.
«Центр тяжести» у Айтматова
падает не на публицистические рассуждения,
а на поэтическое описание рождающегося
сегодня мифа о единстве природы и человека.
Верность
идейной позиции Айтматова
«...В романе «Плаха» Айтматов
отводит главную роль молодому советскому
человеку, представляющему не один из
народов Средней Азии, а европейскую часть
страны. Этот упрямый богоискатель, изгнанный
из семинарии,
считает, что сегодня традиционные религии безнадежно устарели: когда на горизонте всемирных религий история выдвинет новую фигуру бога-современника с новыми религиозными идеями, отвечающими потребностям современного мира, только тогда любое вероучение можно считать оправданным. Вот такие противоречия не дают покоя Авдию и в семинарии, за ее стенами, и в миру. На место «церкви» читатель смело может поставить «партию»...»
Заключение
Роман Айтматова «Плаха» единый по своему содержа- ию, раскрывает нравственные искания героев (Авдия, Инги, остона), их страдания, готовность к самопожертвованию, то же побеждает? Казалось, сильнее Кандалов, Гришан, Базарбаев и другие, а Авдий и Бостон терпят крушение. Оба они терпят крушение, так же, как Иисус 1950 лет тому назад. Они не хотят мириться с отдельными негативными сторонами общественной жизни их государства. Они вносят различные предложения для укрепления и делают все возможное для их реализации. Но методы, которые они применяют и отдельные их действия, с точки зрения практической безрезультатны, бессмысленны. Альтруист Авдий, следуя добрым стремлениям, стал жертвой преступников. Бостон, вначале невиновный, становится виновным, стреляя не только в волчицу — «мать всего сущего», но и попадая в бесконечно любимого им сына. Еще больше увеличивает он свою вину вторым выстрелом, стреляя в истинного виновника своего несчастья, но он убивает и свою жизнь, и свое будущее. Таким образом, бесполезен альтруизм Иисуса и Авдия, так же как собственный приговор Бостона и чекиста.
Айтматов, который называет себя атеистом, тем не менее не побоялся ввести в повествование о судьбе Авдия историю мученичества Христа, описывает его спор с Понтием Пилатом накануне казни. Однако автор несколько переоценил свои возможности: трагедия богоискателя Авдия, которой посвящены две первые части романа, далеко уступает по насыщенности и художественной выразительности последней, киргизской части, где Айтматов возвращается в свою стихию и уверенно демонстрирует виртуозность своего мастерства...
Тем не менее значение романа «Плаха» бесспорно, в нем ставятся важнейшие вопросы о смысле жизни и месте человека в природе. Живущий в страхе перед тотальным разрушением, он обязан понять, что оно будет не карой свыше, а страшным итогом его собственных деяний.
Романом «Плаха» Айтматов посягнул на многие запретные темы. Его новый взгляд на религию, на проблему наркомании должен казаться широкому кругу читателей почти что еретическим...
«Плаха»— роман-трагедия, но в трагизме романа есть жизнеутверждающая сила, очищающая, вызывающая сострадание и гнев. Этот трагизм захватывает нас, и мы уже не в силах абстрактно рассуждать, быть сторонними наблюдателями, он овладевает нашими чувствами, сердцем, душой с тем, чтобы мы стали чище, сильнее яростнее. И в этом оптимизм трагичности, в этом ее великий урок.
Список литературы:
Из газеты «гРуде право». 1987. 10 окт.
Из газеты «Тагес анцайгер Цюрих». 1987. 5 окт.
Из журнала ассоциации «Русская советская литература и переводы». Париж. 1987.
Ч. Айтматов “Плаха”.
“Правда” от 22 декабря 1986г.
“Литературная Россия” от 28 ноября 1986 г.
“Литературная газета” от 15 октября 1986 г.
“Москва” № 5 – 1987 г.
“Студенческий меридиан”
К. Асаналиев "Открытие человека современности" (1968).
Л. Лебедева "Повести Чингиза Айтматова" (1972). В. Коркин "Человек о человеке. О творчестве Чингиза Айтматова" (1974).
Г. Гачев "Чингиз Айтматов и мировая литература" (1982).